урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок для 5 класса, работающего по учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой. урок разработан в условиях введения и реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi_5_kl.doc | 59.5 КБ |
prezent_narech_5.ppt | 791.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока. Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности учащихся |
1. | Оргомомент. | Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. |
2. | Мотивация. (создание проблемной ситуации) Наш осенний урок мне хочется начать со стихотворения Эллы Куклиной …. Слайд 1 Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь – солнышко взошло. Если скажешь ты «темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво»- Пред тобою сразу вся Россия! - Как вы думаете, о чем это стихотворение? ( Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!) - Это стихотворение построено на приеме ассоциаций. Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? (Наречие) -Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво). Слайд 2 - Как вы думаете на какие вопросы отвечают наречия? (Как? Где? Куда? Зачем? Откуда?) - «Наречие как часть речи» - это и будет тема нашего урока. (тема записывается в тетради и на доске) Слайд 3 | Слушание и адекватное понимание текста. Опознание наречий. |
3. | Целеполагание. - Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели) Слайд 4
| Формулирование целей своей учебной деятельности. |
4. | Объяснение нового материала Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях. - Давайте обратим внимание на корень – РЕЧЬ- в слове НАРЕЧИЕ. Слайд 5 Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить». А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте: (Слайд 6, Слайд 7, Слайд 8, Слайд 9) на + реч +ие = на + глагол + ие. - Как вы думаете, почему так назвали «наглаголие»? ( Наречие относится к глаголу. «Верный помощник» глагола.) -А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание. - Давайте поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст. Вам нужно восстановить текст. Вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия, используя слова - помощники. __________ ночью пошел дождь. Он ________________стучал в окна, _____________ Шумел в густой листве деревьев, _________________журчал в водосточных трубах. __________ он затихал, и ___________слышно было, как в крупные дождевые капли _____________и ___________падают в бочку. Стоявшую под окном. _____________, как бы набравшись сил, дождь __________ начинал лить густыми потоками. Слова – помощники: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо. Слайд 10 - Чьим помощником можно назвать наречие? ( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его, придает ему четкость). - Теперь давайте посмотрим на второй текст. Слайд 11 Тимошка____________ быстро оказался ______________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые _______________падали __________, несколько раз __________ отряхнулся, затем сел и __________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь _____________шумел в листьях яблони, _____________ все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные __________ водой. Слова – помощники: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху. - Чьим помощником является наречие? (Наречие- активный помощник глагола и другого наречия). Работаем с третьим текстом. Слайд 12 Над землей _________ поднимается холодное солнце, ___________ бежит холодный ветерок, __________несутся холодные тучи… Жизнь замирает _________, ___________. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона. И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю __________ начинают падать миллионы ____________ красивых снежинок, и вся она становится ______ белой. Слова – помощники: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно. - Чьим помощником является наречие в этом тексте? (Наречие помогает глаголу и прилагательному). - Посмотрите еще раз на этот текст и скажите, почему в тексте несколько раз повторяется слово «холодный»? (Это эпитет, он нужен для того, чтобы украсить текст и подчеркнуть, что наступает зима – холодное время года, когда вся жизнь замирает). - Какой мы можем сделать вывод, чьим помощником является наречие? Слайд 13 (Учащиеся отмечают, что наречие относится к глаголу, к прилагательному или к другому наречию.) - Наречие еще может относиться и к существительному, но такие сочетания встречаются редко и в целом для наречия не характерны. | Развитие мыслительных операций анализа языкового материала, логического мышления, речевого умения высказаться. Осуществление парной и групповой форм сотрудничества. |
5. | Первичное закрепление материала - Давайте запишем в тетради второе предложение из первого текста и выполним синтаксический разбор предложения. Слайд 14 Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. (Один ученик работает у доски) (Весело стучал- задаем вопрос: стучал (как?) весело. Глагол + наречие – обозначает признак действия). Во втором тексте найдите и выпишите словосочетание: Слайд 15 ( ученик из второй группы работает у доски). наречие + наречие (Очень быстро. Задаем вопрос: быстро (насколько?) очень. -Здесь у нас наречие относится к наречию и будет обозначать признак признака. Теперь давайте посмотрим на роль наречия в предложении? (В предложении наречие будет являться – обстоятельством.)) В третьем тексте находим словосочетание: Слайд 16 (ученик из третьей группы работает у доски) наречие + прилагательное удивительно красивых (задаем вопрос: красивых (насколько?) удивительно. Здесь у нас наречие относится к прилагательному, обозначает признак признака, в предложении является – обстоятельством). Давайте с вами посмотрим на такое словосочетание: Слайд 17 прогулка пешком - Есть ли в этом словосочетании наречие? (Да. Пешком). -Как вы думаете, каким членом предложения будет такое наречие? Слайд 18 (Если вопрос задаем от существительного, то определением, причем определением несогласованным, потому что наречие не изменяется, а значит нет у него возможности согласовываться с существительным в роде, числе, падеже). Так как наречие неизменяемая часть речи она может только примыкать к другим частям речи. Прогулка (какая?) пешком – обозначает признак предмета. - Если мы еще раз посмотрим на наши словосочетания то, что мы можем сказать о синтаксической функции наречий? (Функция обстоятельства и подчинение глаголам и прилагательным). | Формирование умения правильно задавать вопросы к наречию при выполнении синтаксического разбора предложения, уметь находить наречия в тексте, выяснить каким членом предложения может являться наречие. Построение умозаключения на основе наблюдений. |
6. | Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу - Обратимся к нашему учебнику и выполним упражнение 116 на странице 41. Вам нужно от данных слов образовать наречия. Красивый – красиво, аккуратный - ……, близкий - ……., удивительный - ……….; неуклюжий – неуклюже, искренний - ……….; правый – справа, вправо, направо, левый - ……, верх – вверх, вверху, низ - …….. . - Теперь по цепочке проверим. (учащиеся по цепочке читают слова.) - Давайте выполним морфемный разбор наречий: «справа, вправо, направо, левый, слева, влево, налево. - Какой мы можем сделать вывод? ( Они должны сказать, что у наречий нет окончания, так как это неизменяемая часть речи). | Опознание наречий. Научиться производить морфемный разбор наречия. Формулирование морфологических признаков наречия. Построение умозаключения на основе наблюдений. |
7. | Рефлексия Что нового мы узнали на уроке? Слайд 19 Оцените свою работу на уроке смайликом на полях: все понятно, были затруднения, плохо разобрался в теме. Слайд 20 - В конце урока учащиеся называют тех, кто активно работал на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл). | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка |
8. | Домашнее задание Слайд 21 Т. с. 18. П. с. 40 упр. 115. Вам нужно записать текст и ответить на вопросы – базовый уровень; с. 41. упр. 117. Письменно ответить на поставленные вопросы – повышенный уровень. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Служебные части речи"
Данный урок является итоговым при изучении раздела "Служебные части речи" и подготовительным к контрольной работе по данному разделу...
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»
Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...
Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...