План-конспект урока ОБЖ в 5 классе "Дорога и ее составные части"
методическая разработка по обж (5 класс) по теме

 

Урок ОБЖ по теме «Дорога и ее составные части» изучается в 5-ом классе в разделе «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде» в блоке тем «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах». На данном уроке при проверке домашнего задания используется презентация, подготовленная учителем, и работа обучающихся на интерактивной доске (решение ситуационных задач). Обучающиеся закрепляют основные знания по правилам безопасного поведения на дорогах, выполняя карточки-задания. При изучении новой темы используется мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (просмотр учебных видеофрагментов из диска "Правила дорожного движения для школьников") и беседа с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_5_klass.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Елена Изосимовна

учитель ОБЖ

Муниципального общеобразовательного учреждения –

Средней общеобразовательной школы №22

п. Беркакит Нерюнгринского района

Республики Саха (Якутия)  

План-конспект урока ОБЖ в 5 классе.

Тема урока: « Дорога и ее составные части»

Цели урока:

I. Образовательные:

  1. закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
  2. формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
  3. овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
  4. продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.

II. Развивающие:

  1. развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.

III. Воспитательные:

  1. воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
  2. выработать систему поведения на дорогах и тротуарах.

Оборудование:

  1. интерактивный комплекс;
  2. презентация «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах (карточки-задания)»;
  3. диск «Правила дорожного движения для школьников»;
  4. плакат «Дорога и ее составные части».

 Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Повторение основных понятий.
  2. Индивидуальная работа с карточками-заданиями.

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Просмотр видеофрагментов.
  3. Рассказ учителя.

IV. Подведение итогов урока.

  1. Вопросы для закрепления полученных знаний.
  2. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

V. Сообщение домашнего задания.

VI. Рефлексия.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

  1. Готовность к уроку.
  2. Контроль посещаемости.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об опасных ситуациях на дорогах и тротуарах. Прежде, чем перейти к теме нашего урока, мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.

  1. Фронтальный опрос.
  1. Какие виды транспорта различают? Что относится к общественному городскому транспорту?
  2. Перечислите основные рекомендации для пешеходов. С какого возраста разрешается детям выезжать на проезжую часть на велосипедах?
  3. Что такое тормозной путь?
  1. В это же время один ученик идет к доске и выполняет карточку-задание №1. (Приложение №1 слайд №1)

В этом задании вам необходимо вставить пропущенные слова, используя слова-подсказки. И тогда вы повторите правила дорожного движения и правила поведения пешеходов.

Слова-подсказки: красный, подземный и надземный переход, одежда, автомобиль, желтый, отъезд, проезжая, пешеходный переход, машина:

  1. Пересекать проезжую часть по подземному и наземному переходам.
  2. Нельзя переходить улицу на переходе, если сигнал светофора красный или желтый.
  3. Если есть тротуар, то нельзя идти по проезжей части.
  4. Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего автомобиля, потому что выступающие детали машины могут зацепиться за одежду и потащить пешехода за собой.
  5. После выхода из общественного транспорта переходить улицу надо только по пешеходному переходу, а если нет специального перехода, то переходить дорогу надо после отъезда транспорта, когда проезжая часть будет хорошо просматриваться.

Учитель: сейчас на доске вы видите карточку-задание №2. Необходимо составить правильное утверждение, используя слова-подсказки. Кто первый правильно составит утверждение, тот и пойдет к доске, а все остальные учащиеся записывают у себя в тетради после темы прошлого урока. (Приложение №1 слайд №2)

Стоящий на остановке транспорт, сокращает обзор проезжей части.

Учитель: в задании №3 необходимо правильно прочитать свойство, которое есть у всех видов транспорта, о котором необходимо обязательно помнить. (Приложение №1 слайд №3)

Кто первый прочитал, идет к доске, и еще раз все вместе повторяем определение, что такое «тормозной путь».

Учитель: в задании №4 необходимо в зависимости от ситуации правильно раскрасить сигнал светофора. Один ученик идет к доске, а все остальные внимательно наблюдаем, правильно ли выполняется задание. По ходу выполнения задания все вместе проверяем, корректируем ответ (Приложение №1 слайд №4)

Учитель: молодцы, ребята, с заданиями вы справились, теперь перейдем к теме нашего урока.

III. Изучение нового материала.

Урок-беседа с использованием учебных видеофрагментов.

Учитель: ребята, мы с вами повторили основные правила поведения на дорогах. А что это такое «дорога», из чего она состоит? (Ребята обсуждают, приводят примеры, затрудняются ответить). Вот сегодня мы с вами и будем изучать  дорогу и ее составные части.

Открываем тетради и записываем тему урока «Дорога и ее составные части». Тема сегодняшнего урока очень актуальна, т.к. знания правил дорожного движения необходимы всем. На уроке мы еще раз закрепим знания правил безопасного движения на дорогах, и будем учиться ориентироваться на улице, предвидеть опасность.

Скажите, пожалуйста, кем мы становимся, выйдя из дома, оказавшись на дороге?

Ученики: пешеходами.

Учитель: а кто такой пешеход? Записываем в тетради:

Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Теперь мы с вами просмотрим видеофрагменты «Дорога и участники дорожного движения» (диск «Правила дорожного движения для школьников»):

  1. дорога и ее составные части;
  2. пешеход.

Учитель: после просмотра видеофрагментов, ответьте: из каких частей состоит дорога? А также нужно выйти к доске и показать на плакате составные части дороги.

Ученик: дорога состоит из проезжей части, обочины, тротуара, разделительной полосы, трамвайных путей, на плакате показывает соответствующие части дороги.

Учитель: правильно, молодец! А теперь открываем тетради и записываем основные понятия и определения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Обочина – это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для движения, остановки и стоянки.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Движение пешеходов производится по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочинам и велосипедным дорожкам.

Вопрос: как нужно двигаться пешеходу, если нет тротуаров и пешеходных дорожек? (ребята отвечают, если ошибаются, то учитель корректирует их ответ)

По краю дороги с левой стороны, а по тротуарам – с правой стороны. Это одно из основных правил безопасного движения на дорогах.

IV. Подведение итогов урока.

1. Вопросы для закрепления полученных знаний:

  1. что такое «дорога»?
  2. из каких частей состоит дорога или какие составные части входят в дорогу?
  3. как правильно должен двигаться пешеход по краю дороги, обочине?
  4. как правильно должен двигаться пешеход по тротуарам?

2. Выставление оценок.

Анализ деятельности учащихся на уроке. Комментирование выставляемых оценок.

V. Сообщение домашнего задания.

Сообщение домашнего задания и его комментирование:

1. Повторить конспект урока.

2. В тетради зарисовать дорогу с указанием всех ее составных частей.

VI. Рефлексия.

  1. Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?
  2. Как вы считаете, то о чем вы сегодня узнали, вам необходимо в жизни?
  3. Вам урок понравился или нет?


Приложение №1

Презентация к уроку

«Опасные ситуации на дорогах и тротуарах (карточки-задания)»

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе.Часть 1.

Разработка теоретического урока с презентацией по теме: "Вышивка крестом."Знакомство с методами и видами креста....

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2

Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Составные части ствола»

Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:·        коррекци...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Составные части ствола»

Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности)...

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"

Методическая разработка открытого урока в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"...