ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Умники и умницы»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Основная идея программы. Данная программа посвящена изучению происхождения и значения слов как средству развития орфографической грамотности.
Актуальность программы. Словарно-орфографическая работа занимает важное место в системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от того, понимает ли ученик смысл того или иного слова. Ученик должен научиться устанавливать причинно-следственные связи при написании непроверяемых слов путем установления их этимологии. То есть познавательная активность ребенка будет направлена на исследование окружающего мира. Всего этого невозможно достичь только на уроке, поэтому курс «Умники и умницы» поможет учащимся дополнительно во внеурочное время углубиться в тайны русского языка.
Новизна программы. Эта программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах. Содержит сведения, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для обучения русскому языку в 7 классах. Содержание программы способствует творческому, эмоциональному развитию детей, формированию абстрактного мышления.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, помочь учащимся через изучение этимологии слов, стать грамотными, увидеть связь нашего языка с другими.
Задачи курса:
1. Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка посредством этимологического анализа слова.
2. Обогащение словарного запаса учащихся.
3. Развитие связной речи.
4. Воспитание уважения к культуре русского народа, бережного отношения к языку.
5. Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umniki_i_umnitsy_7kl.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
г. Лысково
Нижегородской области
Согласовано Директор МБОУ средней школы №5 г.Лысково ______________ Г.И. Турлаев | Утверждено на педагогическом совете школы от «__» _______ 201 г. протокол № |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Умники и умницы»
Возраст обучающихся: с 12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Самсонова И.Л.
учитель русского языка
и литературы
г.Лысково
Содержание
|
|
|
|
|
I. Пояснительная записка.
Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.
Всему в окружающем нас мире дано название. Словами обозначены растения, насекомые, птицы и звери, горы и реки, океаны и моря, планеты, звезды, галактики. Свое название имеют не только реальные объекты, но и придуманные, вымышленные, существующие не в действительности, а лишь в нашем воображении. Итак, образовательная область курса «Умники и умницы» – русский язык.
Как рождаются слова, названия? Можно ли разгадать тайну происхождения того или иного наименования? Это основное назначение науки о языке этимологии, этим занимаются ученые-этимологи. Это и есть предмет изучения данного курса.
На самом деле этимологическое толкование каждого слова – это проведение серьезного и глубокого исследования. Функции данного курса - не только поиск корней, близких по написанию или звучанию, но и выявление возможных путей перехода слова из одного языка в другой и причин изменения формы и употребления слова.
Знать этимологию слова не только интересно, но и очень полезно: это сделает учащихся среднего звена более грамотными, поможет узнать, насколько наш язык связан с остальными, а также расширит словарный запас.
Основная идея программы. Данная программа посвящена изучению происхождения и значения слов как средству развития орфографической грамотности.
Обоснование необходимости введения данного курса:
Актуальность программы. Словарно-орфографическая работа занимает важное место в системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от того, понимает ли ученик смысл того или иного слова. Ученик должен научиться устанавливать причинно-следственные связи при написании непроверяемых слов путем установления их этимологии. То есть познавательная активность ребенка будет направлена на исследование окружающего мира. Всего этого невозможно достичь только на уроке, поэтому курс «Умники и умницы» поможет учащимся дополнительно во внеурочное время углубиться в тайны русского языка.
Значимость программы. Этимологический анализ позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений развить языковое чутье, расширить кругозор, сделать запоминание более легким, расширить словарный состав ученика. Он будет увереннее и легче употреблять слова в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. Эта работа позволит со временем сформировать связную речь. Множество этимологических рассказов будут способствовать развитию воображения школьников, их творчество, вызывать интерес к учению.
Новизна программы. Эта программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах. Содержит сведения, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для обучения русскому языку в 7 классах. Содержание программы способствует творческому, эмоциональному развитию детей, формированию абстрактного мышления.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, помочь учащимся через изучение этимологии слов, стать грамотными, увидеть связь нашего языка с другими.
Задачи курса:
1. Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка посредством этимологического анализа слова.
2. Обогащение словарного запаса учащихся.
3. Развитие связной речи.
4. Воспитание уважения к культуре русского народа, бережного отношения к языку.
5. Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности.
Организация деятельности школьников среднего звена на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от урока, на подобных занятиях большее внимание обращается на развитие связной речи.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ.
Выбор методов и приемов обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащегося.
Виды деятельности учащихся:
- работа с текстом;
- этимологический анализ слов и выражений;
- разборы слов и словосочетаний;
- работа со словарями;
- работа с научной и публицистической литературой;
- создание проектов.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут Курс изучения программы рассчитан на детей с 13 лет.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса для учащиеся 7-х классов.
- овладеют умением этимологического анализа интересуемого слова или выражения;
- получат новые знания из области лингвистики, этимологии, истории, литературы.
- научатся орфографически правильно оформлять свои мысли в связный текст;
- обогатят свой словарный запас;
- приобретут навыки исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты обучения: в результате изучения курса для учащиеся 7-8 классов.
- учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
- иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;
- знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
- владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
- иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
- уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
- уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
II. Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание урока | Количество часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Постановка целей и задач курса. | 1 | |||
2 | Понятие об этимологии. | 1 | |||
3-4 | Исконно русские слова и этимология. | 1 | 1 | ||
5 | Всё растёт из корня. О предках современных слов. | 1 | |||
6 | Знакомство с этимологическим словарём. | 1 | |||
7 | Крылатые слова. Викторина. | 1 | |||
8-9 | В творческой мастерской художника. | 2 | |||
10 | Этимология слова. Сочинение – миниатюра. | 1 | |||
11 | Заимствованные слова и этимология. | 1 | |||
12-14 | Этимология отдельных частей речи. | 3 | |||
15-16 | Многозначность слова и её роль в обогащении словарного запаса русского языка. | 1 | 1 | ||
17-18 | Из истории русских имён и фамилий. | 1 | 1 | ||
19-20 | Топонимия и этимология. | 1 | 1 | ||
21 | О спортивных терминах. | 1 | |||
22-23 | Из истории грамматики и грамматической терминологии. | 1 | 1 | ||
24-25 | Фразеология и этимология. | 1 | 1 | ||
26 | Тест по теме «Фразеология» | 1 | |||
27 | Лексические омонимы и омографы. | 1 | |||
28 | Омографы. | 1 | |||
29 | Омофоны. | 1 | |||
30 | Паронимы. | 1 | |||
31 | Практическая работа. | 1 | |||
32 | «Живой как жизнь» Изменения в русском языке в начале 21 века. Диспут. | 1 | |||
33 | «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык …» Дискуссия. | 1 | |||
34 | Итоговая работа по курсу. | 1 | |||
Итого | 10 | 24 |
III. Содержание программы.
1 | Этимология как раздел науки о языке Понятие об этимологии и её месте в системе наук языкознания. Что такое этимология. Связь этимологии с лексикой, фразеологией. Культурой речи. |
2 | К истокам нашего языка. Исконно русские слова и этимология. Русский язык – один из славянских языков. Три периода в истории русского литературного языка. |
3 | Кладовые слов. Словари – твои помощники. Работа со словарем и справочной литературой. В музее истории слов. Крылатые слова (по книге Э.Вартаньяна «Из жизни слов») В творческой мастерской художника. (Работа над словом А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого) Имена литературных персонажей как образно-художественная характеристика (социальная, национальная, психологическая, оценочная). |
4 | Этимологический анализ. Беседа об этимологии слова Заимствование слова и этимология. Причины появления, источники заимствований. Приметы иноязычных слов. Словари иностранных слов, этимологические, толковые. Этимология отдельных частей речи. |
5 | Как рождаются и живут слова. Как изучают историю слов. Многозначность слова и её роль в обогащении словарного запаса русского языка. Прямое название признака предмета. Словообразование и этимология. Жизнь слова. Архаизмы, историзмы, неологизмы. |
6 | Из истории русских имен и фамилий. Что такое антропонимия? Почему менялись имена в различные периоды русской истории? Как возникли русские фамилии? Как появились отчества? Имена героев детских книг, былин и русских сказок. |
7 | Имя дома твоего. Топонимика и этимология. Изучение топонимов родного края. |
8 | Какая же ты, страна Спортландия? О спортивных терминах. |
9 | Из истории грамматики и грамматической терминологии. |
10 | Группы слов русского языка и нормы их употребления. Фразеология и этимология. Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Омофоны. Паронимы. Итоги работы. |
IV. Средства, необходимые для реализации программы:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях.
Литература
Для обучающихся
- Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
- Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
- Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
- Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997.
- Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
- ЛеонтъевА. А. Путешествие по карте языков мира. — М., 1981.
- Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1983.
- Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.
- Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995.
- Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
- Матвеев В. М., Панов АЛ. В мире вежливости. — М., 1976.
- Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
- Скворцов Л.И. Культура языка — достояние социалистической культуры. — М., 1981.
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.
- Словари
- Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.
- Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
- Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Для учителя
- Акишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. - М., 2000.
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. — М., 1978.
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.
- (Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: 1979. – Т.1. – С. 78-79).
- Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
- Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 1999. л
- Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
- Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
- Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
- Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.
- Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.
- Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
- Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1983.
- Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990.
- Читать человека как книгу / сост. Е. Знак. — М., 1998.
- Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Умники и умницы» для учащихся 1-2 классов начальной школы
Программа «Умники и умницы» для учащихся 1-2 классов начальной школы (ПЕРТРА)...
Конкурстно-развлекательная программа "Умники и умницы"
В игре принимают участие сборной команды по 6 человек обучающиеся 6- 9-х классов....
Рабочая программа "Умники и умницы"
Рабочая программа интеллектуального развития в рамках внеурочной деятельности развития детей от 12 - 18 лет...
Рабочая программа "Умники и умницы"
Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения его в школе. Зная это, многие родители начинают рано &nda...
Программа «Умники и умницы» по математике в 5 классе
Программа «Умники и умницы» для 5 класса по математике разработана в соответствии с комплексной школьной программой «Маленький гений» согласно...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы" для детей 5 - 7 лет, рассчитана на 2 года обучения...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы", рассяитана на два года обучения для детей 6- 8 лет...