План-конспект урока ОБЖ в 5 классе "Дорога и ее составные части"
методическая разработка по обж (5 класс) по теме
Урок ОБЖ по теме «Дорога и ее составные части» изучается в 5-ом классе в разделе «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде» в блоке тем «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах». На данном уроке при проверке домашнего задания используется презентация, подготовленная учителем, и работа обучающихся на интерактивной доске (решение ситуационных задач). Обучающиеся закрепляют основные знания по правилам безопасного поведения на дорогах, выполняя карточки-задания. При изучении новой темы используется мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (просмотр учебных видеофрагментов из диска "Правила дорожного движения для школьников") и беседа с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass.doc | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Елена Изосимовна
учитель ОБЖ
Муниципального общеобразовательного учреждения –
Средней общеобразовательной школы №22
п. Беркакит Нерюнгринского района
Республики Саха (Якутия)
План-конспект урока ОБЖ в 5 классе.
Тема урока: « Дорога и ее составные части»
Цели урока:
I. Образовательные:
- закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
- формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
- овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
- продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.
II. Развивающие:
- развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.
III. Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
- выработать систему поведения на дорогах и тротуарах.
Оборудование:
- интерактивный комплекс;
- презентация «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах (карточки-задания)»;
- диск «Правила дорожного движения для школьников»;
- плакат «Дорога и ее составные части».
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- Повторение основных понятий.
- Индивидуальная работа с карточками-заданиями.
III. Изучение нового материала.
- Сообщение темы и целей урока.
- Просмотр видеофрагментов.
- Рассказ учителя.
IV. Подведение итогов урока.
- Вопросы для закрепления полученных знаний.
- Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.
V. Сообщение домашнего задания.
VI. Рефлексия.
Содержание урока:
I. Организационный момент.
- Готовность к уроку.
- Контроль посещаемости.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об опасных ситуациях на дорогах и тротуарах. Прежде, чем перейти к теме нашего урока, мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.
- Фронтальный опрос.
- Какие виды транспорта различают? Что относится к общественному городскому транспорту?
- Перечислите основные рекомендации для пешеходов. С какого возраста разрешается детям выезжать на проезжую часть на велосипедах?
- Что такое тормозной путь?
- В это же время один ученик идет к доске и выполняет карточку-задание №1. (Приложение №1 слайд №1)
В этом задании вам необходимо вставить пропущенные слова, используя слова-подсказки. И тогда вы повторите правила дорожного движения и правила поведения пешеходов.
Слова-подсказки: красный, подземный и надземный переход, одежда, автомобиль, желтый, отъезд, проезжая, пешеходный переход, машина:
- Пересекать проезжую часть по подземному и наземному переходам.
- Нельзя переходить улицу на переходе, если сигнал светофора красный или желтый.
- Если есть тротуар, то нельзя идти по проезжей части.
- Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего автомобиля, потому что выступающие детали машины могут зацепиться за одежду и потащить пешехода за собой.
- После выхода из общественного транспорта переходить улицу надо только по пешеходному переходу, а если нет специального перехода, то переходить дорогу надо после отъезда транспорта, когда проезжая часть будет хорошо просматриваться.
Учитель: сейчас на доске вы видите карточку-задание №2. Необходимо составить правильное утверждение, используя слова-подсказки. Кто первый правильно составит утверждение, тот и пойдет к доске, а все остальные учащиеся записывают у себя в тетради после темы прошлого урока. (Приложение №1 слайд №2)
Стоящий на остановке транспорт, сокращает обзор проезжей части.
Учитель: в задании №3 необходимо правильно прочитать свойство, которое есть у всех видов транспорта, о котором необходимо обязательно помнить. (Приложение №1 слайд №3)
Кто первый прочитал, идет к доске, и еще раз все вместе повторяем определение, что такое «тормозной путь».
Учитель: в задании №4 необходимо в зависимости от ситуации правильно раскрасить сигнал светофора. Один ученик идет к доске, а все остальные внимательно наблюдаем, правильно ли выполняется задание. По ходу выполнения задания все вместе проверяем, корректируем ответ (Приложение №1 слайд №4)
Учитель: молодцы, ребята, с заданиями вы справились, теперь перейдем к теме нашего урока.
III. Изучение нового материала.
Урок-беседа с использованием учебных видеофрагментов.
Учитель: ребята, мы с вами повторили основные правила поведения на дорогах. А что это такое «дорога», из чего она состоит? (Ребята обсуждают, приводят примеры, затрудняются ответить). Вот сегодня мы с вами и будем изучать дорогу и ее составные части.
Открываем тетради и записываем тему урока «Дорога и ее составные части». Тема сегодняшнего урока очень актуальна, т.к. знания правил дорожного движения необходимы всем. На уроке мы еще раз закрепим знания правил безопасного движения на дорогах, и будем учиться ориентироваться на улице, предвидеть опасность.
Скажите, пожалуйста, кем мы становимся, выйдя из дома, оказавшись на дороге?
Ученики: пешеходами.
Учитель: а кто такой пешеход? Записываем в тетради:
Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Теперь мы с вами просмотрим видеофрагменты «Дорога и участники дорожного движения» (диск «Правила дорожного движения для школьников»):
- дорога и ее составные части;
- пешеход.
Учитель: после просмотра видеофрагментов, ответьте: из каких частей состоит дорога? А также нужно выйти к доске и показать на плакате составные части дороги.
Ученик: дорога состоит из проезжей части, обочины, тротуара, разделительной полосы, трамвайных путей, на плакате показывает соответствующие части дороги.
Учитель: правильно, молодец! А теперь открываем тетради и записываем основные понятия и определения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Обочина – это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для движения, остановки и стоянки.
Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
Движение пешеходов производится по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочинам и велосипедным дорожкам.
Вопрос: как нужно двигаться пешеходу, если нет тротуаров и пешеходных дорожек? (ребята отвечают, если ошибаются, то учитель корректирует их ответ)
По краю дороги с левой стороны, а по тротуарам – с правой стороны. Это одно из основных правил безопасного движения на дорогах.
IV. Подведение итогов урока.
1. Вопросы для закрепления полученных знаний:
- что такое «дорога»?
- из каких частей состоит дорога или какие составные части входят в дорогу?
- как правильно должен двигаться пешеход по краю дороги, обочине?
- как правильно должен двигаться пешеход по тротуарам?
2. Выставление оценок.
Анализ деятельности учащихся на уроке. Комментирование выставляемых оценок.
V. Сообщение домашнего задания.
Сообщение домашнего задания и его комментирование:
1. Повторить конспект урока.
2. В тетради зарисовать дорогу с указанием всех ее составных частей.
VI. Рефлексия.
- Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?
- Как вы считаете, то о чем вы сегодня узнали, вам необходимо в жизни?
- Вам урок понравился или нет?
Приложение №1
Презентация к уроку
«Опасные ситуации на дорогах и тротуарах (карточки-задания)»
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе.Часть 1.
Разработка теоретического урока с презентацией по теме: "Вышивка крестом."Знакомство с методами и видами креста....
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2
Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:· коррекция ...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Составные части ствола»
Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:· коррекци...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Составные части ствола»
Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности)...
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"
Методическая разработка открытого урока в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"...