Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Сидельникова Алкиноя Сергеевна

 

Аннотация

к методической разработке  урока русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие»

Данная методическая разработка может быть использована при изучении нового материала по теме «Деепричастие» (вводный урок) по УМК, где деепричастие рассматривается как самостоятельная часть речи, а не особая форма глагола.

 В методической разработке урока прослеживается текстоориентированный подход к изучению русского языка. Материал для анализа – образцовые художественные тексты из стихотворений А. С. Пушкина, объединённые темой «Русская зима», а также высказывания выдающихся деятелей русской культуры о феномене пушкинского слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс – 7

Тип занятия – урок

Цель методической разработки – представление практического опыта работы в преподавании предмета «Русский язык», обмен профессиональными знаниями.

Формируемые компетенции: лингвистическая, культурологическая, коммуникативная.

Формы работы учащихся: учебное исследование, работа с толковым и этимологическим словарями, эвристическая беседа, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе, фронтальная работа

Разработка  урока русского языка в 7 классе

Тема урока. Деепричастие как часть речи

Цели урока:

дать понятие о новой части речи, выявить признаки глагола и наречия у деепричастия;

 развивать лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетентности обучающихся;

воспитывать патриотизм, любовь к родному слову, к русской литературе.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизующий этап урока.

Слайд №2

  1. Проверка домашнего задания (актуализация знаний о глаголе и наречии). Анализ предложения, морфологический разбор наречия поневоле и одного из глаголов из предложения:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.[1,197]

  1. Целеполагание

Слайд №3: «Какая точность в каждом слове! Какая значительность всякого выражения! Как всё округлено, отточено и замкнуто!»[2, 77]

Н. В. Гоголь

- Как вы думаете, чьё творчество так высоко оценил великий писатель? Согласны ли вы с его высказыванием? Почему?

- Почему изучение нового материала мы начинаем этими словами? (На уроке будут звучать пушкинские строки)

Слайд №4: портрет поэта

  1. Изучение нового материала.

Слайд №5: текст из романа «Евгений Онегин»

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…[1,199]

Анализ текста

  1. Обратив внимание детей на живописность картины, выясняем, чем она достигается – проводим словарную работу, без которой невозможно полноценное понимание текста.

- Что значит словосочетание «обновляет путь»?

- Почему крестьянин «обновляет путь», «торжествуя»? Какие чувства обычно вызывает первый снег?

- Почему крестьянская лошадь названа «лошадкой»?

- Почему так ярко «разрисован» ямщик?

2)  Работа по словарю С. И. Ожегова над лексикой, относящейся к тематической группе «Средства транспорта в 19 веке»:

 дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров и других грузов,

 кибитка – крытая дорожная повозка,

 салазки – маленькие ручные санки,

 ямской – относящийся к перевозке на лошадях почты, грузов и пассажиров,

 ямщик – кучер (т.е., человек, профессионально занимающийся управлением ямскими лошадьми),

 облучок  - толстая деревянная слега, идущая по краям телеги, повозки, саней,

рысью – бег, при котором лошадь ставит на землю одновременно переднюю правую  и заднюю левую ноги или переднюю левую и заднюю правую.

Слайд №6

  1. Работа с этимологическим словарем над происхождением слова «ямщик»

По окончании словарной работы выясняем, почему же кибитка «летит», а крестьянская лошадка «плетется».

Слайд №7

Физкультминутка  (звучит «зимняя» музыка)

Солнце землю греет слабо (выпрямиться, руки вверх -  вниз),

 По ночам трещит мороз,

 Во дворе у снежной бабы

 Побелел морковный нос (подняться на цыпочках - стать на полную ступню).

 В речке стала вдруг вода

 Неподвижна и тверда (руки на пояс, наклоны туловищем в стороны),

 Вьюга злится, 

 Снег кружится,

Заметает все кругом (вращательные движения кистями рук)

 Белоснежным серебром.

4) Эвристическая беседа с классом по определению понятия «деепричастие».

- Нарисовать яркую  картину зимы, передать и читателям ощущение праздника  А. С. Пушкин смог благодаря удивительному таланту – власти над словом. Сегодня мы с вами рассматриваем «материал», которым пользовался великий поэт, и, наверное, немного продвинемся по тому пути, который ведет и нас к власти над словом.

 - Определите грамматические основы предложений (крестьянин  обновляет путь, лошадка плетется, кибитка летит, ямщик сидит, мальчик бегает)

- Глаголы-сказуемые называют действия, которые выполняют существительные-подлежащие. Но вся картина начала зимы, радости от первого снега настолько насыщена движением, что этих глаголов мало, чтобы передать его. Попробуйте найти в тексте другие слова со значением действия (торжествуя, почуя, взрывая, посадив, преобразив).

- Эти слова очень похожи на глаголы. Какие грамматические признаки глагола они имеют?  Определите вид и время этих слов.

- Могут ли некоторые из этих слов стать возвратными (взрывая – взрываясь)?

- От каких слов в предложении они зависят? Попробуйте задать вопросы. (Обновляет путь (как?)торжествуя; плетется (когда?) почуя

снег; летит (как? каким образом?) взрывая бразды; бегает (как?), посадив Жучку, преобразив себя в коня).

- Какая часть речи отвечает на такие вопросы и зависит от глагола, т.е., обозначает признак действия? (Наречие)

- Давайте проверим, изменяются ли эти слова. Для этого мы письменно проспрягаем глаголы в сочетании с этими словами:

  • 1 лицо - я обновляю, торжествуя; мы обновляем, торжествуя;
  • 2 лицо – ты обновляешь, торжествуя; вы обновляете, торжествуя:
  • 3 лицо – он обновляет, торжествуя; они обновляют, торжествуя.

- Какой вывод мы можем сделать? (Рефлексия)

-  Давайте запишем в тетради  число и новое для вас слово, которое и назовет тему  урока – «Деепричастие», и подведем итоги наших наблюдений.

Запись в тетради:

Признаки глагола: вид, время, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость, зависит от глагола.              

- Посовещавшись в паре, попробуйте дать определение деепричастия. (С учетом того, что дети знают о семантике морфем в слове причастие, с заданием они справляются).

  1. Закрепление материала.

 Работа в группах: «узнавание» деепричастий, характеристика их глагольных и наречных признаков, наблюдения над ролью деепричастий и деепричастных оборотов в предложении, анализ средств художественной выразительности.

1)Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня…

2) Вот   север,  тучи   нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

3) Под голубыми небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце, снег лежит…

Представление группами своей работы.

Слайд №8

Рефлексия 

 Как я понимаю эти высказывания?

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…» (М. В. Ломоносов) [2,17]

«Эту форму создал русский народ в своём стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нём русскую сметливость». (К. Д. Ушинский)[2,17]

- Что нового мы узнали о системе частей речи? Какие задания показались вам трудными?

- Какую задачу мы поставим перед собой на следующее занятие? (Обращаем внимание на знаки препинания).

4. Домашнее задание

 Прочитать параграф учебника, подобрать из стихотворений А. С. Пушкина 6 предложений с деепричастиями, определить грамматические признаки деепричастий в предложениях;

обратить внимание на лексику в контексте предложений, справиться о значении и этимологии заинтересовавших вас слов в словарях, проанализировать выразительные языковые средства

Список литературы

  1. Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. /Издание подготовлено совместно с Институтом мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. – М.: Художественная литература, 1985
  2. Соколова Г. П. Уроки углублённого изучения русского языка. 8 класс: книга для  учителя. Из опыта работы. / Соколова Г. П., Скворцов Л. И. – М.: Просвещение, 1992. – 189 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие» Составила учитель МБОУ «Гимназия №18» Старооскольского городского округа Сидельникова А. С.

Слайд 2

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор.

Слайд 3

«Какая точность в каждом слове! Какая значительность всякого выражения! Как всё округлено, отточено и замкнуто!» Н. В. Гоголь

Слайд 4

Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит живою водою всех, кто прикоснётся к нему.

Слайд 5

Зима! Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив…

Слайд 8

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…» (М. В. Ломоносов) «Эту форму создал русский народ в своём стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нём русскую сметливость». (К. Д. Ушинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...