Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель:
1. Познакомить обучающихся с понятием «фразеологизм»;
2. Научить определять прямой и переносный смысл слов и выражений;
3. Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
4. Формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
5. Развивать творческие способности и образное мышление школьников;
6. Обогащать словарный запас школьников;
7. Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение нового материала
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy._istochniki_frazeologizmov.rar | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов
Цель:
- Познакомить обучающихся с понятием «фразеологизм»;
- Научить определять прямой и переносный смысл слов и выражений;
- Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- Формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
- Развивать творческие способности и образное мышление школьников;
- Обогащать словарный запас школьников;
- Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение нового материала
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний. Сообщение целей урока
а) Вступительное слово учителя.
Русский язык – самый богатый и красивый язык мира. До сих пор ученые бьются над его тайнами, не в силах постичь все загадки, которые он в себе хранит. Сегодня мы с вами выступим в роли ученых и попробуем разгадать одну из таких загадок. А имя этой загадке – «фразеологизм». (слайд 1)
Для того, чтобы начать работу, нам нужно сформулировать цели урока. (слайд 2)
Продолжите, пожалуйста, предложение «Сегодня на уроке мы …»:
- познакомимся с …
- научимся …
- будем развивать …
- воспитаем …
б) Работа по теме урока
Мы с вами уже знаем, что слова в русском языке делятся на однозначные и многозначные (слайд 3), могут употребляться в прямом и переносном значении (слайд 4). Наш родной язык очень богат! И сегодня мы с вами познакомимся еще с одним сокровищем русского языка – фразеологизмами.
На самом деле вы с ними уже знакомы. Каждый из вас употребляет их в своей речи, не зная, что он «жонглирует» фразеологизмами. Знакомы ли вам такие выражения: «водить за нос», «спустя рукава», «скрепя сердце» и так далее? Конечно знакомы. А задумывались ли вы откуда пришли к нам эти выражения? Нет. Сегодня мы это выясним.
Итак, что же такое фразеологизм?
в) Словарная работа
Фразеологизм (идиома) - это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов.
Особенность фразеологизмов заключается в том, что их нельзя толковать дословно – теряется смысл. Фразеологизм является устойчивым (неделимым) сочетанием слов и несет на себе одно общее значение для всех слов.
Чтобы убедиться в этом, я вам предлагаю поиграть в игру. Ее смысл заключается в следующем: вам нужно записать настоящее значение фразеологизмов, а потом попробовать истолковать слова буквально.
Фразеологизм | Значение | Вариант |
Семь пятниц на неделе | Переменчивое мнение, настроение | Вместо понедельника, вторника и т.д. одни пятницы |
Вставлять палки в колеса | Мешать | вставлять палки при движении |
Беседовать с глазу на глаз | Беседовать наедине | Говорит сначала в один глаз, потом во второй |
Водить за нос | Обманывать | Взять за нос и вести за собой |
Пятки сверкают | Быстро | Пятки натерли, и теперь они светятся |
г) Проверка работ учащихся; просмотр заготовленной таблицы.
Из того, что у нас получилось, мы видим, что фразеологизм теряет свое значение, если мы обратимся к прямому значению слов.
Фразеологизмы составляют достаточно объемный пласт русского языка. Знать значение всех невозможно, но чтобы не оставаться непросвещенными, мы можем с вами обратить к фразеологическому словарю. Именно здесь вы сможете найти интересующую вас информацию.
Среди фразеологизмов встречаются уже знакомые нам фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы. Обратите внимание на карточки, которые лежат на ваших столах. Вы видите два задания. Что нужно сделать? (найти пару; сначала синонимы, а затем антонимы)
Фразеологизм | Синоним | Фразеологизм | Антоним |
засучив рукава | во все лопатки | Возносить до небес | Куры не клюют |
в двух шагах | и стар и млад | Кот наплакал | Верста коломенская |
со всех ног | не жалея сил | Как кошка с собакой | Язык проглотил |
все как один | спрятать концы в воду | От горшка два вершка | Не разлей вода |
замести следы | рукой подать | За словом в карман не полезет | Втоптать в грязь |
д) проверка задания.
Фразеологизмы и фразеологические обороты особенные. Даже правила синтаксиса и пунктуации ничего не могут с ними сделать. Фразеологические обороты чаще всего не выделяются запятыми (не обособляются), т.к. несут на себе значение в целом, по этой же причине не ставятся знаки препинания и внутри фразеологических оборотов.
Обратите внимание на фразеологизм «и стар и млад». Какое пунктуационное правило вы здесь наблюдаете? (знаки препинания при однородных членах, связанных повторяющимся союзом и). По известному нам закону русского языка мы должны поставить запятую, но так как перед нами фразеологический оборот, который несет на себе одно общее значение для всех слов, то запятую мы не ставим.
Слово учителя: «Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то ни се (ничем не выделяющийся).
Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.
Подведение текущего итога.
Задание: заполнить схему
Признаки свободных Признаки
словосочетаний фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять
другими словами. одно слово другим.
2, Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло-
словую самостоятельность. вую самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются
требуют запоминания. готовыми, запоминаются.
Закрепление пройденного материала
Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
Игра «Живая статуя»: ученики объединяются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает карточку с фразеологизмом. Участникам предлагается изобразить статую, а другие команды называют загаданный фразеологизм.
Итог урока:
- С каким интересным разделом русского языка вы сегодня познакомились?
- Каковы особенности фразеологизмов?
- Оцените урок (поставьте грустный смайлик на полях тетради, если вам не понравилось; веселый – если понравилось).
Домашнее задание: запишите 2-3 фразеологизма, которые пришли к нам из:
- песен;
- книг;
- кинофильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...