Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Аннотация
к методической разработке урока русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие»
Данная методическая разработка может быть использована при изучении нового материала по теме «Деепричастие» (вводный урок) по УМК, где деепричастие рассматривается как самостоятельная часть речи, а не особая форма глагола.
В методической разработке урока прослеживается текстоориентированный подход к изучению русского языка. Материал для анализа – образцовые художественные тексты из стихотворений А. С. Пушкина, объединённые темой «Русская зима», а также высказывания выдающихся деятелей русской культуры о феномене пушкинского слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_deeprichastie_v_7_klasse.docx | 25.76 КБ |
prezentatsiya_deeprichastie_v_7_klasse.ppt | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс – 7
Тип занятия – урок
Цель методической разработки – представление практического опыта работы в преподавании предмета «Русский язык», обмен профессиональными знаниями.
Формируемые компетенции: лингвистическая, культурологическая, коммуникативная.
Формы работы учащихся: учебное исследование, работа с толковым и этимологическим словарями, эвристическая беседа, самостоятельная работа, выразительное чтение.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе, фронтальная работа
Разработка урока русского языка в 7 классе
Тема урока. Деепричастие как часть речи
Цели урока:
дать понятие о новой части речи, выявить признаки глагола и наречия у деепричастия;
развивать лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетентности обучающихся;
воспитывать патриотизм, любовь к родному слову, к русской литературе.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мобилизующий этап урока.
Слайд №2
- Проверка домашнего задания (актуализация знаний о глаголе и наречии). Анализ предложения, морфологический разбор наречия поневоле и одного из глаголов из предложения:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.[1,197]
- Целеполагание
Слайд №3: «Какая точность в каждом слове! Какая значительность всякого выражения! Как всё округлено, отточено и замкнуто!»[2, 77]
Н. В. Гоголь
- Как вы думаете, чьё творчество так высоко оценил великий писатель? Согласны ли вы с его высказыванием? Почему?
- Почему изучение нового материала мы начинаем этими словами? (На уроке будут звучать пушкинские строки)
Слайд №4: портрет поэта
- Изучение нового материала.
Слайд №5: текст из романа «Евгений Онегин»
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив…[1,199]
Анализ текста
- Обратив внимание детей на живописность картины, выясняем, чем она достигается – проводим словарную работу, без которой невозможно полноценное понимание текста.
- Что значит словосочетание «обновляет путь»?
- Почему крестьянин «обновляет путь», «торжествуя»? Какие чувства обычно вызывает первый снег?
- Почему крестьянская лошадь названа «лошадкой»?
- Почему так ярко «разрисован» ямщик?
2) Работа по словарю С. И. Ожегова над лексикой, относящейся к тематической группе «Средства транспорта в 19 веке»:
дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров и других грузов,
кибитка – крытая дорожная повозка,
салазки – маленькие ручные санки,
ямской – относящийся к перевозке на лошадях почты, грузов и пассажиров,
ямщик – кучер (т.е., человек, профессионально занимающийся управлением ямскими лошадьми),
облучок - толстая деревянная слега, идущая по краям телеги, повозки, саней,
рысью – бег, при котором лошадь ставит на землю одновременно переднюю правую и заднюю левую ноги или переднюю левую и заднюю правую.
Слайд №6
- Работа с этимологическим словарем над происхождением слова «ямщик»
По окончании словарной работы выясняем, почему же кибитка «летит», а крестьянская лошадка «плетется».
Слайд №7
Физкультминутка (звучит «зимняя» музыка)
Солнце землю греет слабо (выпрямиться, руки вверх - вниз),
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос (подняться на цыпочках - стать на полную ступню).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (руки на пояс, наклоны туловищем в стороны),
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает все кругом (вращательные движения кистями рук)
Белоснежным серебром.
4) Эвристическая беседа с классом по определению понятия «деепричастие».
- Нарисовать яркую картину зимы, передать и читателям ощущение праздника А. С. Пушкин смог благодаря удивительному таланту – власти над словом. Сегодня мы с вами рассматриваем «материал», которым пользовался великий поэт, и, наверное, немного продвинемся по тому пути, который ведет и нас к власти над словом.
- Определите грамматические основы предложений (крестьянин обновляет путь, лошадка плетется, кибитка летит, ямщик сидит, мальчик бегает)
- Глаголы-сказуемые называют действия, которые выполняют существительные-подлежащие. Но вся картина начала зимы, радости от первого снега настолько насыщена движением, что этих глаголов мало, чтобы передать его. Попробуйте найти в тексте другие слова со значением действия (торжествуя, почуя, взрывая, посадив, преобразив).
- Эти слова очень похожи на глаголы. Какие грамматические признаки глагола они имеют? Определите вид и время этих слов.
- Могут ли некоторые из этих слов стать возвратными (взрывая – взрываясь)?
- От каких слов в предложении они зависят? Попробуйте задать вопросы. (Обновляет путь (как?)торжествуя; плетется (когда?) почуя
снег; летит (как? каким образом?) взрывая бразды; бегает (как?), посадив Жучку, преобразив себя в коня).
- Какая часть речи отвечает на такие вопросы и зависит от глагола, т.е., обозначает признак действия? (Наречие)
- Давайте проверим, изменяются ли эти слова. Для этого мы письменно проспрягаем глаголы в сочетании с этими словами:
- 1 лицо - я обновляю, торжествуя; мы обновляем, торжествуя;
- 2 лицо – ты обновляешь, торжествуя; вы обновляете, торжествуя:
- 3 лицо – он обновляет, торжествуя; они обновляют, торжествуя.
- Какой вывод мы можем сделать? (Рефлексия)
- Давайте запишем в тетради число и новое для вас слово, которое и назовет тему урока – «Деепричастие», и подведем итоги наших наблюдений.
Запись в тетради:
Признаки глагола: вид, время, возвратность.
Признаки наречия: неизменяемость, зависит от глагола.
- Посовещавшись в паре, попробуйте дать определение деепричастия. (С учетом того, что дети знают о семантике морфем в слове причастие, с заданием они справляются).
- Закрепление материала.
Работа в группах: «узнавание» деепричастий, характеристика их глагольных и наречных признаков, наблюдения над ролью деепричастий и деепричастных оборотов в предложении, анализ средств художественной выразительности.
1)Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня…
2) Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
3) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Представление группами своей работы.
Слайд №8
Рефлексия
Как я понимаю эти высказывания?
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…» (М. В. Ломоносов) [2,17]
«Эту форму создал русский народ в своём стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нём русскую сметливость». (К. Д. Ушинский)[2,17]
- Что нового мы узнали о системе частей речи? Какие задания показались вам трудными?
- Какую задачу мы поставим перед собой на следующее занятие? (Обращаем внимание на знаки препинания).
4. Домашнее задание
Прочитать параграф учебника, подобрать из стихотворений А. С. Пушкина 6 предложений с деепричастиями, определить грамматические признаки деепричастий в предложениях;
обратить внимание на лексику в контексте предложений, справиться о значении и этимологии заинтересовавших вас слов в словарях, проанализировать выразительные языковые средства
Список литературы
- Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. /Издание подготовлено совместно с Институтом мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. – М.: Художественная литература, 1985
- Соколова Г. П. Уроки углублённого изучения русского языка. 8 класс: книга для учителя. Из опыта работы. / Соколова Г. П., Скворцов Л. И. – М.: Просвещение, 1992. – 189 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор.
«Какая точность в каждом слове! Какая значительность всякого выражения! Как всё округлено, отточено и замкнуто!» Н. В. Гоголь
Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит живою водою всех, кто прикоснётся к нему.
Зима! Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив…
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…» (М. В. Ломоносов) «Эту форму создал русский народ в своём стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нём русскую сметливость». (К. Д. Ушинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Разработка урока русский язык 6 класс
Данный урок проводится при изучении темы "Числительное". Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи. ...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...