Алгоритм создания сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку)
консультация по русскому языку (11 класс) на тему
Пошаговые советы для создания сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
алгоритм создания сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы над созданием сочинения (ЕГЭ)
- После прочтения текста ответьте на вопрос: Какие чувства он вызывает у вас?
- Определите тему (о чем этот текст?). Обратите внимание на название, если оно есть. Помните: название — ключ к пониманию текста. В названии может быть отражена проблематика текста или заявлена его идея. Своего названия исходному тексту давать не надо!!!
- Попытайтесь про себя пересказать текст. (Во время пересказа вы автоматически будете выделять важную для формулировки проблемы информацию)
Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Это отражение противоречия, спорного нравственного, социального …вопроса. Например, ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
В формулировке должно быть заявлено противоречие между желаемым (идеальным) и действительным!!!
- Начало сочинения может быть лирическим.
Речевые клише: возможное лирическое начало сочинения!!!
- Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
- Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
- Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
Это не формулировка проблемы, а лишь вступление к вашему сочинению, настраивающее на восприятие вашего текста.
- Попробуйте сформулировать проблему. (К1)
Способы речевого оформления проблемы
- Назывное предложение или ряд назывных предложений
- Риторический вопрос
- Цепочка вопросительных предложений
- Вопросно-ответное единство
Например, по проблеме, заявленной в примере.
Назывное предложение: ИНТЕРНЕТ. ВРЕМЯ, ПРОВЕДЕННОЕ У ЭКРАНА КОМПЬЮТЕРА. НЕПРОВЕРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ. (дальше выходим на формулировку проблемы) ВСЕ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ РИСКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ПОДРОСТКОВ.
- ДАЛЕЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ!!! (свое понимание сути проблемы!!!) (К2)
Комментировать – объяснять, пояснять. Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей, своей точки зрения по поводу сформулированной проблемы текста.
Помните, в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста.Новые требования по данному критерию уточняют ваши действия: НУЖНО ПРИВЕСТИ ДВА ПРИМЕРА ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИХ ПРОБЛЕМУ (важные для понимания проблемы исходного текста)
Примерные вопросы, ответив на которые вы можете правильно выстроить комментарий:
- К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)
- Насколько она злободневна?
- Что делает её злободневной?
- Каковы истоки проблемы?
- Традиционна ли эта проблема или нова?
- Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
- Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
Речевые клише:
- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна, т.к. ….(объясните, почему)
- Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме… (какой, КАК, для чего?).
ПОМНИТЕ! ВАМ НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ, КАК АВТОР РАСКРЫВАЕТ ПРОБЛЕМУ, ЧЕРЕЗ КАКИЕ СИТУАЦИИ, КАКИЕ ГЕРОИ ПОМОГАЮТ В ЭТОМ, КАКИЕ МЫСЛИ ВЫРАЖАЕТ!!!
Клише:
- Для того чтобы раскрыть данную проблему, автор обращает наше внимание на …(судьбу героя, случай из жизни…)
- Определите авторскую позицию. (К3) Помните, если проблема – это вопрос, который волнует автора, то авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для этого нужно:
1) Перечитать текст
2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):
- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
- Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Речевые клише:
- Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
- Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
Выразите свое понимание. Не ограничивайтесь высказываниями типа «нравится — не нравится» или «согласен — не согласен». Объясните, почему разделяете позицию автора!!!
Например: Автор прав, утверждая, что…
- Аргументация личной позиции (К4)
Аргументация состоит из ТЕЗИСА, СОБСТВЕННО АРГУМЕНТА, ВЫВОДА. То есть это мини-сочинение в сочинении.
Помните, после согласия(несогласия) с позицией автора необходимо высказать свое мнение по этому поводу, привести пример из книг, сделать вывод.
Для грамотной аргументации ищите дополнительные доказательства или примеры из литературы или вашего жизненного опыта в защиту высказанной позиции; если вы не согласны с авторской позицией, то найдите контрарryменты и подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы. Не бойтесь быть откровенными:
Рассмотрим пример: проблема «отцов и детей»
К сожалению, родители не всегда являются примером для своих детей. (ЭТО СВОЕ МНЕНИЕ – ТЕЗИС) Вспомним примеры из классических произведений. Так , Фамусов из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» считает себя глубоко нравственным человеком, заботливым, хорошим отцом, но в действительности он лицемерный и деспотичный человек, который не может быть образцом для подражания. Может, поэтому у Софии, его дочери, сформировался такой же крутой и властный характер. (ЭТО УЖЕ АРГУМЕНТ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ) Поэтому родители должны осознавать свое влияние и свою ответственность за воспитание детей, тогда и проблема уйдет в прошлое. (ЭТО ВЫВОД)
Помните!!! АРГУМЕНТОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ДВА!!! (ОДИН ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГОЙ ИЗ ЖИЗНИ.МОЖНО ДВА АРГУМЕНТА ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ)
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СОЧИНЕНИИ
Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ:
- Прочитав данный текст, я впервые серьёзно задумался о том, что…
- В заключение хотелось бы отметить, что этот текст ещё раз заставляет нас, читателей, задуматься о том…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»
Цель работы данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по...
Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы предусматривает использование личностно...
План написания сочинения-рассуждения к ЕГЭ по русскому языку
шаблон сочинения...
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА « Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку в выпускном классе».
Концептуальная идея: технология проектирования образовательной деятельности, способствующей формированию умений школьников создавать творческие работы на основе анализа и интерпретации авторского текс...
мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.
мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...
Композиция сочинения-рассуждения, 11 класс. Урок русского языка
Вид урока: урок закрепления изученного материала и выработки практических умений и навыков.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Формы работы слово учителя, приём мозговой атак...
"Написание сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку с помощью шаблона"
Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, со...