Урок - сюрприз "Удивительное рядом, или Слова категории состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Беседина Любовь Васильевна

Урок - игра, способствует формированию переключаться с одного вида деятельности на другой, а также воспитывает интерес к предмету!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • создать условия для изучения и первичного закрепления нового лингвистического понятия - слова категории состояния;
  • способствовать развитию у школьников умений сравнивать лингвистические явления;
  • Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе.

ХОД УРОКА

I .Организационный этап - упражнение в каллиграфии.

Для упражнений в каллиграфии предлагаются слоги же, ло, тя. Какие слова можно составить из этих слогов?

II. Этап актуализации знаний, умений и навыков.

1. Проблемное задание.

Определите, к каким частям речи принадлежат составленные вами слова. Можно ли определить принадлежность слова тяжело к какой-либо части речи без включения его в предложение?

2. Сравнение синтаксических конструкций.

Прочитайте и запишите цитаты из произведений А.Пушкина.

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка...

(Телега жизни)

И тяжело Нева дышала.

Как с битвы прибежавший конь.

(Медный всадник)

«Эй! Пошел, ямщик!.» - «Нет мочи;

Коням, барин, тяжело…»

(Бесы)

Задание. Запишите цитаты, определите, какой частью речи является выделенное слово.

1) Какой частью речи будет слово тяжело в первом случае? Почему?

2) Какой частью речи будет слово тяжело во второй цитате? Почему?

3) Подчеркните слово тяжело как член предложения в последнем предложении - это предложение безличное потому, что подлежащего в этом предложений нет и быть не может.

Какая же это часть речи? Краткая форма прилагательного среднего рода, как в первом предложений, или наречие, как во втором? Выскажите ваши предположения.

III. Этап объяснения нового материала.

1.Работа в парах.

Поработайте в парах; попробуйте разыграть учебный диалог-спор, в котором один будет доказывать, что слово тяжело в цитате из пушкинского стихотворения «Бесы» — это краткая форма прилагательного, а другой - что это слово - наречие.

2.Представление учебного диалога-спора (примерный вариант).

1-й ученик. Я считаю, что слово тяжело в цитате из пушкинского стихотворения «Бесы»  – это наречие, ведь оно не изменяется: коням тяжело; коню тяжело; лошади тяжело; вознице тяжело.

2-й ученик. Нет, оно не может быть наречием, ведь наречие в предложении выполняет роль обстоятельства, а слово тяжело в этом предложении является сказуемым - значит, это краткая форма прилагательного.

1-й ученик. Да, но ведь краткая форма прилагательного должна согласовываться с существительным, выполняющим роль подлежащего, в числе и роде, а такого существительного в этом предложении нет — значит, это все-таки наречие.

2-й ученик. Но наречие в предложении всегда зависит от глагола, а в этом предложении нет глагола.

3.Подведение итогов.

Какой вывод мы можем сделать? Какое из высказанных мнений верно?

4.Выдвижение гипотезы.

Получается, что форма тяжело - одновременно и прилагательное - ведь оно способно быть сказуемым, и наречие - оно неизменяемо. Это слово как бы и то, и другое. Возникает мысль: а может быть, оно как раз ни то; ни другое, а что-то третье, совершенно особая грамматическая категория?

Предположение о том, что в предложении Коням, барин, тяжело слово тяжело - это краткая форма прилагательного, очень правдоподобно. В безличном предложении, где нельзя сказать, кто производит действие, сказуемое не с чем согласовывать, и потому используется форма среднего рода как самая нейтральная. Именно эта единственная форма есть в прошедшем времени у безличных глаголов: светать - светало, вечереть - вечерело, знобить - знобило.

5.Знакомство с теоретическим материалом.

– Какие признаки будут характерны для этой новой грамматической категории? Какое же из предположений верно? Получается, что форма тяжело одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым, и наречие – оно неизменяемо. Это слово как бы и то, и другое. Возникает мысль: а может быть, оно как раз ни то, ни другое, а что-то третье, совершенно особая грамматическая категория? В самом деле, в языке есть и другие слова, выступающие в роли сказуемого в безличном предложении: можно, нельзя, пора. Среди них есть оканчивающиеся на -о, похожие на наше тяжело: можно, надо. Есть и не похожие на него: жаль, нельзя, лень (ему лень даже пошевелиться), пора (пора приниматься за дело). Последние два слова по форме совпадают с существительными лень и пора.

6.Беседа по прочитанному.

– Какие названия для слов этой грамматической категории предлагаются учеными-лингвистами?

– Кто является первооткрывателем этой части речи?

– Какие признаки характерны для этой новой грамматической категории?

7.Проверка внимания.

Проверим вашу внимательность: переверните листок и по памяти запишите те слова состояния, которые были приведены в 3-й части текста в качестве примеров. (Можно, нельзя, пора, надо, жаль, лень, холодно, скучно.)

Что общего в значении этих слов вы заметили? (Сторонники выделения этих слов в особую часть речи отмечают не только общие морфологический и синтаксический признаки, но и общее грамматическое значение: они обозначают состояние, и поэтому называют их словами состояния.)

IV. Этап закрепления изученного.

1.Эмоциональная разрядка – игра «Баранья голова».

А теперь сыграем в игру «Баранья голова». Я произношу слово, вам нужно добавить к нему слово категории состояния (одно или в сочетании с инфинитивом глагола), чтобы получилось безличное предложение. Можно использовать слова всех групп по значению. Если участник игры не может назвать слово или повторяет уже названное, все хором кричат: «Баранья голова». Возможные варианты слов для игры: мне...; моему соседу (соседке).,.; в классе.,.; на улице..,; сегодня...; на уроке...; на перемене...; на душе...; моим одноклассникам... и т.п.

2.Тренировочные упражнения.

Спишите предложения из упражнения №_____. Какими частями речи являются выделенные слова? Выяснить это вам поможет синтаксический разбор этих предложений. Работа выполняется на доске и в тетрадях.

V. Этап подведения итогов.

– Что нового о языковых явлениях вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Вспомните: что такое омонимы? (Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению.)

– А какие слова, по-вашему, можно назвать грамматическими омонимами? (Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи.)

VI. Домашнее задание по выбору:

1)           Выполните упражнение №_____

2)           Создайте свою пейзажную зарисовку на весеннюю тему, используйте для выражения своих чувств и впечатлений слова состояния.

Вот одна из созданных миниатюр:

Весна. Тает снег. Не жаль его. Светло. Весело от пения птиц, журчания ручьев. Шумно, Тепло от весеннего ветра. Хочется дышать всей грудью. Сладостно от запаха первых цветов. Радостно на душе. На сердце легко. Благодать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

Представленный урок является первым из четырёх в теме «Слова категории состояния как части речи». Разработан на основе учебника русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской с использов...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

 Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point  для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу...

конспект урока по русскому языку "Слова категории состояния"

конспект урока по русскому языку 7 класс по программе М.М.Разумовской "Слова категории состояния"...

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....