Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)
рабочая программа (русский язык, 11 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гимназия №3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 11 «Г» класса

(базовый уровень)

на 2012 - 2013 учебный год

Составитель:

В.В.Козлов,

учитель высшей категории  

Кудымкар

2012 год

Рассмотрена на заседании ШМО                        Введена в действие

Протокол №___                                                 Приказом   №____

от «___»__________2012 г.                                от «___»__________2012 г.

________________                                                _______________   Н.В.Харина

Руководитель ШМО                                                Директор гимназии

«___»__________2012 г.                                        «___»__________2012 г.

Соответствует требованиям

Государственного образовательного

стандарта

________________ Н.И.Сторожева

Зам. директора по УР

«___»__________2012 г.


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В связи с недостаточностью одночасового недельного изучения государственного языка дополнительно выделяется 1 час в неделю на расширение и частичное углубление языковедческой грамотности учащихся. В календарно-тематическом планировании дополнительные часы выделены курсивом.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода развиваются и совершенствуются языковая лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Формы контроля:

-устное сообщение на лингвистическую тему

-лабораторная работа

-диктант

-тестирование

-изложение с творческим заданием

-сочинение

-грамматические задания

-осложненное и творческое списывание и др.


Перечень учебно-методического

обеспечения.

Для учащихся

  1. Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
  3. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
  5. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
  6. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
  7. Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.
  8. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009
  9. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.

Для учителя

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2009.
  2. Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
  3. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1994.
  4. Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
  5. Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987.
  6. Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
  7. Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 11 класса учащиеся должны:

  1. - иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
  2. - владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
  3. - уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;
  4. - выявлять подтекст;
  5. - владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
  6. - производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ худож-го текста;
  7. - уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
  8. - пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
  9. - пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
  10. - писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
  11. - писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
  12. - составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
  13. - участвовать в диспуте, дискуссии;
  14. - иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Содержание учебной программы

Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного литературного языка. Выдающиеся ученые-русисты. Проблема экологии языка.

Фонетика, орфография, орфоэпия. Обобщение ранее полученных знаний и умений по данным темам. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология. Лексическая система русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствования. Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов и паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Морфология и орфография. Грамматическое значение, формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор.

Стилистика. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспекты, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Синтаксис простого и сложного предложения.

Примерное тематическое планирование

Общие сведения о языке                                1 час

Фонетика, орфоэпия                                2 часа

Лексика и фразеология                                4 часа

Морфемика и словообразование                3 часа

Морфология и орфография                        13 часов

Стилистика                                                17 часов

Синтаксис и пунктуация                                16 часов

Подготовка к ЕГЭ                                        12 часов

                                                Итого         68 часов


План рассмотрен на заседании ШМО                             Соответствует требованиям

Протокол № _ от «___»________2012 г.                              образовательного стандарта

Руководитель ШМО_______________                              Зам. директора _____________

Календарно-тематическое планирование для 11«Г» класса

(базовый уровень)

на 2012-2013 учебный год

урока

Календар ные сроки

  1. Темы занятий
  1. Тип урока или вид занятия
  1. Вид контроля
  1. Задания для самост.работы (творч., исслед.)

1

сентябрь

3-8

Общие сведения о языке

Лекция

Вопросы

2

Фонетика. Транскрипция. Фонетический разбор

Практикум

Фронтал. опрос

Сообщения

3

10-15

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь

Практикум

Тест

Наблюдение за речью

4

Лексика. Структура лексики.

Лекция с элементами практ.раб.

Фронтал. опрос

Презентация Анализ текста

5

17-22

Лексика русского языка по происхождению

Практикум

Контр. вопросы

Презентация Работа с текстом

6

Лексика русского языка по употреблению

Практикум

Тест

Презентация Работа с текстом

7

24-29

Фразеология русского языка

Урок самост. работы

Контрольные вопросы

Работа с текстом

8

Морфемика. Морфемный разбор

Практикум

Разбор

Презентация

9

октябрь

2

Словообразование. Способы словообразования.

Практикум

Разбор

Презентация. Составление и подбор слов

10

4

Тест в формате ЕГЭ

Урок контроля

Тест

11

8-13

Морфология. Части речи

Лекция

Контр. вопросы

Презентация

12

Морфология существительных и прилагательных

Практикум

Грам. разбор

13

15-20

Правописание существительных и прилагательных

Практикум

Словарный диктант

Составление словарного диктанта (проект)

14

Морфология глаголов

Практикум

Грам. разбор

Работа с текстом

15

22-27

Правописание глаголов

Практикум

Тест

Составление предложений

16

Морфология наречий

Практикум

Грам. разбор

Работа с текстом

17

ноябрь

5-10

Правописание наречий

Практикум

Контрольное упражнение

Работа с учебником и справочниками

18

Морфология и правописание числительных

Практикум с элементами урока развития устной речи

Зачет по чтению числительных

Выразит. чтение

19

12-17

Морфология и правописание местоимений

Практикум

Контр. вопросы

Презентация

20

Морфология и правописание причастий

Практикум

Тест

Составление слов

21

19-24

Морфология и правописание деепричастий

Практикум

Контр. вопросы

Составление текста

22

Морфология и правописание служебных частей речи

Практикум

Фронт. опрос

Работа с текстом

23

26-30

Тест в формате ЕГЭ

Урок контроля

тест

24

Язык  и речь. Основные требования к речи

Лекция

Фронт.опрос

Презентация

25

Декабрь

3-8

Текст, его строение и виды его преобразования

Лекция с элементами практикума

Контр. вопросы

Презентация. Работа с текстом

26

Понятие о стилистике. Функциональные стили русского языка

Лекция

Фронт. опрос

Презентация. Работа с текстами

27

10-15

Особенности разговорного стиля

Практикум

Зачет

Работа с деформированным текстом

28

Официально-деловой стиль Научный стиль

 Практикум

Вопросы

Презентация. Работа с текстом

29-30

17-22

Публицистический стиль. Особенности, жанры

Лекция

Вопросы

Презентация. Работа с текстами

31-32

24-29

Устное выступление. Дискуссия

Практикум

Опрос

Выступления

33-34

Январь

14-19

Художественный стиль. Особенности. Тропы и стилистические фигуры

Лекция с элементами практич. работы

Контр. вопросы

Презентация. Работа с текстом

35-36

21-26

Анализ художественного произведения (лирика и прозаический отрывок)

Практикум

Анализ текста

Работа с текстом

37

29

Работа с деформированным текстом

Практикум (урок развития речи)

Практич. задания

Работа с текстом

38-39

31

Февраль

5

Стилистический практикум

Практикум

Контр.задания

Работа с текстами

40

8

Тест в формате ЕГЭ

Урок контроля

Тест

41

12

Обобщающее повторение синтаксиса (по вопросам в учебнике )

Урок систематизации и обобщения

Фронт опрос

Презентация Работа с учебником и справочни-ками

42

15

Нормативное построение словосочетаний

Лекция

Грам. разбор

Презентация

43

18-22

Синтаксис простого предложения

Лекция с элементами прак.работы

Грам. разбор

Презентация

44

Построение и пунктуация предложений с прямой речью и диалогом

Практикум

Контр.задание

Презентация. Преобразова-ние предлож. и текста

45

25-28

Предложения с косвенной речью. Цитирование

Практикум

Контр.задания

Преобразова-ние предложений

46

Предложения с вводными словами, сочетаниями и предложениями

Урок самост.раб.

Контр.задания

Работа с текстами

47

Март

4-9

Предложения с однородными членами

Практикум

Письм.зачет

Презентация

48

Предложения с обособленными членами

Практикум

Фронт опрос

Презентация

49

11-16

Синтаксис сложного предложения.

Лекция

Контр.задания

Работа с текстами

50

Сложносочиненные предложения

Практикум

Письм.зачет

Презентация

51-52

18-23

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений

Практикум

Контр.задания

Презентация

53-54

Апрель

1-6

Бессоюзное сложное предложение

Урок самостоят. работы

Тест

Работа с текстами

55

8-13

Синтаксический разбор

Урок систематизации и обобщения

Грам. разбор

Схематичес-кое изображение особенностей предложения

56

Контрольная работа

Урок контроля

Тест

57-66

15 апр. – 15 мая

Подготовка к ЕГЭ

Практикумы

Тесты

67-68

20-25 мая

Тест в формате ЕГЭ

Урок контроля

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 к...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для учащихся 10-11 классов под редакцией А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (базовый уровень)...