«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_1.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:
«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».
Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.
Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?
Ученики: Да. Мы их знаем.
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?
Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?
Слова категории состояния – неизменяемые слова, которые выражают состояние природы, живых существ, человека. Отвечают на вопросы как? каково?
Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?
Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.
Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:
- Мне грустно и легко;
- Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
- Лицо старшины непроницаемо;
- Войско разъединено на отряды.
Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».
Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?
Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).
Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.
Предложение 2 - двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).
Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый - непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо.
Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием (разъединять разъединенный разъединено). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено.
Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?
Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства.
Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?
Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?
Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.
Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» - формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.
Как работает этот прием?
Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.
Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.
Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.
Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.
Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.
- Небо черно и чисто, зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
- Открытие это мучительно, я вовсе не был трусом.
- Экскурсия прошла организова(н, нн)о.
- Было морозно и ветре (н, нн)о, с крыш падал снег.
- Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
- Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
- Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Слова категории состояния
Конспект урока русского языка . 7класс. УМК под редакцией Ладыженской.Слова категории состояния....
Изучение синтаксических конструкций с простыми сравнительными формами наречий, слов категории состояния, имён прилагательных на примере литературного материала
Наречие, категория состояния, имя прилагательное в произведениях О. Мандельштама....
Сказочная срана беспризорных слов (Урок-путешествие по теме "Слова категории состояния")
Урок-путешествие по теме "Слова категории стстояния"....
Наречие и слова категории состояния.
Тема: Наречие и слова категории состояния.Цели:Познавательные:· Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о наречии и словах категор...
Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении . Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Дидактический материал для изучения темы "Одна и две н в кратких прилагательных и причастиях" на уроках русского языка в 7 классе.
Для изучения сложной темы предлагается конкретный план рассуждения, как отличить краткое прилагательное от краткого причастия. А также прилагаются предложения для анализа, где употребляются и наречия,...