Открытый урок русского языка в 7 классе «Повторение темы «Наречие». Комплексный анализ текста притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука»
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Буйлова Наталия Николаевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Содержит интересный материал, связанный с анализом текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vernye_i_nevernye_utverzhdeniya2.pptx631.21 КБ
Файл otkrytka.docx139.63 КБ
Файл smartfon.docx33.56 КБ
Файл telegramma.docx233.65 КБ
Файл rafael_mustafin_tekst.docx12.01 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka1.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Верные и неверные утверждения» 1. Наречие – это самостоятельная часть речи ДА 2 . Наречие – это служебная часть речи НЕТ 3 . Наречие не имеет окончание ДА 4 . Наречие – изменяемая часть речи 5. Наречие обозначает признак предмета по действию НЕТ 6 . Наречие обозначает признак действия ДА 7 . В предложении наречие чаще играет роль обстоятельства ДА 8. Наречие может отвечать на вопрос сколько? НЕТ 9 . Наречие имеет форму слова НЕТ 10. Наречие можно разделить на смысловые группы ДА НЕТ

Слайд 2

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой

Слайд 3

Двадцать шестое января. Классная работа. Повторение темы «Наречие». Работа с текстом притчи «Три сундука».

Слайд 4

Не с богатством жить – с человеком. Большое приданое мужа не сделает.

Слайд 5

ПРИТЧА – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне (в 18 веке иногда даже не делали различия между басней и притчей). Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частным поводам. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни (животных).

Слайд 6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 7

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой

Слайд 8

Задания по теме «Наречие» Задание 1 . Найдите и выпишите из текста все наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите их разряд. Задание 2. Найдите в тексте наречие, которое является словом-исключением. Сформулируйте правило. Задание 3. Найдите в тексте предложение, в котором наречие входит в состав сказуемого.

Слайд 9

Рефлексия Прием «Пять пальцев

Слайд 10

М ( м изинец) – м ышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б ( б езымянный) – б лизость цели . Что я сегодня делал и чего достиг? С ( с редний) – с остояние духа, настроения. Каким было моё настроение? Изменилось ли? В какую сторону? У ( у казательный) – помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли? Б ( б ольшой) – б одрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Слайд 11

Домашнее задание 1 вариант. Написать продолжение притчи; 2 вариант . Прокомментировать проблему, поднятую в тексте (написать сочинение - рассуждение); 3 вариант. Написать сочинение «Семейные ценности».

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

C:\Users\www\Desktop\неделя рус.яз и лит-ры\5.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\www\Desktop\неделя рус.яз и лит-ры\смартфон.png



Предварительный просмотр:

C:\Users\www\Desktop\неделя рус.яз и лит-ры\telegramme-00.gif



Предварительный просмотр:

Рафаэль Мустафин «Три сундука»

Современная притча

Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем - подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданым. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было, как положено, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.

           Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет - тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром - тоже жалко.

            Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется - вдруг еще понадобятся. Зря надеется…

Рафаэль Мустафин «Три сундука»

Современная притча

Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем - подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданым. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было, как положено, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.

           Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет - тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром - тоже жалко.

            Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется - вдруг еще понадобятся. Зря надеется…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Буйлова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы                                                                                                                         Предмет: русский язык                                                                                                                                                                                                                                                 Класс: 7                                                                                                                                                                                                                                                                                Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД                                                                                                                                                         Тема: «Повторение темы «Наречие». Работа с текстом  притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука».

Цель

Систематизация и закрепление знаний по теме «Наречие», совершенствование навыков работы с текстом.

Задачи

Образовательные: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте;

Развивающие: развивать умение правильно употреблять наречия в устной и письменной речи; способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления;

Воспитательные: формирование положительного отношения к семье, семейным ценностям, понимания того, что важная задача семьи - воспитание детей, воспитывать интерес к изучению русского языка.

УУД

Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;

 Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют и объясняют их; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

 Коммуникативные УУД: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в рабочей группе с у чётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать особенности наречия как части речи, смысловые группы наречий, правописание наречий;

уметь определять синтаксическую роль наречий в предложении.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Наречие, смысловые группы наречий, текст, тема текста, основная мысль текста, типы речи, притча

Межпредметные связи

Литература,

Формы урока

индивидуальная, групповая, фронтальная

Технологии

проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, приемы ТРКМ

Оборудование

Компьютер, презентация, распечатанные тексты, шаблоны открытки, телеграммы, телефона.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1)Организационный

Здравствуйте, садитесь.  Ребята, я скажу слова «Доброе утро ...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. Доброе утро всем девочкам! (Девочки машут) Доброе утро всем мальчикам! Доброе утро всем, кому нравится такая погода, какая сейчас за окном! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Молодцы! Я вижу, что вы все меня прекрасно слышите и готовы начать работу на уроке.

Итак, сегодня на уроках я принесла с собой сундучок? Как вы думаете, что там может быть? (ответы учеников) Об этом узнаем в конце урока.

Участвуют в беседе

Настраиваются на учебную деятельность

Регулятивные: принятие и сохранение задачи

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3)Постановка проблемы. Актуализация знаний. Фронтальная работа.

 А сейчас давайте выполним задание «Верные и неверные утверждения». (слайд 1)

1. Наречие - это самостоятельная часть речи.+

2. Наречие - служебная часть речи.-

3. Наречие не имеет окончание.+

4. Наречие - изменяемая часть речи.-

5. Наречие обозначает признак предмета по действию.-

6. Наречие обозначает признак действия.+

7. В предложении наречие чаще играет роль обстоятельства.+

8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?+

9. Наречие имеет форму слова.-

10. Наречие можно разделить на смысловые группы. +

Оценивание учеником своей работы при помощи смайликов.

Итак, о чем мы будем говорить на уроке? (о наречиях). Но не только наречию будет посвящен наш урок.

Прочитайте высказывание (слайд 2)

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Н.Г. Чернышевский

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с автором? А что нужно, чтобы научиться ясно и понятно говорить на своем языке? (умение составлять тексты, высказывания). А что такое текст?

Итак, мы определили два ключевых понятия нашего урока «наречие» и «текст». Какова же тема нашего урока?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Давайте запишем тему урока: Повторение темы «Наречие». Работа с текстом  притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука» (слайд 3)

Что мы должны вспомнить? Что должны узнать?

Формулируют задачи учебной деятельности.

Сегодня мы будем анализировать современную притчу Рафаэля Мустафина «Три сундука».

Работать мы сегодня будем следующим образом. Итак, какие ассоциации у вас вызывает название притчи «Три сундука» (богатство, ценность, золото…).Мы с вами не читая произведение попытались предугадать его содержание. А теперь давайте прочитаем текст. Переверните лист, который лежит у вас на столе.

   Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем - подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданым. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было, как положено, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.

   Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет - тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром - тоже жалко.

    Но прошло сколько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и с ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама уехала в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется - вдруг еще понадобятся. Зря надеется…

Давайте вернемся к записи.

Скажите, можем ли мы что-нибудь добавить после прочтения.

Что мы видим? Говорит ли нам это название и содержании текста, о его теме? (нет). Проблемная ситуация. Ведь мы знаем, что, как правило тема отражается в заглавии, но не  всегда. Давайте будем разбираться.

 Какова тема этого текста? (В тексте  говорится о воспитании детей, о духовном и материальном богатстве, об ответственности родителей за воспитание детей.) Какова основная  мысль текста, чему он учит? (Родители, заботясь о накоплении материального состояния, забыли о самом главном – о подготовке дочерей к семейной жизни, о духовном воспитании.)

Вы правильно определили основную мысль текста.

А теперь прочитайте пословицы на слайде и скажите, созвучны ли они нашему тексту?

(слайд 4)

Не с богатством жить – с человеком.

Большое приданое мужа не сделает.

Таким образом, пословицы раскрывают основной смысл данного текста. Часто родители, желая детям счастливого будущего, думают только о материальном положении, благополучии. Конечно, это не последний пункт в приобретении счастья, особенно в наше время. Но на одном богатстве никогда не построишь крепкую семью. В семье должны царствовать любовь, уважение, взаимопонимание.

Жанр своего художественного произведения автор определил как современная притча. Что характерно для этого жанра? Кто сможет дать определение?

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне (в 18 веке иногда даже не делали различия между басней и притчей). Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частным поводам. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни (животных) (слайд 5)

Определите тип речи. Докажите свою мысль. (Повествование)

Докажите, что перед вами текст. Вспомните основные признаки текста. (Развернутые ответы учеников).

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем

Формулируют тему и цель урока

Фронтальная работа по составлению кластера, логической цепочки.

Читают текст, осуществляют анализ

Познавательные:       выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные:                                 принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы , формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Коммуникативные: договариваются в совместной деятельности

Познавательные:

Осуществляют смысловое чтение, анализируют объект

Регулятивные: осуществляют контроль по результату, вносят необходимые коррективы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные:

Осуществляют смысловое чтение, анализируют объект

4)Физкультминутка

Проводит физкультминутку (слайд 6)

Выполняют упражнения

Личностные:  формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни

5) Подготовка к обобщению понятий, правил

Групповая работа

Мы с вами сегодня не просто так разделились. Вы будете работать по группам.

1 группа - Вам нужно представить, что вы прочитали эту притчу и  вам захотелось поделиться мыслями со своим другом, который живет где-то далеко. У вас есть открытка, которую вы можете отправить другу. Но весь текст притчи на ней не поместиться, то есть вам необходимо сжать текст, сократить, но не упустить основную мысль. Вам поможет план текста

2 группа – У вас есть возможность отправить другу телеграмму. Весь текст должен составлять 5-6 предложений.

3 группа – Вы должны написать другу смс- сообщение. 1-2 предложения, в которых должна заключаться мудрость данного текста. Оцените выступления групп. Посмотрим на результат нашей работы. Итак, вернемся к нашему высказыванию (слайд 7)

Работают в группе.

Познавательные:

Осуществляют смысловое чтение, анализируют объект

6)  Применение знаний и умений в новой ситуации.

Слова каких частей речи преобладают в тексте? (существительные, глаголы, наречия).

Почему в тексте так мало имен прилагательных? (Прилагательные обозначают признаки предметов, а для автора важно показать поступки, действия. Действия – это глаголы, а при глаголах имеются очень много наречий.)

 1. Задание: Найдите и выпишите из текста все наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите разряд.

Подготовились заранее (время)

Не было стыдно (образ действия)

Начали выходить замуж (место)

Тяжело расставаться (образ действия)

Вернулась домой (место)

 С ребенком впридачу (мера и степень)

Вдруг понадобятся (время)

Ещё понадобятся (мера и степень)

Зря надеется (образ действия)

2. Найдите в тексте наречие, в котором мягкий знак на конце не пишется. Сформулируйте правило.(слайд 8)

Итак, вернемся к первому заданию. Посмотрите на словосочетания, которые вы выписали. Скажите, какую смысловую роль играют наречия в тексте притчи? (Для полного, четкого, правильного изображения наших действий.)

Пусть ваши действия обозначают только «положительные» наречия, чтобы вам в будущем, как в этой притче, не пришлось сожалеть о ваших действиях, поступках.

Может, кто-нибудь догадался, что в этом сундуке? (воспитание).

Работают с текстом.

Познавательные:

Осуществляют смысловое чтение, анализируют объект

7)Итог урока. Рефлексия

Прием «Пять пальцев» (слайд 9, 10)

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Оценивание учащимися работы на уроке

Личностные: формируют границы собственного знания и незнания, проводят адекватную самооценку

8)  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В конце притчи автор поставил многоточие. Как вы думаете, почему? (Недосказанность мысли, место для рассуждения.)

1 вариант. Написать продолжение притчи;                                                                                                                     2 вариант. Прокомментировать проблему, поднятую в тексте (сочинение рассуждение);                                  3 вариант. Написать сочинение «Семейные ценности» (слайд 11)                                                          Спасибо  всем за прекрасный урок! За вашу активную работу! (слайд 12)

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

Урок русского языка "Обобщение изученного по теме "Наречие""

Данная разработка содержит конспект урока и учебную презентацию....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»

Цели:1.     Показать способы образования степеней сравнения наречий.2.     Научить различать степени сравнения наречий и степени ...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста"

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста" представляет из себя парный урок, на котором учащиеся на базе ранее изученного на литературе анализе лиричес...

Урок русского языка в 10 классе в разделе «Комплексный анализ текста» Тема: «Способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че¬ловек. Работа над материалами из базы заданий ЕГЭ»

Цель:•        закрепление навыков работы с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов,  предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в текс...

Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в художественном тексте"

Урок-обобщение в 7 классе по теме "Роль наречий в художенственном тексте" с применением технологии критического мышления и элементами исследовательской технологии....

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....