Интегрированный урок русского языка и музыки «Он не допел, не досказал всего, что было пульсом и в душе звучало…»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гимадеева Глюса Ренатовна

Конспект интегрированного урока русского языка и музыки в 9 классе "Сложноподчиненные предложения и песни Владимира Высоцкого". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vysotskiy.docx33.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г.Казани

Конспект интегрированного урока

русского языка и музыки

«Он не допел, не досказал всего,

что было пульсом и в душе звучало…»

Разработала

учитель русского языка и литературы

 Гимадеева Г.Р.

Казань – 2012

Он не допел, не досказал всего, что было пульсом и в душе звучало…

(Никита Михалков)

Интегрированный урок русского языка и музыки

в 9 классе « В. Высоцкий и сложноподчиненные предложения»

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения, знакомство с песнями В.Высоцкого.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- закрепить полученные знания о СПП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, анализировать поэтические тексты

Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к  изучению русского языка;

- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока – интегрированный( урок русского языка и музыки), комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум

 Оборудование урока:

- компьютер, - проектор, - экран, - раздаточный материал

- презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку

План урока:

1.Оргмомент.  Постановка темы и цели урока

2. Повторение изученного:

а) теоретическое;

б) практическое . Цифровой диктант

3. Восстановление СПП с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

4. Песня «Он не вернулся из боя», полный синтаксический разбор предложения

5.  Песня «Я не люблю». Комплексный анализ текста.

6. Домашнее задание

7. Подведение итогов урока.

8. Исполнение песни под гитару.

 Ход урока

1. Оргмомент.

Слово учителя: Добрый день! Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы будем повторять, углублять знания по синтаксису. А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого, точнее его песни.

Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер, музыкант и певец.  Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно.. Его песни… Мудрые и лукавые, веселые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.

2. Повторение изученного:

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. 

б) Практическое.

Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные

 2. Определение не отвечает на вопрос чей

 3. Предложение – это синтаксическая единица
4. Местоимение
себя не имеет именительного падежа
5. Союз
однако – подчинительный
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным

 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей
8. В предложении
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение

 9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

Вопросы и ответ цифрового диктанта демонстрируется через проектор на экране.

Задание 2. Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите вид придаточного предложения.

1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

4. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)

5. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Ответы: ( Чтобы; как; откуда;  если; кто; )

Задание 3.

Последнее  предложение было взято из песни Высоцкого «Он не вернулся из боя». Это одна из лучших песен Высоцкого «Он не вернулся из боя». В ней заключен ответ на вопрос: почему поэт, не принимавший участия в войне, все-таки пишет о ней, а точнее – не может не писать о ней? « Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером»  Владимир Высоцкий отдает дань этому трудному времени своими песнями. Писать проникновенные песни о людях, которые завоевали – задача почетная. Поэт как бы «довоевывает» в своих песнях».

Давайте послушаем эту песню.

Звучит песня «Он не вернулся из боя» 

Почему все не так? Вроде - все как всегда:

 То же небо - опять голубое,

 Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

 Только - он не вернулся из боя.

 Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

 В наших спорах без сна и покоя.

 Мне не стало хватать его только сейчас -

 Когда он не вернулся из боя.

 Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

 Он всегда говорил про другое,

 Он мне спать не давал, он с восходом вставал, -

 А вчера не вернулся из боя.

 То, что пусто теперь, - не про то разговор:

 Вдруг заметил я - нас было двое...

 Для меня - будто ветром задуло костер,

 Когда он не вернулся из боя.

 Нынче вырвалась, словно из плена, весна,

 По ошибке окликнул его я:

 "Друг, оставь прикурить!" - а в ответ - тишина...

 Он вчера не вернулся из боя.

 Наши мертвые нас не оставят в беде,

 Наши павшие - как часовые...

 Отражается небо в лесу, как в воде, -

 И деревья стоят голубые.

 Нам и места в землянке хватало вполне,

 Нам и время текло - для обоих...

 Все теперь - одному, - только кажется мне  -

 Это я не вернулся из боя.

 1969

Задание 4. Найти СПП  в этой песни. Полный синтаксический разбор предложения . 1 ученик работает у доски.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя. ( повеств., невоскл., СПП с придаточным изъяснительным, 1) односост., безличное, полное, распростр., неосложненное, 2) двусост., полное, распростр., неосложн.

Задание 5.

Владимир Высоцкий выходил на сцену, говорил и пел в то время, когда в дефиците были Правда, Открытость, Искренность… Отец считал своего сына мужественным и храбрым. Почему? Да потому, что многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил.  Главным в своем творчестве, как и в жизни, считал мужество и честность. Послушаем одну из таких песен «Я не люблю»

1)Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
2)Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
3)Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

4)Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
5)Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
6)Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или когда всё время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.

7)Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
8)Досадно мне, коль слово "честь" забыто
И коль в чести наветы за глаза.
9)Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста, -
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.

10)Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
11)Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.
12)Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Комплексный анализ текста.

- Название песни «Я не люблю» - тематическое или идейное? (Тематическое)

- Если рассмотреть текст песни с точки зрения языка и речи, что бросается в глаза? Из каких, в основном,  предложений состоит текст песни? СПП. Можно ли объединить эти предложения в одно целое СПП? Что у нас  получится?

- Я не люблю, когда веселых песен не пою, когда чужой мои читает письма, когда прервали разговор, , когда стреляют в спину…? Почему автор использует каждый раз новое предложение? Как этот прием называется? Почему? Чему он помогает? Анафора.

- С какими образами связана тема песни? Что не любит поэт?

(смерть, болезни, цинизм, насилие, самоуверенности, страх, трусость, бездарность, неуважение к себе, крылья обрывают, перемены)

- Объяснить значение слова «цинизм»

- Объяснить значение фразы: «Я не люблю, сломанные крылья» – не дают творить,  убивают мечты, хочет свободы (метафора)

-  Замените стилистически нейтральным синонимом словосочетание «фатальный исход»

- Найдите предложение с обособленным обстоятельством, назовите номер предложения. ( 3 – «…,заглядывая мне через плечо».)

- Найдите из предложения 3 словосочетания со связью согласование («холодного цинизма», «мои письма»)

- Сколько грамматических основ в предложении 9?  Какие?

- Какова идея песни? Что хотел сказать автор?

В песне «Я не люблю» чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.

6. Домашнее задание.

Выписать 5-10 предложений из песен и стихотворений  В. Высоцкого

7. Итог урока.  
1. В чём же своеобразие СПП?  В чем своеобразие песен Высоцкого?
2.Оценки учащимся за урок
.

8 .Исполнение песни. Все песни Высоцкого – о жизни, о мужестве, о большой дружбе, о готовности идти в разведку.

В конце урока всем классом исполняется под гитару «Песня о друге» В. Высоцкого.

Информация для учителя.

     Поэзия Высоцкого давала людям не рецепты и рекомендации, а чувство внутренней свободы, заряд духовной энергии, а это и является признаком настоящего искусства. От своих слушателей Высоцкий также ждал смелости и самостоятельности. Опыт Высоцкого заставляет задуматься о том, зачем писать. Затем, чтобы сказать свое решительное «да» и «нет» жизни, чтобы находить человека в человеке, чтобы проделанная поэтом работа духа вечно продолжалась в читателе. Дар Высоцкого – это дар нам, и мы приняли его с благодарностью и наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит еще получить этот долгий подарок, этот привет от наших дней.

          В. Высоцкий представляет собой уникальное явление в нашей поэзии. Во –первых, эта уникальность связана с самобытностью его таланта, в котором слились мастерство поэта, певца и актера. Во-вторых, эта уникальность связана с формой бытования его поэзии. Стихи поэта при жизни опубликованы не были. Они распространялись в основном в магнитофонных записях. В третьих, уникальность этого поэта в огромной, невероятной его популярности.

          Одна из важнейших особенностей его поэзии – гражданственность. Высоцкий без высокопарных деклараций и обещаний в период застоя реализовал на деле в самом творчестве первейшую потребность настоящего художника-гражданина – сказать правду о времени и о себе.

            Еще одной особенностью поэзии Высоцкого надо назвать лиризм. Его поэзия отличается яростным накалом чувств. Каждое слово Высоцкого звучало буквальна «на нерве». Поэт говорил: «Может кто-то когда-то поставит свечу мне за голый мой нерв, на котором кричу». Звучащий голос поэта, который никогда не пел равнодушно, а всегда на выступлениях выкладывался до предела, многократно усиливал лирическое переживание, будь то гнев или нежность, отчаяние или надежда. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин" и одному из лучших исполнителей партии Ленского С.Я. Лемешеву...

Интегрированный урок: русский язык, математика, музыка. 6 класс

Интегрированный урок для 6 класса.  в этот урок вошли предметы: русский язык, математика, музыка. Представлен в виде презентации с музыкальным материалом....

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки

Урок на основе рассказа К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы"...

Интегрированный урок: русский язык и литература (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Матеиал подобран для совершенствование умений обучающихся конструировать сложные предложения и предложения с обособленными членами. Рвасширение словарного запаса с помощью устаревших слов из поэмы...