Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 классов (базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы  для учащихся 5-7 классов под редакцией В. В. Бабайцевой "Просвещение", 2013 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №7»

СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР                                                  Директор МБОУ «Гимназия №7»

                        И.П.Бавыкина                                                                      Л.М.Запрудаева                                            

«___» ___________ 2014  года                                             «___» _____________ 2014 года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    _______русскому языку______________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)  _

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов _136 ч__                   Уровень ___базовый__________

                                                                                                   (базовый, профильный)            

Учитель    __Лаури Наталья Михайловна  

Программа разработана на основе   авторской программы по русскому языку для 5-9 кл. под ред  В. В. Бабайцевой «Просвещение», 2013 г. 

 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

                                                                                     РАССМОТРЕНО на МО

                                                                            Протокол №_____от

                                                                                      «____»____________2014г.

                                                                         Руководитель МО  

Г. Норильск                                                                                                                                      

Раздел I. Пояснительная записка.

 

                   Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В. В.Бабайцевой,  опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2013».  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. 

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

 

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи: 

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки

  Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

Учащиеся 7о класса МБОУ «Гимназия №7» не отличаются в большинстве своем высокой учебной мотивацией, и только часть класса  (28%) обладает хорошими учебными возможностями (выше среднего уровня), они с увлечением занимаются, участвуют во внеурочной деятельности.  Часть учеников (15%) требуют постоянной коррекционной работы. Программа рассчитана на повышение мотивации учащихся в процессе обучения, на развитие и формирование универсальных учебных действий. С этой целью в программу включена проектная деятельность, которая даёт возможность учащимся применить свои творческие способности, самостоятельность.

По годовому календарному графику МБОУ «Гимназия №7» на изучение предмета отводится  136 часов (4 часа  в неделю,    из них на развитие речи – 18 часов).  

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствие с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы
  • проектная деятельность

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум;
  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями);
  • словарные диктанты;
  •  тесты;
  • письмо по памяти;
  • комплексный анализ текста;
  • устные рассказы по плану на лингвистические темы;
  • сочинения;
  • изложения.

    С целью формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций, предусмотренных государственным стандартом, в программе определены разнообразные методы и средства, предусмотренные методикой преподавания русского языка. Ведущими среди них являются  репродуктивный, эвристический, исследовательский. Большое внимание уделено методам самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико – синтетических упражнений), а также методам учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование). Реализации целей обучения учащихся русскому языку способствуют обозначенные в программе педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии сотрудничества и дифференцированного обучения, проектная технология.

  Разнообразные способы и средства проверки и оценки результатов обучения нашли свое отражение в данной рабочей программе.

 

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

 

 Повторение изученного в 5—6 классах (10 ч.+ 1ч. Р.р.)

Причастие (34ч. + 6 ч. р.р.)

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.

Словообразование действительных причастий.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание в ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

Правописание нн в причастиях и к в омонимичных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

 Деепричастие (16+2 р.р.)

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

 Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи

Предлог (11ч. +2 Р. Р.)

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

 Союз (15ч. + 2  Р. Р).

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в гложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных сою-лов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

 Частица (16 Ч. + 2 р.р.)

Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание не и ни с различными частями ре-чи (обобщение).

Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, таки.

Умения и навыки:

• отличать частицы от других частей речи;

• определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;

• употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;

• использовать частицы для связи частей текста.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

Междометие (6ч.+2 Р.р.)

Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

Знаки препинания при междометиях.

Повторение . (10ч. + 1р. р.)

 Раздел III. Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во

часов

диктантов

словарных

диктантов

изложений

сочинений

тестов

1.

Общие сведения о языке

1

2.

Систематизация изученного

10/1

1

1

1

Причастие

34/6

1/1

2

2

2

Деепричастие

16/2

1

1

1

1

Служебные части речи.

Предлог

11/2

1

1

1

Союз

15/2

1

1

1

Частица

16/2

2

1

1

1

Междометие.

Звукоподражательные слова

6//2

1

4.

Систематизация и повторение изученного в 7 классе.

10/1

1

1

 

 

5.

Развитие речи

18

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

 

Учащиеся должны знать:

определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь:

 речевая деятельность: аудирование:

• адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

• выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

• составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

• обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

• дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

• находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

• проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);

• составлять тезисный план исходного текста;

• владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;

• с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста

вслух;

говорение:

• сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;

• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана:

• формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

• размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);

• уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

письмо:

• сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;

• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

• писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;

• соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

• уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

• использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

• анализировать   тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности

речи;

• рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

• устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

• определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

• проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

• правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

• анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

• объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

• определять способы образования слов разных частей речи;

•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательногс словаря;

• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

• с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения е морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

• толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

• пользоваться различными видами лексических словарей;

• находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологичесеском словаре;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения  неоправданного повтора;

• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

• правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

• использовать знания и умения   по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

• владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

• учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

• аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

• определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

• различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

• использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

• соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

• устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности,

владение разными видами чтения,

способность извлекать информацию из разного вида источников.

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи,

владение разными видами монолога и диалога,

способность участвовать в речевом общении, способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

2) применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в споре.

 

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.:Дрофа,2012

2. Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.:Дрофа,2012

3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. - М. Дрофа,2013

4.  Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2013.

 5.  Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

6.  Поливанова К. А.Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2013

9. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2012

 

Для учащихся:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М. Дрофа,2013

2. Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М.:Дрофа,2013

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.:Дрофа,2006

4.Богданова Г.А. Рабочая тетрадь  «Русский язык. 7 класс»

Электронные средства обучения

  1. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия
  2. Учебно – тренировочные тесты «Фраза»
  3. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень)

Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебной программы по русскому язы...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Базовый уровень. ФГОС.

Программа  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения[i], Примерной программы по русскому (родн...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (базовый уровень)

Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,  частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.В...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа по рускому языку для 10 класса (базовый уровень). Модульная система обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 8 класса (базовый уровень)

                  I.Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные1) понимание русского языка как одной из основных национально-ку...