Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 классов (базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы для учащихся 5-7 классов под редакцией В. В. Бабайцевой "Просвещение", 2013 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень | 95.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №7»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Гимназия №7»
И.П.Бавыкина Л.М.Запрудаева
«___» ___________ 2014 года «___» _____________ 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _______русскому языку______________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) 7о_
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов _136 ч__ Уровень ___базовый__________
(базовый, профильный)
Учитель __Лаури Наталья Михайловна
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 кл. под ред В. В. Бабайцевой «Просвещение», 2013 г.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
РАССМОТРЕНО на МО
Протокол №_____от
«____»____________2014г.
Руководитель МО
Г. Норильск
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В. В.Бабайцевой, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2013». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Учащиеся 7о класса МБОУ «Гимназия №7» не отличаются в большинстве своем высокой учебной мотивацией, и только часть класса (28%) обладает хорошими учебными возможностями (выше среднего уровня), они с увлечением занимаются, участвуют во внеурочной деятельности. Часть учеников (15%) требуют постоянной коррекционной работы. Программа рассчитана на повышение мотивации учащихся в процессе обучения, на развитие и формирование универсальных учебных действий. С этой целью в программу включена проектная деятельность, которая даёт возможность учащимся применить свои творческие способности, самостоятельность.
По годовому календарному графику МБОУ «Гимназия №7» на изучение предмета отводится 136 часов (4 часа в неделю, из них на развитие речи – 18 часов).
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствие с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы
- проектная деятельность
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум;
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями);
- словарные диктанты;
- тесты;
- письмо по памяти;
- комплексный анализ текста;
- устные рассказы по плану на лингвистические темы;
- сочинения;
- изложения.
С целью формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций, предусмотренных государственным стандартом, в программе определены разнообразные методы и средства, предусмотренные методикой преподавания русского языка. Ведущими среди них являются репродуктивный, эвристический, исследовательский. Большое внимание уделено методам самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико – синтетических упражнений), а также методам учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование). Реализации целей обучения учащихся русскому языку способствуют обозначенные в программе педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии сотрудничества и дифференцированного обучения, проектная технология.
Разнообразные способы и средства проверки и оценки результатов обучения нашли свое отражение в данной рабочей программе.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Повторение изученного в 5—6 классах (10 ч.+ 1ч. Р.р.)
Причастие (34ч. + 6 ч. р.р.)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание в — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и к в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Деепричастие (16+2 р.р.)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи
Предлог (11ч. +2 Р. Р.)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (15ч. + 2 Р. Р).
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в гложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных сою-лов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица (16 Ч. + 2 р.р.)
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание не и ни с различными частями ре-чи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, таки.
Умения и навыки:
• отличать частицы от других частей речи;
• определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
• употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
• использовать частицы для связи частей текста.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие (6ч.+2 Р.р.)
Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение . (10ч. + 1р. р.)
Раздел III. Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | |||||
диктантов | словарных диктантов | изложений | сочинений | тестов | |||
1. | Общие сведения о языке | 1 | |||||
2. | Систематизация изученного | 10/1 | 1 | 1 | 1 | ||
Причастие | 34/6 | 1/1 | 2 | 2 | 2 | ||
Деепричастие | 16/2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Служебные части речи. Предлог | 11/2 | 1 | 1 | 1 | |||
Союз | 15/2 | 1 | 1 | 1 | |||
Частица | 16/2 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Междометие. Звукоподражательные слова | 6//2 | 1 | |||||
4. | Систематизация и повторение изученного в 7 классе. | 10/1 | 1 | 1 |
|
| |
5. | Развитие речи | 18 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность: аудирование:
• адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
• составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
• обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
• дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
• находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
• проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
• составлять тезисный план исходного текста;
• владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
• с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста
вслух;
говорение:
• сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана:
• формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
• размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
• уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
• сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
• писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
• соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
• уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
• использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
• анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности
речи;
• рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
• устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
• определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
• правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
• анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
• объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
• определять способы образования слов разных частей речи;
•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательногс словаря;
• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
• с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения е морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
• пользоваться различными видами лексических словарей;
• находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологичесеском словаре;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
• правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
• владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
• учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
• аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
• определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
• различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
• использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
• соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
• устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности,
владение разными видами чтения,
способность извлекать информацию из разного вида источников.
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи,
владение разными видами монолога и диалога,
способность участвовать в речевом общении, способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
2) применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в споре.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.:Дрофа,2012
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.:Дрофа,2012
3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. - М. Дрофа,2013
4. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2013.
5. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
6. Поливанова К. А.Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2013
9. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2012
Для учащихся:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М. Дрофа,2013
2. Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М.:Дрофа,2013
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.:Дрофа,2006
4.Богданова Г.А. Рабочая тетрадь «Русский язык. 7 класс»
Электронные средства обучения
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия
- Учебно – тренировочные тесты «Фраза»
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...
Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебной программы по русскому язы...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Базовый уровень. ФГОС.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения[i], Примерной программы по русскому (родн...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (базовый уровень)
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.В...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по рускому языку для 10 класса (базовый уровень). Модульная система обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 8 класса (базовый уровень)
I.Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные1) понимание русского языка как одной из основных национально-ку...