Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Екатерина Сергеевна Фёдорова

Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, прежде всего, помогает технология  «Педагогика сотрудничества». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_sotrudnichestve_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка.

Введение

Передовые изменения в структуре и содержании образования, вызванные вхождением России в мировое образовательное пространство, поставили перед каждым педагогом  объективную задачу активного освоения и внедрения новых образовательных технологий, так как традиционные методы оказались не способны удовлетворить растущие потребности современного общества.

Исходя из условий социального и государственного заказов, передового педагогического опыта и собственных возможностей,   решить объективно возникающие насущные проблемы нам поможет личностно-ориентированный подход к обучению, поскольку он является воплощением гуманистической философии, психологии и педагогики. Личностно-ориентированная направленность противопоставляет авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку  традиционной технологии — атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создает условия для творчества и самоактуализации личности.  

Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, прежде всего, помогает технология  «Педагогика сотрудничества». Эта технология является одной из наиболее всеобъемлющих обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.  В ней соединились лучшие традиции советской  (Сухомлинский В.А., Макаренко А.С.)  русской  (Ушинский К.Д., Н.П. Пирогов, Толстой Л.Н.) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, К.Роджерс и др.) школ.

  В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В педагогике сотрудничества выделяют несколько направлений. Мне ближе всего идеи гуманно-личностного подхода:

  • новый взгляд на личность как цель воспитания, личностную направленность учебно-воспитательно процесса (ребенок - полноценная человеческая личность, каждый ребенок обладает способностями, приоритетные качества личности - любовь, доброта, совесть, гражданственность и т.п.);
  • гуманизация  педагогических отношений (педагогическая любовь к детям, оптимистическую веру в ребенка, терпимость к их недостаткам, приоритет положительного стимулирования;
  • демократизация педагогических отношений (соблюдение Конвенции о правах ребенка);
  • отказ от прямого принуждения (требовать без принуждения, замена принуждения желанием, ставка на самостоятельность и самодеятельность, применение косвенных требований через коллектив);
  • новую трактовку индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики; коррекция)
  • формирование положительной Я-концепции (Я нравлюсь, Я способен, Я значу).

При таком подходе к образовательному процессу можно решить насущные проблемы современной школы: осуществить переход  к всеобщему полному образованию, итоговой аттестации в форме ЕГЭ, профильному обучению, а главное - воспитать гармоничную, целостную, независимую и свободную, высоконравственную личность.

         Пронаблюдаем как удается реализовать этот подход в рамках уроков русского языка и внеурочной деятельности по предмету.

2. Методы обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках русского языка

На уроках русского языка можно использовать следующие методы:

2.1. «Вертушка» (метод Славина)[1]

 Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики   и девочки разного уровня подготовленности). Структура  урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:

1. Объяснение нового материла.

2. Закрепление (отработка в группах  ориентировочной основы действий  каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

3.  Общее обсуждение работы.

4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь  учащиеся трудятся  вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.

5.   Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.

          6.   Рефлексия.

     Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, т. е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые оценки.

Этот метод можно использовать на различных этапах организации урока.

2.1.1. Формирование орфографических навыков

  • В 5 классе при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне» работу строю так:

После объяснения темы с целью формирования навыка правописания чередующихся гласных в корне группам предлагается алгоритм и карточки типа:

Пол.жить, р.стение, сл.гать, р.сток, сл.жение, подр.стать, разл.жение, прил.гательное, выр.с, сл.гаемое, предл.жение, выр.щивать, Р.стов, отр.сль, изл.жение, предл.гать.

 Задания внутри группы распределяются следующим образом:

Один член группы выделяет корень все действия комментируются), другой определяет тип безударной гласной (подбирает проверочное слово при необходимости), третий - условия чередования, четвертый  в зависимости от условия делает выбор, т. е. вставляет нужную гласную, пятый (капитан) проверяет. Работа идет до тех пор, пока все члены группы не овладеют каждым этапом работы. После этого, убедившись в сформированности навыка, предлагаю индивидуальные тесты (Приложение 4).

  • В 6 классе задание по этой теме усложняется. При повторение изученного в разделе «Словообразование и орфография» предлагаю карточки с заданиями типа:

Заг.рать, ск.сить, р.скошный, к.саться, подр.стать, р.сток, сл.жение, прик.саться, соб.рать, к.снуться, расст.лать, прик.сновение, к.сательная, прим.рка, соприк.саться, к.сичка, выт.рать, к.сание, к.сая (линия), неук.снительный, к.сание, к.сить, прик.снуться, сл.гать, к.сательно,  пом.рить.

Отработка алгоритма проходит аналогичным образом, повышается лишь степень сложности задания, теперь учащимся нужно усвоить гораздо больше ориентировочных основ действий. Усложняются и тестовые задания.

  • В 9 классе при повторении темы «Чередующиеся гласные в корне» работу строю по методу «Учимся вместе» (каждая группа работает над отдельным блоком правила: «Выбор зависит от ударения», «Выбор зависит от суффикса» и т.д. После  чего составляется сводная таблица «Условия выбора чередующихся гласных в корне).

Такой вид работы целесообразно использовать при изучении наиболее сложных орфографических правил: «Правописание не с различными частями речи», «Правописание н и нн в различных частях речи», «Правописание безударных личных окончаний глагола» и т.п.

2.1.2. Словарная работа

В 6 классе после изучения темы «Гласные в приставках пре- и при-» группам раздаю карточки типа:

Прекратить, преобразовать, превратить, приготовить, приобрести, приказать, преодолевать, примирять, присмотреться, пригодиться, присутствовать, прилежный, привыкать, приготовить, приспособить, презирать.

    Работа в группе строится так: один (ведущий) диктует слова, остальные пишут, затем проверяет написанное (4 слова). Потом эта роль переходит к следующему члену группы и т. д. Тетради сдаются на проверку. В конце урока раздаю индивидуальные тесты.

2.1.3. Проверка домашнего задания

Эту работу организую чаще всего так:

  • обмен тетрадями внутри группы и проверка ошибок друг у друга;
  • работа над ошибками;
  • повторный обмен и проверка;
  • сдача на проверку учителю;
  • подведение итогов (можно по результатам проверки только одной тетради).

2.2. Командно-игровая деятельность

Она отличается от вышеописанного метода лишь тем, что здесь  вместо индивидуального тестирования в качестве проверки усвоения материала предлагаются соревновательные турниры между командами. В остальном работа строится аналогично.

3.2.1. Игра «Ручеек»

6 классе после изучения темы «Правописание не- с существительными)

Ход игры

 1. Группы получают конверты с разрезным дидактическим материалом

(не)ряха

(не)успех

(не)урожай

(не)друг

(не)взгода

(не)удача

(не)приязнь

(не)везение

(не)вежда

(не)вежа

(не)вежда

(не)достаток

2. Решение осуществляется по «вертушке» (без комментариев):

  •  Первый ученик достает из конверта карточку и определяет,                  употребляется ли существительное без не.

 Нет         записывает на доске правильный ответ.

 Да               передает карточку следующему и т. д. по «вертушке».

  • Второй ученик достает карточку с заданием, принимает соответствующее решение и т. д.

Так каждый проходит все этапы работы над орфограммой.

   

3. Определяется команда-победитель, т. е. та, которая первой справится с заданием и  не допустит ошибок.  

Таким образом, за небольшой отрезок времени (5-7 мин.) проводится проверка сформированности орфографического навыка у всех учащихся, отрабатывается умение быстро решать поставленные задачи, а так как победа команды зависит от  каждого ее члена, то это способствует развитию таких важных качеств, как ответственность и взаимопомощь.

2.2.2. Рыцарский турнир

(проводится между представителями команд)

I этап - объявление о предстоящем турнире

За неделю до «турнира» вывешиваю список орфограмм, которые можно выбрать качестве «оружия», и знакомлю с «рыцарским кодексом».  Например, в 7 классе при повторении изученного в конце года предлагается следующее:

1. Словарные слова (по списку в конце учебника).
2. Корни с чередованием.
3.
Ь после шипящих на конце слова во всех частях речи.
4.
0, е и ё после шипящих и ц. 
5. Окончания существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
б. Все правила правописания наречий.
7.
Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
8. Слитное и раздельное написание
не со всеми частями речи.

II этап - «Вызов»

Ученик  из одной команды  «вызывает на бой» противника из другой команды. Причем сражаться могут только мальчики, а девочки - лишь «снарядить» своих «рыцарей», т. е. повторить с ними соответствующие правила. Имена вызвавшего и вызванного записываем на специальной доске, например: «Андреев вызывает Анисимова».  После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. указывает на этой же доске номер той группы правил, взаимное знание которой и должно быть проверено во время «боя».

 

III этап - «Сражение»

Противники садятся за парты, «вооружившись» двумя листами бумаги (один чистый, а другой с заранее приготовленными для диктовки сопернику словами) и поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда победитель поднимает руку, у него  проверяется последняя запись. Если же ошибается сам диктовавший, а противник  доказывает свою правоту, то победа присуждается последнему. Это условие заставляет участников турнира очень тщательно готовить свой список, советоваться с более сильными учениками, обращаться к словарям.

IV этап - объявление победителя и награждение команды, его подготовившей

На доску почета вывешиваются имена всех членов команды, подготовившей победителя.

2.3. Метод Славина «Пила-2»

Этот метод предусматривающую работу в группах по 4-5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть работы, вся команда работает над одним материалом (например, работает над одним текстом). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп (этот этап мы используем иногда). В конце все проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, достигшая наивысшей суммы баллов, награждается.

На уроках русского языка этот метод мы чаще применяем при работе с текстом.

2.3.1. Работа по совершенствованию написанного по методу «пила»

  • В 5 классе при работе над сочинением, понятием о главной мысли, теме сочинения и ее границах предлагаю тексты со следующими заданиями для групп:

                                   

Какова тема сочинения?  Соответствует ли тема содержанию сочинения? Какова основная мысль сочинения? При помощи каких языковых средств она выражается? Какие недостатки обнаружили?

Тексты раздаются  каждому члену команды, чтобы удобнее было заниматься своей частью общего дела. Такая работа проводится неоднократно, поэтому задания внутри группы перераспределяются, и все получают возможность поработать над каждым вопросом.

  • В 5 классе при подготовке к написанию рассказа о случившемся с автором (понятие о построении рассказа) предлагаются тексты с заданием:

Какое из сочинений больше понравилось и почему? Какие ошибки допустил автор неотредактированного варианта? Чем отличается переработанный вариант от чернового? Подготовьтесь отвечать по плану.

  • В 5 классе при работе над сочинением-рассуждением раздаются тексты с заданием:

Какова основная мысль сочинения? Выражена ли она в тексте сочинения? Какие недочеты обнаружили в сочинениях-рассуждениях?  Исправьте их. Составьте план ответа.  Подготовьтесь отвечать по плану.

Такая работа одновременно подготавливает учащихся к рецензированию.

2.3.2. Использование метода «пила» при работе над анализом текста

  •      В 7 классе при повторении темы «Стили речи» учащимся предлагаются тексты с заданием проанализировать текст, определить стиль речи, указав лексические, морфологические, синтаксические, фонетические признаки (задание также делится внутри группы, выполняется индивидуально, чтобы потом  построить, объединив ответы,  общее выступление группы).
  •    В 11 классе при повторении темы «Публицистический стиль речи» предлагается найти его признаки самостоятельно, используя материалы периодических  центральных изданий.

2.3.3. Использование метода «пила» при  составлении опорных схем-таблиц

(этап ознакомления с новым материалом)

В 6 классе при изучении темы «Не с прилагательными»  работа организуется следующим образом:

  1. Учащимся предлагается самостоятельно (в группах) познакомиться и разобраться в новом материале. При этом четко распределяются роли и задачи каждого.
  2. Работа в группах.
  • 1-й член команды выполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику).
  • 2-ой - художника (он должен на основе слухового восприятия нарисовать схему-сигнал, т.е. графически отобразить правило по принципу: ключевые слова-понятия - грамматические признаки-примеры. Таким образом, схема приобретает законченную наглядную графическую форму зачитанного теоретического материала.
  • Остальные  - слушатели-наблюдатели.

(Так ученики в наглядной форме устанавливают связи и зависимости. Причем их задача не ограничивается этим, они должны сформулировать соответствующее правило и привести собственные примеры.)

3. Проверка работы в группах. На этом этапе представители от команд демонстрируют свои варианты схем-сигналов, они обсуждаются, отмечаются наиболее удачные.

4. Определяется команда-победитель (схему которой предпочло большинство учеников использовать в качестве «шпаргалки»)

Такие схемы-таблицы можно составлять как по орфографии, так и по синтаксису, словообразованию, морфологии, т. е. проводить аналогичную работу в любом классе.

2.4. Командно-игровая деятельность по методу «Пила»

Трудоемкую и кропотливую работу по совершенствованию написанных сочинений и не менее сложную работу над анализом текста можно активизировать командно-игровой деятельностью, организуя, например:

2.4.1. Турнир «издательств»

Предложив группам соревнования «издательств»,  которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.

Редактор - выполняет самую сложную  работу, поэтому эта роль, как правило, берет на себя капитан.

Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.  

Корректор  отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах  эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в  роли редакторов или рецензентов).

Каллиграф - эта роль отводится самому слабому ученику группы. А чтобы он не чувствовал себя  ущемленным, оговариваюсь, что ему доверяется очень важное задание (пусть и под контролем товарища-корректора) - переписать правильно и красиво текст набело.  

Ход игры

I этап - распределение ролей;

2 этап - первичное ознакомление с текстом. Коллективное обсуждение недостатков. Первые правки редактора с подробным объяснение  другим членам группы;

3 этап - повторное чтение. Здесь устраняются недостатки в употреблении слов и построении предложений, пользуясь условными обозначениями;

4 этап - проверка «на голос» предполагает чтение текста вслух (вполголоса). При таком чтении окончательно выявляются все недостатки.

5 этап - подведение итогов, на основании которых строится  работа рецензентов.

6 этап - обсуждение плана и содержания рецензии.

7 этап - рецензент пишет рецензию, а каллиграфы под контролем редактора и корректора переписывают исправленный текст набело. Причем замечания по исправлению орфографических и пунктуационных ошибок может делать только корректор, а редактор должен следить за тем, чтобы были внесены все его правки.      

 8 этап - чтение окончательного варианта исправленного текста и получившейся рецензии, сдача на проверку.

2.4.2.    Игра «Кубики»

Оптимальный комплект игры - набор из четырех кубиков  

На изготовленные из тонкого картона кубики (с ребром 8—10 см) прикрепляются  (в прорези) части текста вразброс, причем так, чтобы на одном кубике была только одна часть данного текста. Тексты  тщательно подбираются. При каждом комплекте игры должен быть один экземпляр  схемы анализа текста  и шесть экземпляров (для каждого текста свой вариант) дополнительных вопросов.

В зависимости от целей и задач урока задания могут варьироваться:

  • составить текст, который скорее всего отыщется;
  • составить текст, начинающийся с указанного предложения;
  • составить текст, обладающим указанным признаком (тип речи или стиль);
  • составить два текста одного типа речи, но отличающиеся стилем;
  • составить два текста одного  стиля, но различных по типу речи.

 

          В 7 классе, например,  предлагаются комплекты кубиков) с заданием группам составить текст, который скорее всего отыщется, проанализировать по условному плану , ответить на дополнительные вопросы.

Любое из этих заданий может носить не только тренировочный, но и зачетный характер. Причем таким образом может быть построена работа  по каждому пункту первоначального задания, т. е. сопровождаться анализом и дополнительными индивидуальными вопросами, дополняющими этот анализ.

Карточки  с вопросами я выдаются  после того, как текст составлен. Таким образом, итоговый ответ основывается на обоих приложениях. Перед ответом  сообщается имя автора текста и заглавие. Сопоставление вариантов заглавия приближает учащихся к пониманию авторского замысла и к пониманию самой проблемы озаглавливания.

 Игра развивает у школьников чувство текста как единого целого, укрепляет убеждение, что целостность образцового текста присуща его авторскому варианту, что те или иные вольности в изменении формы текста влекут за собой ослабление или даже потерю его идейно-содержательного достоинства. Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет литературный кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя.

2.5. «Учимся вместе»

Этот метод отличается от предыдущего лишь тем, что здесь каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы - награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Чаще всего этот метод я  использую на этапе обобщения и систематизации изученного.

Например,  в 7 классе после изучения темы «Правописание не с наречиями» группам предлагается следующее:

  1. Составить схемы таблицы по темам: «Правописание не с существительными», «Правописание не с прилагательными», «Правописание не с наречиями», «Правописание не с причастиями», «Правописание не деепричастиями и глаголами».
  2. Представить по очереди свои таблицы.
  3. Выявить общие закономерности написания и на их основании составить (коллективно) таблицу «Правописание не с различными частями речи».

Такую работу целесообразно проводить по всем темам, которые представлены в школьном курсе «вразброс»: «Правописание -о--е- после шипящих и ц», «Правописание одной и двух -н-«,  «Правописание чередующихся гласных» и т.д.           Аналогично можно построить обобщающую работу по синтаксису («Односоставные предложения»  (8 кл.),  «Второстепенные члены предложения» (8 кл.), «Сложноподчиненное предложение» (9 кл.), «Сложносочиненное предложение (9 кл.) и т. д.),  по морфологии («Части речи» (5-7 кл) и т.д.

3.6. «Учимся вместе» в командно-игровой форме

 Работать по методу «Учимся вместе» гораздо интересней в командно-игровой форме. Так в 5, 6, 7 классах при повторении и систематизации изученного  проводятся такие уроки: «Парад частей речи» (5,6,7 кл.), «Парад членов предложения» (5 кл.), «Парад словарей» (6 кл.) и т.д.

Разница между рассмотренными методами не столь существенна. Главное, что основные принципы  (одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей) соблюдаются во всех случаях. Кроме того, совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Заключение

Как система отношений сотрудничество многооспектно, но важнейшее место в нем занимает отношения "учитель - ученик". Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношении "ученик - ученик" реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (сотрудничества, сотоварищества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). 

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся "рассыпана" по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской Федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.        

2. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

3.Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК «Школа», 1988.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.

5. Лысенкова С.Н. Когда  легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.

7. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М., 1987.

8. Римская Р. Практическая психология в тестах - М., 2001.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные  технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

10. Сенько Ю. В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося. // Педагогика,  1997, № 3.

11. Цуркеман Г.А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.

12. Шабалин Ю.Е. Теория и практика личностно ориентированного образования.// Педагогика, 1996, № 5.              



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Ведение профильных классов, спецкурсов, элективных курсов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогают учителю не только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспита...

Организация обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Данный материал будет полезным тем, кто интересуется темой организации обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка....

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно...

Доклад "Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"

В данном докладе приведенны несколько примеров использования АМО и краткое описание технологии обучения....

Доклад «Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»

Доклад«Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»...

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка

Презентация педагогического прооекта по теме: Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка. В презентации представлены цели и задачи проекта, планируемый результат, п...

Обучение в сотрудничестве на уроках ин.языка

Эффективность урока зависит от организации учебной деятельности. С этой целью разрабатываются новые методы и технологии обучения....