Комплексный анализ текста по притче Рафаэля Мустафина «Три сундука»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Гимадеева Глюса Ренатовна

План-конспект урока русского языка в 7 классе. Комплексный анализ текста по притче Рафаэля Мустафина "Три сундука". Рекомендуется проводить после изучения темы "Наречие" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pritche7kl.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 175 Советского района города Казани»

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Комплексный анализ текста

после изучения темы «Наречие»

по притче Рафаэля Мустафина «Три сундука»

Учитель русского языка и литературы

Гимадеева Глюса Ренатовна

Казань-2014

Тема.                   Комплексный анализ текста.

                             Повторение-обобщение по теме «Наречие».

Цель.                   1. Систематизация и закрепление знаний по разделу

2. Совершенствование навыков и умений анализа текста.

                             3. Способствование формированию чувства ответственности

     за воспитание в семье высоких нравственных качеств.

Оборудование:   Тексты притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука», проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

- Ребята, как вы думаете, почему человеку нужна семья? Почему семье отводится большая роль в жизни общества?

( В семье человека окружают любимые, близкие люди.

- Нам дома, в семье комфортно, уютно, хорошо.

- Всем необходимым для жизни умениям человек учится в семье.

- Детей в семье воспитывают и т.д.)  

- Действительно, самая ответственная задача семьи – воспитание детей. Ведь от того, какое воспитание получит ребенок в семье, зависит его дальнейшая судьба, а значит, судьба общества, страны. В тексте, который сегодня я хочу вам представить, тоже говорится о семье, о воспитании детей. Это современная притча Рафаэля Мустафина «Три сундука», которая была напечатана в журнале «Идель» в 11 номере 2006 года.

II. Работа по теме.

  1. Чтение текста учителем.

Три сундука.

Современная притча.

          Было у родителей три дочери.  Мать с отцом заранее подготовились об их будущем – подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданным. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было чин-чинарем, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.

          Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет – тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром – тоже жалко.

          Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их к чертовой матери. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется – вдруг еще понадобятся. Зря надеется…

  1. Анализ текста.

А) Определите тему текста

      Что такое тема?

Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

( В тексте  говорится о воспитании детей, о духовном и материальном богатстве, об ответственности родителей за воспитание детей.)

Б) В определении термина «тема» говорится, что очень часто тема текста отражается в его заглавии. Скажите, раскрывает ли заглавие «Три сундука» тему данного текста?

( Нет. Заглавие притчи не тематическое, а идейное. Три сундука – это символ богатства, материального благополучия. )

 В) А что такое идея?

       Какова идея данной притчи?

Идея, основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. (надпись появляется на экране после ответов учащихся на первый вопрос)

(Родители, заботясь о накоплении материального состояния, забыли о самом главном – о подготовке дочерей к семейной жизни, о духовном воспитании.)

Г) Вы правильно определили идею притчи. А теперь прочитайте пословицы на экране и скажите, созвучны ли они с идеей текста?

Не с богатством жить – с человеком.

Большое приданое мужа не сделает.

(Т.о., пословицы раскрывают основную мысль текста, их можно взять эпиграфами к данному уроку, к данному тексту. Часто родители, желая детям счастливого будущего, думают только о материальном положении, благополучии. Конечно, это не последний пункт в приобретении счастья, особенно в наше время. Но на одном богатстве никогда не построишь крепкую семью. В семье должны царствовать любовь, уважение, взаимопонимание.

Д) Жанр своего художественного произведения автор определил как современная притча. Что характерно для этого жанра? Какие притчи вы можете вспомнить по курсу литературы?

(Рассматривали «Притчу о блудном сыне» при анализе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»; небольшой объем, содержит поучение, похожа на басню, главные герои – люди)

На экране:

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне (в 18 веке иногда даже не делали различия между басней и притчей). Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частным поводам. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни (животных).

Е) Определите тип речи. Докажите свою мысль.

(Повествование – это «мир в действии», несколько кадров фотопленки, рассказывается о событиях, действиях; последовательность событий передается частым употреблением наречий места и времени.)

Ж) Объясните значение словосочетания «орава прожорливой детворы». К какому стилю речи они относятся?

(Просторечные слова)

         

Почему автор так пренебрежительно называет детей?

(Чтобы показать сущность родителей, в данном случае бабушки с дедушкой. И к своим детям, и внукам они относятся как к объектам, нуждающимся в материальном обеспечении. Они только думают, как их накормить, одеть, содержать. К этому времени они состарились, внуки для них не в радость, а обуза.)

З) Какие  еще просторечные слова употребляются в тексте?

( Чин-чинарем, к чертовой матери)

И) Докажите, что это текст? Что такое текст?

Тест – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

К) Первую часть определения термина «текста» мы разобрали, а как же предложения связаны грамматически? Разберем эти вопросы. Как связаны 1 и 2 предложения? Укажите средства связи.

( Лексически: контекстные синонимы, родители – мать с отцом)

2 и 3 предложения?

(С помощью наречия места: сундуки – там)

Л) Вспомните способы связи предложений, приведите примеры цепной и параллельной связи в тексте.

(1 абзац – цепная

2 абзац – цепная

3 абзац – первые 4 предложения параллельная

Конец – цепная)

(Определения  можно дать через экран)

М) Каких частей речи больше в тексте?

( Существительные, глаголы, наречия)

Н) Почему в тексте мало прилагательных?

(Прилагательные обозначают признаки предметов, а для автора важно показать поступки, действия. Действия – это глаголы, а при глаголах имеются очень много наречий.)

3. Повторение – обобщение по теме.

А) Найдите и выпишите все наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите разряд.

Что такое наречие?

Заранее позаботились (время)

Было чин-чинарем (обр. д-я)

Не было стыдно (обр. д-я)

Начали выходить замуж (места)

Тяжело расставаться (обр. д-я)

Жалко расставаться (обр. д-я)

Вернулась домой (места)

С ребенком впридачу (меры и ст.)

Вдруг ещё понадобятся (врем, меры и ст.)

Надеется зря (обр. д-я)

Б) Определите разряд наречий.

В) Сделайте разбор наречий по составу (морфемный анализ)

Впридачу, чин-чинарем, домой, стыдно

       Г) Объясните правописание наречия чин-чинарем. Какие ещё способы дефисного написания наречий вы знаете?

( Наречия, образованные с помощью во-, по-, - ых, -ему, -ому, -и)

        Д) Каким членом предложения являются наречия?

        Е)  Найдите в тексте предложение, где наречие является не обстоятельством, а сказуемым

Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. (устойчивое сочетание)

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Объясните отсутствие запятой перед союзом и в сложном предложении: есть общий второстепенный член.

        Ж) Объясните знаки препинания в предложениях:

- Отец каждый раз…

- А там и перины, и подушки…

         

III. Вывод: для чего нам нужны наречия?

(Для полного, четкого, правильного изображения наших действий.)

Слово учителя.

Пусть ваши действия обозначают только «положительные» наречия, чтобы вам в будущем, как в этой притче, не пришлось сожалеть о ваших действиях, поступках.

IV. Домашнее задание.

В конце притчи автор поставил многоточие. Как вы думаете, почему?

( Недосказанность мысли, место для рассуждения.)

Написать продолжение притчи или дать свою оценку содержания, комментарии к проблеме, поднятой в тексте.

Использованная литература.

  1. Журнал «Идель», №11, 2006 год
  2. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразовательных учебных заведений/ Научный редактор В.В.Бабайцева/, автор Никитина Е.И., М.: просвещение, 1993 год.
  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. Ред. – сост.: Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев, М., Просвещение, 1983 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Открытый урок русского языка в 7 классе «Повторение темы «Наречие». Комплексный анализ текста притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука»

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Содержит интересный материал, связанный с анализом текста....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...