Урок по теме " Проблема текста и авторская позиция как ключевые композиционные части сочинения"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
На уроке показана возможность использования технологий проблемного и личностно ориентированного обучения при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 535.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по русскому языку в 10 классе: -1-
«Подготовка к сочинению –рассуждению. Проблема текста и авторская позиция как ключевые композиционные части сочинения».
Технология: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Применяемые методики:
- метод педагогического сотрудничества
-частично –поисковый метод
-метод проблемного изложения
-метод компетентностного подхода (применение языковой, лингвистической,
коммуникативной компетенции).
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков по написанию сочинения-рассуждения.
Вид урока: отработка элементов написания фрагмента сочинения.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Цели урока:
общие: создание условий для познавательной активности учащихся, формирование приёмов самостоятельного приобретения знаний, развитие творческих способностей на уроке;
образовательные: работа по языковой компетенции учащихся, формирование речевых и стилистических навыков в написании отдельных композиционных элементов сочинения-рассуждения;
развивающие: формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге, обогащение словарного запаса учеников, развитие мышления и памяти;
воспитательные: формирование определённых нравственных представлений, коллективного сотрудничества, воспитание взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, справочные материалы, исходный текст, рабочие тетради.
Структура урока: -2-
- Организационный момент (цели урока, мотивация).
- Проверка домашнего задания.
- Отработка умений и навыков по выявлению и формулированию проблемы и авторской позиции текста ( работа в группах, индивидуальная работа).
- Дифференцированное домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока:
Слайд №1: Тема урока
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над композиционными элементами сочинения-рассуждения, вспомним способы выявления проблемы текста и авторской позиции.
- Как вы думаете, в чём важность данного урока?
(Подготовка к части С ЕГЭ)
-Вы должны правильно понять смысл прочитанного текста, чтобы выявить проблему(ы), авторскую позицию и затем написать комментарий по одной из проблем. Фрагмент сочинения должен соответствовать следующей композиции:
Слайд № 2: Композиция сочинения
-Все композиционные части должны быть грамотно сформулированы.
Проверим дом.зад. по выявлению и правильному оформлению ключевых частей композиции: проблеме текста и авторской позиции.
( Учащиеся работали с текстом Е.Носова из сборника «Типовые экзаменационные варианты. ЕГЭ 2012» под ред. И.П.Цыбулько. Вар. № 7)
Задание выполнялось по вариантам: -3 -
Ученики с первого вар.определяли проблему(ы) исходного текста и письменно оформляли свою работу в тетради. Позицию автора отмечали по тексту.
Ученики со второго вар.выделяли авторскую позицию к одной из проблем и записывали её в тетрадь . Проблема формулировалась тезисно.
Ребята проверяли работу друг у друга по приготовленным учителем ключам.
Ряд работ учитель проверил сам.
Делается анализ взаимопроверки.
Далее учитель обращает внимание школьников на Слайд № 3, где дан образец фрагмента сочинения по тексту Е.Носова с введённым дополнительно комментарием по одной из проблем.
…………………………………………………………………………………………………
Проверка домашнего задания и анализ декабрьского диагностического среза показали, что ряд учащихся сделали фактические ошибки в формулировке ключевых частей фрагмента сочинения –рассуждения.
Слайд №4: проблема –комментарий к проблеме –позиция автора
-Поэтому сегодня мы продолжим работу над выделением и оформлением проблемы текста и авторской позиции, а основным вопросам, связанным с комментарием проблемы, мы посвятим следующий урок.
-Напоминаю, что сегодня вы работаете в группах.
-На ваших столах лежат листы с фрагментом текста В.Быкова.
-4 -
Напомню, что В.Быков, так же , как и Е. Носов, с текстом которого вы работали дома, русский писатель, участник Великой Отечественной войны, военный прозаик. Над проблемой и позицией автора мы будем работать по этому тексту.
Прочитаем его.
Определить и грамотно сформулировать проблему текста –один из важных этапов в написании сочинения.
-Пользуясь справочными материалами, скажите, что такое проблема текста?
(Проблема текста –это тот важный вопрос, над которым автор рассуждает).
-Вспомним, чтобы правильно выявить проблему, нужно увидеть общий вопрос, над которым автор размышляет.
-Обсудите и ответьте: какой общий вопрос вы увидели в этом тексте?
(Это вопрос, связанный с опасностью войны для человека и культурных ценностей)
-Общий смысл текста поняли правильно. Но , читая ваши сочинения, пришла к выводу, что не все из вас правильно формулируют проблему.
Слайд №5: Способы формулирования проблемы:
1.вопросительное предложение
2.конструкция «проблема +существительное (словосочетание) в
род. падеже.
Слайд №6 .Почему тема войны постоянно присутствует в литературе и искусстве?
-Вы видите на экране одну из проблем текста, сформулированную в виде вопросительного предложения.
Задание: -5-
1гр.: опираясь на ключевые слова , выделенные в тексте, сформулируйте другую проблему, в виде конструкции: проблема +словосочетание в род. падеже.
Слайд № 5
2гр.:…………………………………………….. и определяете тип сформулированной вами проблемы.
1 и 2 гр . задание выполняют в рабочих тетрадях.
Справочный материал к сочинению поможет вам в этой работе.
3гр .:работает с деформированным текстом, где с помощью специальных вопросов и слов для справок надо грамматически верно оформить проблему.
В этом тексте автор (что делает?) ………………………..(какую?)…………. ………………… проблему (чего?) ………….. (чего?)……………. для (кого?)…………. И (чего?)…………………….
( затрагивать ,поднимать, сложный, важный ,философский, опасность, война, человек, культура).
Каждая группа зачитывает свой вариант ответа.
-С этим заданием вы справились.
Слайд №6 : Критерии К1
-Если проблема –это некоторый вопрос для размышления, то позиция -6 - автора –это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
-Но не всегда вы правильно этот ответ находите.
-Обратитесь к справочным материалам и ответьте: какие основные средства авторского выражения вы знаете?
(Отвечают по одному человеку из каждой группы:
1уч. –часто позиция автора может проявляться через выводы, к которым писатель приходит
2 уч.: - авторская позиция может проявляться и через эмоциональное отношение автора к той проблеме, которую он затрагивает
3уч.: -увидеть позицию автора можно и через определённые способы решения данной проблемы или проблем, если их несколько.
-Как мы уже определили, в тексте В. Быкова 2 проблемы
Слайд №6 (проблема в виде вопрос. предл.) И проблема , сформулированная вами в виде словосочетания .(Уч –ся зачитывает и эту проблему.)
Задание:
1гр. : постарайтесь выявить позицию автора по первой проблеме как раз по тем выводам , к которым автор приходит.
2гр.: найдите позицию автора по второй проблеме через его эмоциональное отношение к ней
Оформите свою работу тезисно в раб. тетр.
3гр.: в тексте находите и указываете № предложений , где позиция автора по обеим проблемам звучит наиболее чётко.
2 уч. из 1 и 2 гр. работают индивидуально : участвуя в коллективной работе со своей группой и используя справочный материал, они формулируют позицию автора полным развёрнутым ответом.
( 1гр. - литература, как и искусство, всегда противостоит -7 - насилию и жестокости и напоминает людям о трагических последствиях войны
2гр. – война не только уносит человеческие жизни, губит культуру, но и уничтожает всё то гуманное ,что противостоит насилию.
Развёрнутый ответ:
1уч. из 1гр: Автор многочисленных рассказов о войне, писатель В.Быков завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом : ( см. выше)
2уч.из 2гр.: Позиция автора звучит чётко и ясно. В. Быков с болью и тревогой утверждает, что (см.выше)
Работу 3гр. учитель проверил сам.
С данной работой вы справились.
Слайд №7: Критерий К3
Итак, сегодня на уроке мы вновь остановились на ключевых частях сочинения-рассуждения, вспомнив и отработав способы выявления проблемы и авторской позиции. Напомню, что следующий урок мы посвятим анализу комментария. Но косвенно в ваше дом. зад. комментарий войдёт.
Домашнее задание:
Типовые экзаменационные варианты. Вариант №8.
Отрывок из статьи Ю. Бондарева.
-Перед вами образец комментария (на индивид. карт.) к одной из проблем, поднятой автором текста.
Найдите и сформулируйте данную проблему и выявите позицию автора по этой проблеме. Работу представьте в виде связного текста фрагмента сочинения.
Инд.зад.: Найти в тексте ещё проблемы и выявите по ним авторские позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
В работе рассмотрен фрагмент урока , посвященного анализу текста....

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""
Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...