Рабочая программа "Умники и умницы"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочая программа интеллектуального развития в рамках внеурочной деятельности развития детей от 12 - 18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Умники и умницы" | 162.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
(рабочая программа в рамках «Внеурочной деятельности»
развития детей от 12 до 18 лет)
Программу разработала
Воспитатель Ткач Н.Ю.
г.Рязань
1. Пояснительная записка
Программа «Умники и умницы» - рабочая программа в рамках «Внеурочной деятельности», определяющая содержание и организацию образовательной и воспитательной деятельности детей и подростков от 12 до 18 лет и обеспечивающая развитие их личности в различных видах общения и деятельности.
Особенности интеллектуального развития детей нашего учреждения в основном обусловлены недостаточным развитием психических качеств, образующих познавательные способности( такие, как внимание, абстрактное мышление, память и др.) из-за того, что данные качества своевременно не подверглись упражнениям и тренировке. Дети не умеют логически мыслить, предвидеть последствия собственных поступков, у многих низкая познавательная активность, отсутствие интереса к научным и общественно-политическим проблемам, к вопросам истории, духовной культуры. Утилитарные, житейские интересы преобладают у них над познавательными и общекультурными интересами.
Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились познавательные, развивающие занятия в дошкольном возрасте, то это ещё не поздно сделать в младшем школьном и подростковом возрасте. Способности развиваются в деятельности и только в эмоционально приятной.
Предлагаемая программа направлена на создание условий для совершенствования общего образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний, а также на воспитание многогранной личности.
Программа предоставляет детям и подросткам возможность развивать и укреплять готовность к творческой деятельности, повысить собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, приобрести навыки проведения досугов и праздничных мероприятий, сформировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Коллективное участие детей и подростков в праздничных мероприятиях способствует их сплочению, укреплению традиций Центра, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нём.
Цель: расширение и углубление знаний детей и подростков в рамках образовательных областей, формирование у них приёмов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
Задачи:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- расширение, углубление и актуализация имеющихся знаний;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, речи;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей через общение со сверстниками и взрослыми, коллективно-творческую деятельность;
- формирование коммуникативных способностей;
- профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровых установок и навыков;
- формирование представления о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности.
Образовательный процесс в «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции» организуется в соответствии с годовым календарным учебным графиком, утверждённым директором Центра на учебный год и расписанием занятий.
Режим занятий: 1 час в неделю, 36 часов в год.
Продолжительность 1 занятия: 30 – 40 минут.
Формы и методы организации занятий.
= ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
(информация из разных областей науки, работа с различными источниками информации, беседы, дискуссии, просмотр видеофильмов, роликов, слайдов и т.д.)
= ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
(интеллектуальные развивающие игры, викторины, стимулирующие познавательные процессы; анкетирование, индивидуальная и групповая работа)
= ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕНТРА
(репетиции и подготовка к праздничным мероприятиям Центра, участие в них и проведение)
2. Учебно – тематический план.
№ | Тема | Теоретич. | Практич. | Всего |
1. | Вводные занятия «Познай себя и других» (инструктаж,анкетирование) | 1 | 1 | 2 |
2. | Дискуссии и беседы на тему «Экология-ЗОЖ» | 6 | _____ | 6 |
3. | Дискуссии и беседы на тему «Моё Отечество» | 5 | _____ | 5 |
4. | Интеллектуальные игры | _____ | 9 | 9 |
5. | «Киноклуб» (просмотр и обсуждение видео-,слайд-фильмов по теме; работа с фото- и видеоматериалами) | 4 | 1 | 5 |
6. | Социально-значимая деятельность (подготовка и проведение открытых традиционных мероприятий Центра, участие в игровых, театрализованных и показательных выступлениях) | _____ | 9 | 9 |
7. | Всего | 16 | 20 | 36 |
3. Содержание программы
Направление | Цели и задачи | Наименование мероприятий | Сроки проведения |
«Познай себя и других» (инструктаж, анкетирование) | - установление благопри-ятного психологического климата; - выявление способностей; - выявление лидеров; -изучение духовно-нравст-венного развития; -формирование правовой культуры. | 1. Инструктаж. 2. Анкетирование: -«Изучение личности ребёнка» -«Уровень воспи-танности» -«Что ты знаешь о своих правах и обязанностях?» 3. Викторина «Я знаю свои права» | Сентябрь Октябрь Октябрь Сентябрь Декабрь |
«Моё Отечество» | - формирование нацио-нального самосознания и личностного развития детей и подростков через приобщение к националь-ным традициям; - формирование истинных духовных ценностей. | 1. Дискуссии и беседы по теме: -«Россия – Родина моя»; -«Символика России»; -«Исторические памятники Рязани»; -«Новогодние традиции» -«Рождество Христово»; -«Русская Масленница»; -«Знамя Победы»; -«Патриоты России» 2. «Чтобы помнили» (поход в музей) | Сентябрь – Май Май |
«Экология – ЗОЖ» | - формировать широкое экологическое мировоз-зрение детей и подростков; - углублять знания о природе и хозяйтвенной деятельности человека; - воспитывать потребность в здоровом образе жизни; - укреплять здоровье | 1. Дискуссии и беседы по теме: -«Разнообразие живот-ных на земле»; -«Земля и человечество»; -«Сокровища земли под охраной человечества»; -«Наше здоровье»; -«Гигиена девочек. Гигиена мальчиков»; -«Первая помощь при травмах и отравлении»; -«Первая помощь при укусах насекомых, животных»; 2. Цикл мероприятий «Вредным привычкам – НЕТ!»: -«Здоровье детей – здоровье нации»; -«Моя любимая вредная привычка»; -«Что ты знаешь о курении?»; -«Что ты знаешь о наркомании?» -«Умей Сказать – НЕТ!» | Сентябрь – Май Сентябрь – Май |
Интеллектуаль-ные игры | -развивать мыслительные операции анализ и синтез; -учить анализировать отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; -развивать умение анализировать; -развивать кругозор детей, упражнять их в определении понятий; -развивать мыслительную операцию – обобщение; | «Ребусы» «Шарады» «Метаграммы» «Логогрифы» «Анаграммы» «Ассоциация» «Аналогии» «Хорошо-плохо» «Что есть что» «Антонимы» «Синонимы» «Омонимы» «Домино» 2. Викторина по ПДД 3. Игровая программ-ма «Что?Где?Когда?» | Сентябрь – Май Ноябрь Апрель |
«Киноклуб» (просмотр и обсуждение раз-личных видео-, слайдфильмов, роликов по теме; работа с фото и видеоматериалами) |
(цикл видеоматери-алов патриотичес-кой направленности)
(цикл видеоматери-алов по экологии, ЗОЖ)
| Сентябрь – Май Май | |
Социально – значимая деятельность | -развивать у детей и подростков мотивацию на творческую деятельность через приобщение к национальной культуре; -формировать художествен-ный и эстетический вкус; -воспитывать в духе общечеловеческих цен-ностей, обычаев и традиций. | 1. Подготовка и проведение тради-циционных мероп-риятий Центра: -«Осенины» -«Новогодние и Рождественские встречи» -«Масленица» -«День защитника Отечества» -«Международный женский день» -«Праздник Пасхи» -«День театра» -«День здоровья» и др. | Сентябрь – Май |
4.Планируемые результаты.
Основным результатом работы по Программе следует считать положительную динамику развития подростков, выраженную через:
- готовность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- формирование элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.);
- обогащение опыта восприятия окружающего мира;
- повышение уровня восприятия, памяти и устойчивости внимания;
- формирование нравственных и этических чувств;
- умение работать в группе, учитывая мнения партнёров.
5.Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся на базе «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г.Рязани, а также за его пределами, в зависимости от вида деятельности, и осуществляется за счёт технических средств обучения (аудио-, видеоаппаратура, компьютерное оборудование), методической и художественной литературы.
6. Литература
1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника»/ Ярославль, 1997г.
2. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. «Психотренинг: игра с упражнениями»/ М.,1998г.
3. Афонасьев С.,Коморин С. «Триста творческих конкурсов»/ Кострома, 2002г.
4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»/ С-Пб, 1998г.
5. Геллер Е.М. «Наш друг – игра»/ Минск, 2007г.
6. Бидюкова Г.Ф.,Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А., Ериаков Н.Ф. «Исследователи природы: программы для внешкольных учреждений»/ М.,1983г.
7. Короткова Л.С. «Общая биология естественнонаучного профиля»/М.,1998г.
8. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «Биология. Человек и его здоровье» Учебник для 9 класса/М.,1997г.
10. Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию/Москва, 2011г.
11. Балязин В.Н. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»/Москва, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» (с календарно-тематическим планированием) 6,7 класс
Рабочая программа предметного кружка по математике может служить хорошим подспорьем при составлении тематического планирования кружка для начинающих педагогов....
Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС
Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Программа для учащихся 6 класса разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательн...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...