Урок развития речи "Учимся употреблять прилагательные"
методическая разработка по русскому языку на тему
«Прилагательное -прозрачный плащ, окутывающий Существительное». Шарль Бодлей Есть ошибки, которые часто сопровождают нашу речь. Урок поможет тем, кто любит тайны русского языка, научиться точнее использовать прилагательные и тем самым сделать свою речь более выразительной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_uchimsya_upotreblyat_prilagatelnye.rar | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Учимся употреблять прилагательные в нашей речи.
О роли прилагательных говорил французский поэт Шарль Бодлер.
(2 слайд)
Учитель: Есть ошибки, которые, увы, часто сопровождают нашу речь
Вот одна из них: (3 слайд)
Прочитайте словосочетания, можно ли их употреблять в речи?
- Мокрая вода
- Пожилые старушки
- Ледяной айсберг
- Памятные сувениры
- Проливной ливень
- Душистый аромат
Учитель: докажите мой тезис: Ледяной айсберг является тавтологией (повторение одного и того же, но другими словами)
Слово айсберг переводится как «ледяная гора». Аис – лед, берг – гора; поэтому соседство этих слов неудачно
Прокомментируйте остальные словосочетания, доказывая, что это тавтология.
Учитель: каждый образованный человек должен хотеть научиться говорить не только правильно , но и выразительно, пользуясь всем богатством языка.
Сейчас вы на некоторое время превратитесь в корректоров популярных издательств:
(можно прикрепить (поставить на стол) названия газет или журналов, себе на блузку повесить бейджик – главный редактор)
Задача 1. Редактирование. Устраните речевые недочеты в предложении:
Небольшой карапуз семенил короткими неуклюжими ножками.
(карапуз – маленький, поэтому неуместны слова: небольшой и короткими)
(4 слайд)
Задача 2
Признаком бедной речи являются 2 самых популярных прилагательных: хорошая и плохая .Исключите их из ответов. (5 слайд)
Какое сегодня утро? – Хорошее.
Какую книгу читаешь? – Хорошую.
Какая у него мечта? – Хорошая.
Учитель: Поэт В.Маяковский сказал:
«Поэзия – та же добыча радия: в граммы добыча – в тонны труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Сейчас мы будем работать над точностью и выразительностью речи.
Задача 3
Подберите 5 точных и выразительных прилагательных к словам: (6 слайд)
Конь (ретивый, быстрый, огневой, стройный, гривастый)
Взгляд (мрачный, насмешливый, дерзкий, злой, добродушный)
Подберите синонимы к прилагательным: (7 слайд)
Неумелая услуга (нелепая, медвежья, неуклюжая)
Кромешная тьма (полная, беспросветная, непроглядная)
Задача 4
Текст: когда мы говорим синее огромное море, мы передаем его цвет и размер. Если художник напишет мраморное, то он даст художественную оценку,
основанную на сравнении: море седое и неподвижное, как камень.
Как вы понимаете смысл текста? ( в эпитетах – образность, необычность взгляда на предмет)
Найдите в словосочетаниях эпитеты: (8 слайд)
Тихий (громкий) звук; хрустальные звуки; дробные звуки; жиденькие звуки гармоники. (объясните смысл последнего неожиданного эпитета) (А.П. Чехов)
Закат: зловещий, багряный, вылинявший, розовый, красный, тревожный, холодный)
Голос: тихий, бархатный, мягкий, обволакивающий, низкий.
Учитель: В каком значении используется слово бархатный в сочетании со словом голос. Употребите это прилагательное в прямом значении.
Вывод: эпитеты чаще всего используют переносное значение слов.
Задача 5 (9 слайд)
О каком приеме выразительности напоминают нам стихи В. Бакалдина?
У народа есть слова
«Хлеб – всей жизни голова».
Хлеб не только
Белый,
Серый,
Сдобный,
«Докторский»,
Ржаной.
Он еще, сказать к примеру,
Трудовой
И дармовой,
Легкий – тяжкий,
Горький – сладкий.
У него характер свой.
Прямое значение прилагательных в 1 части. Во 2 части эпитеты = антонимы. Поясните смысл таких оценок хлеба.
Учитель: Наш урок поможет тем, кто любит тайны русского языка, научиться точнее использовать прилагательные и тем самым сделать свою речь более выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...
Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....
Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида
Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...
Открытый урок по теме "Имя прилагательное. Значение и грамматические признаки имен прилагательных"
Рассмотреть грамматические признаки имен прилагательных...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».
Для изучения темы "Имя прилагательное"....
Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».
Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи....