Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Сарапулова Екатерина Алексеевна

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик (второй урок по теме). 6 класс. Учебник Баранова, Ладыженской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК 88

Тема:         Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

Тип урока. Урок закрепления знаний, умений, навыков.

Цели как деятельность учеников.

Предметные:

Знать условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и –ик; правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек и -ик; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса; употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Метапредметные:

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Личностные:

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Определение темы и постановка цели урока.

На слайде (доске) представлено предложение:

        Поешь же, миленький дружоч..к!

        Вот лещ..к, потроха, вот стерляди кусоч..к!

- Прочитайте предложение и определите тему нашего урока.

- Ребята, вчера мы с вами узнали, как же правильно написать гласную в суффиксах –ек и –ик. Как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке? 

III. Актуализация знаний. + Проверка домашнего задания.

- А что же нужно сделать перед тем, как начать выполнять первое задание?

Работа в группах: каждая группа представляет свой вариант схемы правила.

IV. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

1.Выпишите слова с пропущенными буквами. Выделите в них изученную орфограмму. Один ученик комментирует написание.

По клику мыши появляются слова дружочек, лещик, кусочек.

- Ребята, а какое же значение у выделенных суффиксов?

2. Выполнить словообразовательный анализ (вспомнив 3 вопроса СОА).

1 ряд – листик, орешек;

2 ряд – кустик, горошек;

3 ряд – мячик, человечек.

Устная проверка по одному ученику с ряда.

- Какое фонетическое явление вы заметили во вторых словах (чередование согласных в корне слова).

V. Физминутка.

- А сейчас немного отдохнём. Я буду называть вам слова. Если в суффиксе этого слова пишется и, то вы садитесь, а если – е, то встаёте.

Холмик, мешочек, дождичек, дождик, уголёчек, уголочек, словарик, кустик, кармашек, плащик.

VI. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

*Индивидуальная работа по КИМам (2 ученика) и карточкам (2 ученика). Проверяют лаборанты.

3.Распределительный диктант. Записать слова распределяя их по столбикам –ик и –ек (1 ученик у закрытой доски).

Василёчек, дворик, заливчик, шалашик, орешек, звоночек, мячик, карандашик, колокольчик, горошек, костюмчик подарочек, лещик, камешек.

– Назовите лишние слова. (Заливчик, колокольчик, костюмчик.) Почему эти слова лишние? (Здесь суффикс ­чик.)

4. «Четвёртое лишнее». Выписать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

1.Сыночек, звоночек, кусочек, лещик. (Суффикс -ик).

2.Дождичек, замочек, орешек, горошек. (2 суффикса).

3.Кончик, столик, песочек, ключик. (Суффикс -ек).

4.Глазик, носик, ротик, позвоночник. (Суффикс -ник).

VII. Итог урока. Рефлексия.

– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке. По каким критериям будете оценивать себя?

- Чтобы вы смогли проверить и оценить себя, я предлагаю вам выполнить небольшую работу под названием «Цветовой диктант». Начертите таблицу 3*5 клеток. У вас даны слова с пропущенной буквой в суффиксе. Вам нужно закрасить клетку с номером этого слова красным цветом, если пропущена буква е, а синим, если пропущена буква и.

  1. Овраж..к
  2. Кусоч..к
  3. Мешоч..к
  4. Пирожоч..к
  5. Кузнеч..к
  6. Винт..к
  7. Платоч..к
  8. Цветоч..к
  9. Дружоч..к
  10. Хвост..к
  11. Сухар..к
  12. Бараш..к
  13. Пенёч..к
  14. Годоч..к
  15. Дубоч..к

Один ученик проверяет на доске. В итоге в таблице должна получиться цифра 5.

VIII. Домашнее задание.

Сочинить небольшой новогодний рассказ, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделить в них изученную орфограмму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик

Слайд 2

Определяем тему урока Поешь же, миленький дружоч ..к ! Вот лещ..к , потроха, вот стерляди кусоч ..к! Д ружоч ек Л ещ ик К усоч ек

Слайд 3

Выполнить словообразовательный анализ (вспомнив 3 вопроса СОА) 1 ряд – листик, орешек; 2 ряд – кустик, горошек; 3 ряд – мячик, человечек.

Слайд 4

«Четвёртое лишнее». Выписать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее. 1.Сыночек, звоночек, кусочек, лещик . 2.Дождичек , замочек, орешек, горошек. 3.Кончик, столик, песочек, ключик. 4.Глазик , носик, ротик, позвоночник.

Слайд 5

Цветовой диктант Овраж ..к Кусоч ..к Мешоч .. к Пирожоч ..к Кузнеч ..к Винт..к Платоч ..к Цветоч ..к 9. Дружоч .. к 10. Хвост ..к 11. Сухар ..к 12. Бараш ..к 13. Пенёч ..к 14. Годоч ..к 15. Дубоч ..к

Слайд 6

Домашнее задание Сочинить небольшой новогодний рассказ, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделить в них изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик.

Цель урока:образование существительных с помощью суффиксов -ек, -ик;определение способа действия при выборе данных суффиксов;отработка навыков грамотного письма суффиксов –ек, -ик...

«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик. Тренажёр. 6 класс.

Ссылка для скачивания ресурса:http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=329031&d_no=350436&ext=Attachment.aspx?Id=177205Ресурс включает пояснительную записку, дидактический материал, интеракт...

Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

«Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».

Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- »Содержит различные виды заданий. Помогает в интересной и доступной форме объяснить тему учащимся....