Многоаспектный (комплексный) анализ текста притчи "Урок бабочки".
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Урок развития речи для учащихся 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_urok_babochki.doc74 КБ
Файл tekst.docx11.96 КБ
Файл rabochie_karty_k_uroku.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Инна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 10

Сальского  района

г. Сальска

Тема: «Многоаспектный (комплексный) анализ текста» притчи «Урок бабочки».

Урок русского языка

Тема урока – многоаспектный (комплексный) анализ текста

Тип урока –  урок развития речи с применением ИКТ

Формы организации работы детей: фронтальная, групповая,  индивидуальная, устная и письменная, актуализация знаний, демонстрация в форме презентации, решение проблемных вопросов, наблюдение.

Формы организации работы учителя: аналитическая беседа, эвристическая беседа,  демонстрация слайдов.

Мультимедийная составляющая урока – презентация PowerPoint.

Цель использования мультимедийного компонента – создание визуального ряда, который помогает учащимся  актуализировать знания, решение проблемы наглядности материала на уроке,  повышение мотивации учащихся к учению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Цели урока:

  1.  формирование навыков комплексного анализа текста;
  2. обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  3. формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;
  4. формирование орфографической зоркости;
  5. воспитание нравстренности учащихся.

Тип урока: урок – исследование

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Темой урока: Многоаспектный (комплексный) анализ текста притчи «Урок бабочки».

Цели урока:

  1. формирование навыков комплексного анализа текста;
  2. обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  3. формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;
  4. формирование орфографической зоркости;
  5. нравственное воспитание учащихся.

Сегодня мы будем работать над комплексным анализом текста, учиться умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, повторим приемы сжатия текста, необходимые для написания сжатого изложения на экзамене в форме ГИА; а так же порядок фонетического и синтаксического разборов.

 

Я предлагаю вам прослушать стихотворение и сказать о чем оно?

Стихотворение  о смысле человеческой жизни и о её предназначении.

А теперь я хочу предложить вам притчу.

  1. Чтение текста.                                      Текст:

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

  1. Что объединяет прочитанный текст и стихотворение?  - общая тема смысла жизни и её предназначение.

На всякий случай:

ПРИТЧА – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное и религиозное поучение.

Притчи – это рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль.


4. Определите тему текста.
 (ЧТО?) – то, о чем говорится в тексте.

Возможные варианты ответов учеников: СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Я хочу, чтобы вы подумали и предложили свое название притчи.

Определите идею текста. (ДЛЯ ЧЕГО?) – то, к чему призывает, для чего написан и чему учит текст.

Возможные варианты ответов учеников: если человек будет искать легкие пути решения, то он не сможет состояться как личность, ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ.

  1. А вы согласны с мнением автора о том, что мы не смогли бы быть такими сильными, если бы не было трудностей?

  1. Прав ли главный герой притчи? Как бы вы поступили на его месте?

  1. Не было ли в вашей жизни таких моментов, когда преодоление трудностей вам помогало?

Я предлагаю обратить ваше внимание на рабочие карты, которые лежат на ваших столах. Они содержат 6 заданий. Первые три мы обговорим вместе с вами,  и запишем на доске, с оставшимися вам предстоит справиться самостоятельно. Работать вы будете в группах, обсуждайте вопросы и советуйтесь друг с другом, верные ответы вносите в предложенные рабочие карты.

Анализ текста по группам.

1 группа 2 группа 3 группа

Задание №1

  1. Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связанны по смыслу и грамматически, последовательно и интонационно при помощи однокоренных слов или повторяющихся слов, местоимений)
  2. Определите стиль речи (всего) данного текста, докажите свою точку зрения.

 (Возможные варианты ответов учеников:  художественный стиль, потому что

нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать чувства автора.

употребляется в художественных произведениях.

конкретность, образность, эмоциональность, наглядная представляемость.

слова в конкретном и переносном значении, эмоционально-оценочные слова, с однородными членами).

  1. Определите тип речи (всего) предложенного текста, докажите (рассуждение и повествование). Определите  структуру данного текста.  Обозначьте логические части текста (вступление, основную часть и заключение).

1 группа 2 группа 3 группа

Задание №2

Работа с доской.

  1. Произведите фонетический разбор слова УСИЛИЯ.
  2. Разберите слово нерасправленные по составу. (не, рас  - приставки, правл (вариант корня прав-\правл- с чередованием) корень, енн – суффикс причастия, ые – окончание; причастие образовано от глагола сов. вида – расправить).
  1. Какая часть речи перед нами?
  2. Определите способ образования слова:

Расправленный – приставочный – расправить – суффиксальный (енн) – суффикс причастия.

  1. Какие грамматические признаки данного причастия можно определить по окончанию – ые? (мн. Ч. Им. П)
  1. Выполните синтаксический разбор предложения №14

Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.

1 группа 2 группа 3 группа

Задание №3

  1. Подберите синоним к слову немощным (слабый, больной, беспомощный).
  2. Определите лексическое значение слова волочила (тянула, протягивала, тащила).
  3. Подберите синоним к слову позволено (разрешено)
  1. группа 2 группа 3 группа

                                                  Задание №4 - 5

1 группа

  1. Укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное предложение (№3).

  1. Замените  словосочетание оставила усилия, построенное на основе подчинительной  связи управление, синонимичным  словосочетанием со связью согласование (оставленное усилие).

2 группа

              4.  Из текста выпишите слово(-а) с  чередующейся гласной в корне: (Расти);

                         5. Укажите количество грамматических основ в предложении №7,(3)

  1. группа

  1. Из предложенного текста выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется ударением (никогда).
  2. Выпишите грамматические основы  предложения №16 (мы не смогли бы летать)

Сжатие текста.

Сократите отрывок текста и продемонстрируйте, что у вас получилось (используйте карандаши, зачеркивая ими ненужные элементы текста, оставляя сокращенный вариант).

Приемы сжатия текста

  1. -сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
  2. -образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
  3. -сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
  4. -разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  5. -пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
  6. -пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

А теперь дайте рекомендации друг другу по тексту, который вы продемонстрировали.

Домашнее задание.

       1. Обработайте оставшиеся отрывки, и конечный вариант запишите в тетрадь.

       2. Творческое письменное задание. Напишите на черновиках сочинение-рассуждение на тему: «О чем рассказывают притчи?» на примере одной из найденных вами притчи.

Подведение итогов. 

  1. Удалось ли нам достигнуть поставленных целей урока?
  2. Какой момент урока вам был интересен?

Высказывание-напутствие:

Наш день оставит в жизни след.
А может быть, и нет.
Какой же след оставишь ты?
Падешь во тьму из пустоты?
В потемках нам не разобрать,
Куда идти, за кем шагать.
Но мрак не вечен - виден свет.
Свет - это след чужих побед.
Его зажгли в кромешной тьме,
Те, кто желал добра тебе.
Быть может даже, что они
Отдали жизнь за те огни,
Чтоб в жизни ты искал побед!
Какой же ты оставишь след?..
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

Выставление отметок. Слова благодарности за работу на уроке, желаю удачи на экзаменах.





Предварительный просмотр:

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.



Предварительный просмотр:

Ф.И. ученика, класс………………………………………………………

1 группа

Озаглавьте текст………………………………………..

  1. Докажите, что это текст……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Произведите фонетический разбор слова усилия ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
  3. Подберите синоним к слову немощный ……………………………………
  4. Укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное  предложение……………………………………………………

  1. Замените  словосочетание оставила усилия, построенное на основе подчинительной  связи управление, синонимичным  словосочетанием со связью согласование…………………………………………………………
  2. Сжатие текста.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Ф.И. ученика, класс………………………………………………………

        2 группа

Озаглавьте текст………………………………………….

  1. Определите стиль речи (всего) данного текста, докажите свою точку зрения………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Разберите слово нерасправленные по составу, определите способ образования слова…………………………………………………………..
  3. Определите лексическое значение слова волочила………………………
  4. Из текста выпишите слово(-а) с  чередующейся гласной в корне…………………………………...........................................................
  5. Укажите количество грамматических основ в предложении №7………

  1. Сжатие текста.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Ф.И. ученика, класс………………………………………………………

        3 группа

Озаглавьте текст………………………………………….

1.Определите тип речи (всего) данного текста. Определите  структуру текста,  обозначьте логические части текста…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..........

  1. Выполните синтаксический разбор предложения №14.

Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Подберите синоним к слову позволено……………………………………
  2. Из предложенного текста выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется ударением…………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………

  1. Укажите номер предложения, в состав которого входит обособленное обстоятельство………………………………………………………………
  2. Сжатие текста.

      Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...