Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 10 «Г» класса
(базовый уровень)
на 2011 - 2012 учебный год
Составитель:
В.В.Козлов,
учитель высшей категории
Кудымкар
2011 год
Рассмотрена на заседании ШМО Введена в действие
Протокол №___ Приказом №____
от «___»__________2011 г. от «___»__________2011 г.
________________ Т.А.Шмакова _______________ Н.В.Харина
Руководитель ШМО Директор гимназии
«___»__________2011 г. «___»__________2011 г.
Соответствует требованиям
Государственного образовательного
стандарта
________________ Н.И.Сторожева
Зам. директора по УР
«___»__________2011 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
В связи с недостаточностью одночасового недельного изучения государственного языка дополнительно выделяется 1 час в неделю на расширение и частичное углубление языковедческой грамотности учащихся. В календарно-тематическом планировании дополнительные часы выделены фиолетовым цветом.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода развиваются и совершенствуются языковая лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Перечень учебно-методического
обеспечения.
Для учащихся
- Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
- Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
- Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009
- Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2009.
- Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1994.
- Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987.
- Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
- Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.
Содержание учебной программы
Введение.
Функции языка
Литературный язык как высшая форма существования языка
Стили русского языка. Функции русского языка
Фонетика. Орфоэпия
Фонетический разбор. Транскрипция.
Орфоэпические нормы русского литературного языка
Звукопись. Рифма
Морфемика и орфография.
Морфемный разбор. Морфемные синонимы
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор
Разделительный Ъ и Ь. Правописания после шипящих и Ц.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание сложных слов.
Правописание существительных. Правописание прилагательных.
Правописание глаголов. Правописание причастий.
Обобщение правила «Одна и две Н в разных частях речи».
Правила написания числительных. Правописание местоимений.
Правописание наречий. Правописание предлогов. Правописание частиц
Лексика и фразеология. Лексикология. Лексикография.
Слово. Лексические значения слова. Многозначность
Лексика с точки зрения употребления. Общеупотребительная лексика. Архаизмы, историзмы и неологизмы
Этимология лексики русского языка. Научная лексика (терминология). Религиозная лексика
Необщеупотребительная лексика: жаргоны, диалекты, профессионализмы, запретная лексика. Лексические нормы. Паронимы. Синонимы, антонимы, омонимы.
Словари русского языка.
Фразеология русского языка. Крылатые выражения. Фразеологический словарь
Морфология. Части речи. Морфологические синонимы.
Имя существительное. Словообразование существительных
Постоянные морфологические признаки существительных
Изменение существительных. Морфологический разбор сущ-х.
Имя прилагательное. Словообразование прилагательных
Постоянные признаки прилагательных. Изменение прилагательных.
Глагол. Словообразование глаголов. Постоянные признаки глаголов.
Изменение глаголов.
Причастие. Причастный оборот.
Деепричастия. Деепричастный оборот.
Имена числительные. Морфологические признаки числительных.
Изменение и употребление числительных. Нормы употребления числительных в речи
Местоимения. Разряды местоимений
Нормы употребления местоимений в речи
Наречия. Разряды наречий.
Имена состояния
Служебные части речи. Союзы. Предлоги.
Употребление междометий.
Синтаксис и пунктуация осложненного простого предложения
Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
в области информационно-смысловой переработки текста в процессе чтения и аудирования:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
в области создания устного и письменного речевого высказывания:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- создавать устное высказывание на лингвистические темы;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
- грамматической синонимии;
- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
в области анализа текста и языковых единиц:
- проводить разные виды языкового разбора;
- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
в области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
- грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи;
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля:
-устное сообщение на лингвистическую тему
-лабораторная работа
-диктант
-тест
-изложение с творческим заданием
-сочинение
-грамматические задания
-осложненное и творческое списывание и др.
Примерное тематическое планирование
Введение. Литературный язык. Стили русского литературного языка 3 часа
Фонетика. Орфоэпия 3 часа
Морфемика и орфография 11 часов
Лексика и фразеология 13 часов
Морфологические нормы языка. Морфология и орфография 35 часов
Синтаксические нормы языка. Пунктуация 3 часа
Итого 68 часов
План рассмотрен на заседании ШМО Соответствует требованиям
Протокол №__от «__»________2011 г. образовательного стандарта
Руководитель ШМО_______________ Зам. директора _____________
Календарно-тематическое планирование для 10«Г» класса
(базовый уровень)
на 2011-2012 учебный год
№ урока | Календар ные сроки |
|
|
|
|
1 | 2.09 | Введение. Функции языка | Изучение нового | ||
2 | 8.09 | Литературный язык как высшая форма существования языка | Изучение нового | Сопоставление текстов | |
3 | 10.09 | Стили русского языка. Функции русского языка | Обобщение изученного | Чтение и анализ текстов | |
4 | 12.09 | Фонетика. Фонетический разбор. Транскрипция. | Комбинированный урок | Разбор слов | Транскрибиро-вание слов, текста. «Перевод» транскрибированного текста |
5 | 15.09 | Орфоэпические нормы русского литературного языка | Комбинированный урок | Орфоэпический тест | Произношение, чтение слов; работа с орфоэпическим словарем |
6 | 16.09 | Разделительный Ъ и Ь. | Комбинированный урок | Словарный диктант. Зачетные вопросы | |
7 | 19.09 | Правописания после шипящих и Ц | Комбинированный урок | Разбор слов: морфемный и словообразовательный | Словообразова тельная цепочка |
8 | 24.09 | Звукопись. Рифма | Лекция с элементами беседы | Сочинение рифмованных текстов | |
9 | 26.09 | Морфемика и орфография. Морфемный разбор. Морфемные синонимы | Практичес кая работа | Морфем ный разбор | |
10 | 29.09 | Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор | Лекция с элементами практич. работы | Словообра зователь ный разбор | Образование новых слов |
11 | 3.10 | Правописание корней | Уроки практичес кой работы | Контроль ный зачет | Составление предложений, текста |
12 | 6.10 | Правописание корней | |||
13 | 8.10 | Правописание корней | |||
14 | 13.10 | Правописание приставок | Урок самостоятельной работы | Словарный диктант. | |
15 | 14.10 | Правописание суффиксов | Лекция с элементами практич. работы | Контроль ное упражнение | |
16 | 16.10 | Правописание сложных слов | Урок самост. работы | Ответы на вопросы | Составление сложных слов |
17 | 17.10 | Контрольная работа | Урок контроля | ||
18 | 20.10 | Лексика. Лексикология. Лексикография. | Лекция | Работа со словарем | |
19 | 24.10 | Слово. Лексические значения слова. Многозначность | Лекция с элементами практич. работы | Работа со словарем | Слова на многозначность |
20 | 27.10 | Лексика с точки зрения употребления. Общеупотребительная лексика. Архаизмы, историзмы и неологизмы | Семинар | Вопросы для обсуждения | Работа с деформирован-ным текстом |
21 | 29.10 | Этимология лексики русского языка | Лекция | ||
22 | 7.11 | Научная лексика (терминология) | Практичес-кая работа | Научная дифферен-циация терминов | Работа с учебниками по разным предметам |
23 | 10.11 | Религиозная лексика | Лекция с элементами беседы | Перевод церковно-славянского текста. Чтение |
24 | 14.11 | Необщеупотребительная лексика: жаргоны, диалекты, профессионализмы, запретная лексика. | Лексика с элементами беседы | Работа с деформирован-ным текстом. Доклады | |
25 | 17.11 | ||||
26 | 21.11 | Лексические нормы. Паронимы | Практичес-кая работа | Мини-зачёт | Работа со словарями. |
27 | 24.11 | Синонимы, антонимы, омонимы | Урок самостоят. работы | Практич. работа по данным упражнениям | |
28 | 28.11 | Контрольная работа | Урок контроля | ||
29 | 1.12 | Словари русского языка. | Практичес-кая работа | Сообщения | |
30 | 5.12 | Фразеология русского языка. Крылатые выражения. Фразеологический словарь | Беседа с элементами лекции | Контроль-ные вопросы | Сообщения. Доклады. Презентации |
31 | 8.12 | Морфология. Части речи. Морфологические синонимы | Лекция | Подбор морфолог. синонимов | |
32 | 10.12 | Имя существительное. Словообразование существительных | Практич. работа | Словоораз. разбор | Сообщения |
33 | 12.12 | Постоянные морфологические признаки существительных | Лекция с элементами практичес- кой работы | Сообщения | |
34 | 15.12 | Изменение существительных. Морфологический разбор сущ-х | Практичес-кая работа | Морфолог. разбор | |
35 | 19.12 | Правописание существительных | Практичес-кая работа | Словарный диктант | |
36 | 22.12 | Имя прилагательное. Словообразование прилагательных | Лекция с элементами самостоят. работы | Вопросы для обсуждения | Сообщения. Презентации |
37 | 26.12 | Постоянные признаки прилагательных. | Урок самост. работы | ||
38 | 29.12 | Изменение и правописание прилагательных | Урок практичес кой работы | Контроль-ное упражнение | |
39 | 16.01 | Глагол. Словообразование глаголов | Лекция | Работа с деформирован-ным текстом | |
40 | 19.01 | Постоянные признаки глаголов | Урок практичес кой работы | ||
41 | 23.01 | Изменение глаголов | Урок практичес кой работы | Морфологический разбор | |
42 | 25.01 | Правописание глаголов | Урок практичес кой работы | Словарный диктант | Составление предложений |
43 | 26.01 | Причастие | Лекция с элементами практич. работы | Сообщения. презентации | |
44 | 30.01 | Правописание причастий | Урок практичес кой работы | Словарный диктант | |
45 | 2.02 | Причастный оборот | Урок практичес кой работы | Составление предложений, переделка предложений | |
46 | 6.02 | Обобщение правила «Одна и две Н в разных частях речи» | Урок обобщения | Мини-зачет | |
47 | 9.02 | Деепричастия. | Урок практичес кой работы | Составление предложений | |
48 | 13.02 | Деепричастный оборот | |||
49 | 15.02 | Контрольная работа | Урок контроля | ||
50 | 20.02 | Имена числительные | Лекция | Работа с текстом | |
51 | 22.02 | Морфологические признаки числительных | Урок самост. работы | Морфолог.. разбор | |
52 53 | 1.03 5.03 | Изменение и употребление числительных | Урок практичес кой работы | Составление текстов с числительными | |
54 | 7.03 | Нормы употребления числительных в речи | Урок практичес кой работы | Зачет | Чтение текстов с числительными |
55 | 12.03 | Местоимения. Разряды местоимений | Урок самост. работы | ||
56 | 15.03 | Правописание местоимений | Урок практичес кой работы | Словарный диктант | |
57 | 19.03 | Нормы употребления местоимений в речи | Урок практичес кой работы | Устный зачет | Составление и чтение текстов с местоимениями |
58 59 | 22.03 2.04 | Наречия. Разряды наречий | Лекция | ||
60 | 5.04 | Правописание наречий | Урок практичес кой работы | Словарный диктант | |
61 | 9.04 | Имена состояния | Лекция | Составление предложений | |
62 | 12.04 | Служебные части речи. Союзы | Лекция с элементами практич. работы | Работа с текстом | |
63 | 16.04 | Предлоги. Правописание предлогов | Лекция с элементами практич. работы | Тест | Работа с текстом |
64 | 19.04 | Правописание частиц | Лекция с элементами практич. работы | Работа с текстом | |
65 | 23.04 | Употребление междометий | Лекция с элементами практич. работы | Мини-сочинение. Чтение текстов | |
66 | 26.04 | Синтаксис и пунктуация осложненного простого предложения | Урок обобщения | Контроль-ное упражнение | Составление предложений |
67 | 3.05 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения | Урок обобщения | Составление предложений | |
68 | 7.05 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Контроль-ный тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 к...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень) составлена на основе авторской программы для средней (полно...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень) составлена на основе авторской программы для средней (полно...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень) составлена на основе авторской программы для средней (полно...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для учащихся 10-11 классов под редакцией А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (базовый уровень)...
рабочая программа по русскому языку, 11 класс, базовый уровень
рабочие программы...