Многоаспектный (комплексный) анализ текста притчи "Урок бабочки".
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Урок развития речи для учащихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_urok_babochki.doc | 74 КБ |
tekst.docx | 11.96 КБ |
rabochie_karty_k_uroku.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Инна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 10
Сальского района
г. Сальска
Тема: «Многоаспектный (комплексный) анализ текста» притчи «Урок бабочки».
Урок русского языка
Тема урока – многоаспектный (комплексный) анализ текста
Тип урока – урок развития речи с применением ИКТ
Формы организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная, устная и письменная, актуализация знаний, демонстрация в форме презентации, решение проблемных вопросов, наблюдение.
Формы организации работы учителя: аналитическая беседа, эвристическая беседа, демонстрация слайдов.
Мультимедийная составляющая урока – презентация PowerPoint.
Цель использования мультимедийного компонента – создание визуального ряда, который помогает учащимся актуализировать знания, решение проблемы наглядности материала на уроке, повышение мотивации учащихся к учению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Цели урока:
- формирование навыков комплексного анализа текста;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;
- формирование орфографической зоркости;
- воспитание нравстренности учащихся.
Тип урока: урок – исследование
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
Темой урока: Многоаспектный (комплексный) анализ текста притчи «Урок бабочки».
Цели урока:
- формирование навыков комплексного анализа текста;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;
- формирование орфографической зоркости;
- нравственное воспитание учащихся.
Сегодня мы будем работать над комплексным анализом текста, учиться умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, повторим приемы сжатия текста, необходимые для написания сжатого изложения на экзамене в форме ГИА; а так же порядок фонетического и синтаксического разборов.
Я предлагаю вам прослушать стихотворение и сказать о чем оно?
Стихотворение о смысле человеческой жизни и о её предназначении.
А теперь я хочу предложить вам притчу.
- Чтение текста. Текст:
Урок бабочки.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
- Что объединяет прочитанный текст и стихотворение? - общая тема смысла жизни и её предназначение.
На всякий случай:
ПРИТЧА – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное и религиозное поучение.
Притчи – это рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль.
4. Определите тему текста. (ЧТО?) – то, о чем говорится в тексте.
Возможные варианты ответов учеников: СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Я хочу, чтобы вы подумали и предложили свое название притчи.
Определите идею текста. (ДЛЯ ЧЕГО?) – то, к чему призывает, для чего написан и чему учит текст.
Возможные варианты ответов учеников: если человек будет искать легкие пути решения, то он не сможет состояться как личность, ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ.
- А вы согласны с мнением автора о том, что мы не смогли бы быть такими сильными, если бы не было трудностей?
- Прав ли главный герой притчи? Как бы вы поступили на его месте?
- Не было ли в вашей жизни таких моментов, когда преодоление трудностей вам помогало?
Я предлагаю обратить ваше внимание на рабочие карты, которые лежат на ваших столах. Они содержат 6 заданий. Первые три мы обговорим вместе с вами, и запишем на доске, с оставшимися вам предстоит справиться самостоятельно. Работать вы будете в группах, обсуждайте вопросы и советуйтесь друг с другом, верные ответы вносите в предложенные рабочие карты.
Анализ текста по группам.
1 группа 2 группа 3 группа
Задание №1
- Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связанны по смыслу и грамматически, последовательно и интонационно при помощи однокоренных слов или повторяющихся слов, местоимений)
- Определите стиль речи (всего) данного текста, докажите свою точку зрения.
(Возможные варианты ответов учеников: художественный стиль, потому что
нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать чувства автора.
употребляется в художественных произведениях.
конкретность, образность, эмоциональность, наглядная представляемость.
слова в конкретном и переносном значении, эмоционально-оценочные слова, с однородными членами).
- Определите тип речи (всего) предложенного текста, докажите (рассуждение и повествование). Определите структуру данного текста. Обозначьте логические части текста (вступление, основную часть и заключение).
1 группа 2 группа 3 группа
Задание №2
Работа с доской.
- Произведите фонетический разбор слова УСИЛИЯ.
- Разберите слово нерасправленные по составу. (не, рас - приставки, правл (вариант корня прав-\правл- с чередованием) корень, енн – суффикс причастия, ые – окончание; причастие образовано от глагола сов. вида – расправить).
- Какая часть речи перед нами?
- Определите способ образования слова:
Расправленный – приставочный – расправить – суффиксальный (енн) – суффикс причастия.
- Какие грамматические признаки данного причастия можно определить по окончанию – ые? (мн. Ч. Им. П)
- Выполните синтаксический разбор предложения №14
Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
1 группа 2 группа 3 группа
Задание №3
- Подберите синоним к слову немощным (слабый, больной, беспомощный).
- Определите лексическое значение слова волочила (тянула, протягивала, тащила).
- Подберите синоним к слову позволено (разрешено)
- группа 2 группа 3 группа
Задание №4 - 5
1 группа
- Укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное предложение (№3).
- Замените словосочетание оставила усилия, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование (оставленное усилие).
2 группа
4. Из текста выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне: (Расти);
5. Укажите количество грамматических основ в предложении №7,(3)
- группа
- Из предложенного текста выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется ударением (никогда).
- Выпишите грамматические основы предложения №16 (мы не смогли бы летать)
Сжатие текста.
Сократите отрывок текста и продемонстрируйте, что у вас получилось (используйте карандаши, зачеркивая ими ненужные элементы текста, оставляя сокращенный вариант).
Приемы сжатия текста
- -сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
- -образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- -сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- -разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- -пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- -пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
А теперь дайте рекомендации друг другу по тексту, который вы продемонстрировали.
Домашнее задание.
1. Обработайте оставшиеся отрывки, и конечный вариант запишите в тетрадь.
2. Творческое письменное задание. Напишите на черновиках сочинение-рассуждение на тему: «О чем рассказывают притчи?» на примере одной из найденных вами притчи.
Подведение итогов.
- Удалось ли нам достигнуть поставленных целей урока?
- Какой момент урока вам был интересен?
Высказывание-напутствие:
Наш день оставит в жизни след.
А может быть, и нет.
Какой же след оставишь ты?
Падешь во тьму из пустоты?
В потемках нам не разобрать,
Куда идти, за кем шагать.
Но мрак не вечен - виден свет.
Свет - это след чужих побед.
Его зажгли в кромешной тьме,
Те, кто желал добра тебе.
Быть может даже, что они
Отдали жизнь за те огни,
Чтоб в жизни ты искал побед!
Какой же ты оставишь след?..
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Выставление отметок. Слова благодарности за работу на уроке, желаю удачи на экзаменах.
Предварительный просмотр:
Урок бабочки.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Предварительный просмотр:
Ф.И. ученика, класс………………………………………………………
1 группа
Озаглавьте текст………………………………………..
- Докажите, что это текст……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Произведите фонетический разбор слова усилия ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Подберите синоним к слову немощный ……………………………………
- Укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное предложение……………………………………………………
- Замените словосочетание оставила усилия, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование…………………………………………………………
- Сжатие текста.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Ф.И. ученика, класс………………………………………………………
2 группа
Озаглавьте текст………………………………………….
- Определите стиль речи (всего) данного текста, докажите свою точку зрения………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Разберите слово нерасправленные по составу, определите способ образования слова…………………………………………………………..
- Определите лексическое значение слова волочила………………………
- Из текста выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне…………………………………...........................................................
- Укажите количество грамматических основ в предложении №7………
- Сжатие текста.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Ф.И. ученика, класс………………………………………………………
3 группа
Озаглавьте текст………………………………………….
1.Определите тип речи (всего) данного текста. Определите структуру текста, обозначьте логические части текста…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..........
- Выполните синтаксический разбор предложения №14.
Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Подберите синоним к слову позволено……………………………………
- Из предложенного текста выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется ударением…………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………
- Укажите номер предложения, в состав которого входит обособленное обстоятельство………………………………………………………………
- Сжатие текста.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи. Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...