Урок развития речи "Учимся употреблять прилагательные"
методическая разработка по русскому языку на тему

«Прилагательное -прозрачный плащ, окутывающий  Существительное»Шарль Бодлей   Есть ошибки, которые часто сопровождают нашу речь. Урок поможет тем, кто любит тайны русского языка, научиться точнее использовать прилагательные и тем самым сделать свою речь более выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_uchimsya_upotreblyat_prilagatelnye.rar1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Учимся употреблять прилагательные в нашей речи.

О роли прилагательных  говорил французский поэт  Шарль Бодлер.  

(2 слайд)

Учитель: Есть ошибки, которые, увы, часто сопровождают нашу речь

Вот  одна из них:  (3 слайд)

Прочитайте словосочетания, можно ли их употреблять в речи?

  1. Мокрая вода
  2. Пожилые старушки
  3. Ледяной айсберг
  4. Памятные сувениры
  5. Проливной ливень
  6. Душистый аромат

Учитель: докажите мой тезис: Ледяной айсберг является тавтологией (повторение одного и того же, но другими словами)

Слово айсберг переводится как «ледяная гора». Аис – лед, берг – гора; поэтому соседство этих слов неудачно

Прокомментируйте  остальные словосочетания, доказывая, что это тавтология.

Учитель: каждый образованный человек должен хотеть научиться говорить не только правильно , но и выразительно, пользуясь всем богатством языка.

Сейчас вы на некоторое время превратитесь в корректоров популярных издательств:

(можно прикрепить (поставить на стол) названия газет или журналов, себе на блузку повесить бейджик – главный редактор)

Задача 1. Редактирование. Устраните речевые недочеты в предложении:

Небольшой карапуз семенил короткими  неуклюжими ножками.

(карапуз – маленький, поэтому неуместны слова: небольшой и короткими)

(4 слайд)

Задача 2

Признаком бедной речи являются 2 самых популярных прилагательных: хорошая и плохая .Исключите их из ответов.  (5 слайд)

Какое сегодня утро? – Хорошее.

Какую книгу читаешь? – Хорошую.

Какая у него мечта? – Хорошая.

Учитель: Поэт В.Маяковский сказал:

«Поэзия – та же добыча радия: в граммы добыча – в тонны труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

Сейчас мы будем работать над точностью и выразительностью речи.

Задача 3

Подберите 5 точных и выразительных прилагательных к словам:  (6 слайд)

Конь (ретивый, быстрый, огневой, стройный, гривастый)

Взгляд (мрачный, насмешливый, дерзкий, злой, добродушный)

Подберите синонимы к прилагательным:   (7 слайд)

Неумелая услуга (нелепая, медвежья, неуклюжая)

Кромешная тьма (полная, беспросветная, непроглядная)

Задача 4

Текст: когда мы говорим синее огромное море, мы передаем его цвет и размер. Если художник напишет мраморное, то он даст художественную оценку,

основанную  на сравнении: море седое и неподвижное, как камень.

Как вы понимаете смысл текста? ( в эпитетах – образность, необычность взгляда на предмет)

Найдите в словосочетаниях эпитеты:    (8 слайд)

Тихий (громкий) звук; хрустальные звуки; дробные звуки; жиденькие звуки гармоники. (объясните смысл последнего неожиданного эпитета)  (А.П. Чехов)

Закат: зловещий, багряный, вылинявший, розовый, красный, тревожный, холодный)

Голос: тихий, бархатный, мягкий, обволакивающий, низкий.

Учитель: В каком значении используется слово бархатный в сочетании со словом голос. Употребите это прилагательное в прямом значении.

Вывод: эпитеты чаще всего используют переносное значение слов.

Задача 5   (9 слайд)

О каком приеме выразительности напоминают нам стихи В. Бакалдина?

У народа есть слова

«Хлеб – всей жизни голова».

Хлеб не только

Белый,

Серый,

Сдобный,

«Докторский»,

Ржаной.

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И дармовой,

Легкий – тяжкий,

Горький – сладкий.

У него характер свой.

Прямое значение прилагательных в 1 части. Во 2 части эпитеты = антонимы. Поясните смысл таких оценок хлеба.

Учитель: Наш урок поможет тем, кто любит тайны русского языка, научиться точнее использовать прилагательные и тем самым сделать свою речь более выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....

Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида

Урок Письмо и развитие речи  «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...

Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».

Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи....