Викторина по грамматическим ошибкам "Грамотей"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Презентация. Викторина по видам грамматическим ошибкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_yazyka.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачев

Слайд 3

ПРЕЛЕСТИ РЕКЛАМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 «СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ» – ЯЗЫК СМИ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 «ПЕРЛЫ» ЕГЭ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Найдите, прокомментируйте и исправьте ошибки

Слайд 4

Грамматическая ошибка: договорА вместо договОрЫ

Слайд 5

Орфографическая ошибка: следует писать в течениЕ Рекламный плакат в Нижнем Новгороде

Слайд 6

Грамматическая и орфографическая ошибка: «Комитет по культурЕ » (дательный падеж)

Слайд 7

Орфографическая ошибка. Быть джеНТЛЬменом действительно просто — достаточно научиться писать это слово грамотно. Пунктуационная ошибка: нужно поставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Слайд 8

Орфографическая ошибка: (Что делает ?) нравится.

Слайд 9

Речевая ошибка: одеть кого? НАДЕТЬ что? Пунктуационная ошибка: нет запятой перед союзом чтобы в сложном предложении .

Слайд 10

Орфографическая ошибка: дрейФ

Слайд 11

Грамматическая ошибка: неудачный порядок слов. Надо: лучшее средство в России… Лучшее с редство для удаления жира в России.

Слайд 12

Неудачное расположение частей текста. Надо: сначала меню, потом об ансамбле.

Слайд 13

Орфографическая ошибка: МаслЕничная , МаслЕница .

Слайд 14

Лексическая ошибка: нарушение лексической сочетаемости. Настоящая итальянская плитка, сделанная в России

Слайд 15

Лексическая ошибка: смешение паронимов «ПЕСЧАНЫЙ» и «песочный» Туры в Испанию (о. Тенерифе). Вам необходимо хорошее настроение и шоколадный загар для встречи Нового года? Песочные пляжи и теплые воды океана снимут с Вас усталость года уходящего!

Слайд 16

«На выставке широко представлены салфетки, воротники, скатерти, нижнее белье вологодских кружевниц ». Здесь самый яркий пример курьезной ситуации. Грамматическая ошибка: после слова «белье» нужно было добавить слово ПРОДУКЦИЯ. «На выставке широко представлены салфетки, воротники , скатерти, нижнее белье – ПРОДУКЦИЯ вологодских кружевниц».

Слайд 17

Можно рассказать о судьбе обоих сестер. Грамматическая ошибка: ОБЕИХ сестер ( ж.р .).

Слайд 18

Здесь раскрыта и затронута интересная проблема . Речевая ошибка. Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова : или РАСКРЫТА, или ЗАТРОНУТА.

Слайд 19

Речевая ошибка: смешение фразеологизмов «тяжелая доля выпала» (досталась) нашему народу. и фразеологизма «свалиться на голову». Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Слайд 20

1.Лексическая ошибка: не учтено значение слова «СООБЩНИК» - соучастник преступления, каких-л. неблаговидных дел . 2. Речевой недочет: «умело подмечает». Автор, Д . Лихачев , умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры.

Слайд 21

Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Наличие грубых, бранных слов, жаргонизмов рассматривается в качестве этической ошибки

Слайд 22

Грамматическая (синтаксическая)ошибка: нарушение норм управления «ЗАОСТРЯЕТ ВНИМАНИЕ (НА ЧЕМ?) на ПРОБЛЕМЕ». Д . Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

Слайд 23

Грамматическая (словообразовательная) ошибка: «ВЕЛИКОСТЬ» вместо «ВЕЛИЧИЕ». Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Слайд 24

Грамматическая (синтаксическая ошибка) – нарушение норм управления. Надо «ПРИМЕРОМ (ЧЕГО?)». Речевая ошибка – нарушение сочетаемости «ПРИМЕР ПРОБЛЕМЫ». Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

Слайд 25

Искажение фразеологизма «ДО МОЗГА КОСТЕЙ ». Этот человек был дворянином от мозга до костей .

Слайд 26

Речевая ошибка: неуместное использование метафоры без учета ее значения. Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя. Бальз А.С. Пушкин Н.В. Гоголь

Слайд 27

Лексическая ошибка: нарушение лексической сочетаемости «НЕ БЫЛО (другого – лишнее) ВЫБОРА » или «НЕ БЫЛО ДРУГОГО ВЫХОДА» « О громные знания» лучше заменить на ХОРОШИЕ. Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

Слайд 28

Грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Речевая (лексическая) ошибка: «физические ценности». Надо МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

Слайд 29

Речевая ошибка: анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох. Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

Слайд 30

Ошибка – более подробнее: нарушена форма образования сравнительной степени наречия. Составная форма сравнительной степени наречия образуется при помощи частиц более, менее и исходной формы наречия. Правильно: более подробно . Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксе –ее- (-ей-). В следующем включении я могу более подробнее рассказать о выборах в Красноярске.

Слайд 31

Ошибка : слово двуличная употреблено в несвойственном ему значении. Прилагательное двуличный имеет значение «лицемерный, неискренний» и сочетается с существительными: человек , поступок, мораль. Здесь, очевидно, имелась в виду трудная, сложная, тяжелая, нелегкая или, точнее, двусмысленная ситуация . Правильный вариант: в Абхазии сложилась ситуация сложная, двусмысленная. В Абхазии ситуация двуличная.

Слайд 32

Ошибка : нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе. Правильный вариант: у меня даже сомнения не было В ТОМ, что победу одержит «Единая Россия ». О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

Слайд 33

Ошибка в управлении: страдают отсутствием площадок: Страдать . 1. Испытывать страдание. Страдать (от чего?) от боли . 2. чем? Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?) головными болями. Страдать самомнением (перен.). 3 . Подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы страдают (от чего?) от сорняков. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Слайд 34

Ошибка : речевая избыточность (употребление лишних слов): финансовым спонсором. Спонсор (англ. sponsor < лат. spondere – ручаться, гарантировать). Лицо или организация, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, сооружение объекта. Правильный вариант: нашим спонсором является Управление социальной защиты населения района. Финансовым спонсором наших встреч выступает Управление социальной защиты населения района.

Слайд 35

Ошибки : 1) выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание: партизан. От фонда «Красных партизанов » до наших дней .

Слайд 36

Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот . Грамматическая ошибка. Ч ислительные полтора, полтораста имеют 2 падежные формы: И.п ., В.п . – полтора, полтораста; Р., Д., Тв ., Пр. п. – полутора, полутораста. Правильный вариант – БОЛЕЕ ПОЛУТОРАСТА.

Слайд 37

Речевая ошибка: нарушение лексической сочетаемости. Криминогенный - Способствующий совершению преступлений. Правильный вариант: СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ, УМЕНЬШИТЬ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ. Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме.

Слайд 38

В митинге на центральной площади города приняли участие более пятиста человек . Грамматическая ошибка. В числительных от 200 до 900 в Р.п . вторая часть имеет нулевое окончание –сот.

Слайд 39

Ребят выбрали из числа тех, кто показал себя умелыми организаторами и лидерами в школах и лицеях. Грамматическая ошибка: в придаточной части подлежащее, выраженное местоимением КТО требует сказуемого в форме ЕДИНСТВЕННОГО числа. Правильный вариант: ПОКАЗАЛ СЕБЯ УМЕЛЫМ ОРГАНИЗАТОРОМ И ЛИДЕРОМ В ШКОЛЕ ИЛИ ЛИЦЕЕ.

Слайд 40

Грамматическая ошибка: сказуемое БЫЛ ВЫПОЛНЕН имеет форму прошедшего времени, а определение НАМЕЧАЕМЫХ выражено причастием настоящего времени, т.е. планы еще только НАМЕЧАЮТСЯ. Надо: раньше НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ. Монтаж турбины был выполнен на три недели раньше намечаемых планом сроков.

Слайд 41

Звезда Джона Мейджора стала стремительно восходить вверх и его назначили министром. («Известия»). Речевая избыточность (плеоназм): избыточным является слово «вверх», поскольку глагол восходить уже указывает на направление движения вверх.

Слайд 42

Число членов партии не превышает две тысячи человек. Грамматическая ошибка: не превышает ДВУХ ТЫСЯЧ . 2. Речевая избыточность (плеоназм): избыточным является слово «человек». Правильный вариант: ЧИСЛО ЧЛЕНОВ ПАРТИИ НЕ ПРЕВЫШАЕТ ДВУХ ТЫСЯЧ.

Слайд 43

Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но... каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее . Д.С . ЛИХАЧЕВ. Письма о добром и прекрасном. Филология — наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» — любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико-грамматическая викторина "We love English"

Внеклассное мероприятие по английскому язяыку....

Разработка грамматической викторины на английском языке «Занимательный мир времён английского глагола»

Проведение данной викторины предполагает обобщение и систематизацию   знаний по теме «Времена английского глагола» (настоящее совершенное время, прошедшее неопределенное время, настоящее нео...

Грамматическая игра-викторина "Знайка"

Материал составлен для работы на уроке учащимися 6 класса, изучающих английский язык по любым УМК. Игра – викторина « Знай-ка!» (Know it all!) выполнена в программе Microsoft Power Point 2013. Целью и...

План-конспект грамматической викторины по предмету «Английский язык» для учащихся 4-5 классов общеобразовательных учреждений “Meet Missis Grammar” (Грамматическая карусель)

Предлагаемый материал представляет собой разработку игрового урока или внеклассного мероприятия в рамках предметной недели для учащихся 4-5 классов общеобразовательных учреждений....

План-конспект грамматической викторины по предмету «Английский язык» для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений “Great Britain”

Данный материал можно использовать как на основном уроке при изучении страноведения, так и на внеклассном мероприятии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений....

Лексико-грамматическая викторина

Данная викторина предназначена для учеников 8 класса, занимающихся по учебнику "Spotlight", в игре подобраны те слова и грамматика, которые изучаются на уроках, таким образом, викторина служит для пов...

Внеклассная работа по русскому языку. Грамматические викторины

Грамматические викторины являются одним из видов языковых игр. Викторина проводится между учащимися одного класса....