мастер-класса «Изобразительные средства синтаксиса как средство (приёмы) создания художественного образа» с учениками 10 класса.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx17.77 КБ
Файл master-klass_karpovaa.v.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

1. Я приглашаю Вас принять участие в работе мастер-класса «Изобразительные средства синтаксиса как средство (приёмы) создания  художественного образа»  с  учениками 10 класса.

По запросам учащихся преподавание русского языка ведется на профильном уровне. У моих учеников появилась возможность изучать русский язык на ступени старшей школы по углубленной программе.

2. Мною была составлена программа на основе Программы по русскому языку для учащихся 10-11 классов под редакцией Власенкова А.И. и  Рыбченковой Л.М. Данный УМК можно использовать как на базовом, так и на профильном уровне. Профильный уровень преподавания позволяет повторить орфографию  и пунктуацию на более высоком уровне, помогает овладеть приёмами работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Важнейшей составляющей курса является лингвистический анализ текста. Приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

Очевидно преимущество изучения отдельных тем на профильном уровне.

Базовый уровень

Профильный уровень

1.Морфемика и словообразование-3ч.

Морфемный уровень-9ч.

2.Не выделена тема

Синтаксический уровень-11ч.

3.Текст и его строение. Основные виды переработки текста-9ч.

.Текст и его строение. Основные виды переработки текста-20ч.

3.Итак, мы начинаем работу. ( Комментарий учителя) В начале урока стараюсь создать  ситуацию, которая поможет учащимся  осмысленно подойти к теме  урока.

Давайте представим, что мы находимся  в картинной галерее. Перед нами полотна художников (И.Левитана, И. Шишкина, Васнецова,С. Жуковского и др.)  Какое созвездие талантливых авторов! Какой  очаровательный   мир осенних пейзажей!

Не правда ли, удивительное  состояние испытывает человек, посетивший картинную галерею.

Вопрос: Каким должно быть погружение в мир художественного полотна? (Вдумчивым, неспешным, детально рассматривать каждый фрагмент картины). И, наверное,  по художественной манере можно узнать руку художника.

Вопрос: Что Вас привлекло в картинах? (Сюжет, образы, палитра  красок, создающая настроение).

4.Вопрос:  А как автор  произведения создаёт художественный образ, когда слова, как краски, обретают жизнь? (Автору на помощь приходят выразительные средства языка).

 Мы уже познакомились с фонетическими, лексическими средствами выразительности, а сегодня на уроке  мы обратимся к изобразительным средствам синтаксиса, которые можно представить в виде схемы.( На экране схема ).

(Комментарий учителя)  Наличие такой схемы поможет ученику при анализе текста, при выполнении задания №24 ЕГЭ.

5. На первом уроке по данной теме я применяю групповую или парную работу, которая позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении.  

Работа в группах.

1группа (слабые учащиеся). Выполнение упражнений на умение сопоставлять выразительное средство, определение и пример.

Практическая работа.

Совместите название выразительного средства, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – 1) - а;  2 –2) - б .

Выразительное средство

Определение

Пример

1. Анафора

1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)

2. Бессоюзие

2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)

3. Параллелизм

3. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

В. «Цветы, любовь, деревня,

Праздность. Поля!» (Пушкин)

4. Риторическое обращение

4)  Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.

Г«Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»

5. Градация

5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.

Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)

6. Инверсия

6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)

Может быть задание  в форме теста с вариантом ответа.

2 группа. Учащимся предлагается сравнить тексты. Увидеть, в чём состоит их различие между собой. Отметить ИВС. ( Вывод: выразительные средства синтаксиса наполняют содержание текста образами, украшают его, делают  интересным. Можно с уверенностью сказать, что они «вдыхают в текст жизнь»).

3 группа. Выполнение заданий 24 ЕГЭ (Вывод: такой тип заданий поможет учащимся качественнее справиться с ним на экзамене).

4 группа. Творческая работа( сильные учащиеся). Это может быть работа с включением ИВС в фрагмент текста или продолжить текст, используя ИВС.(Вывод: такая форма работы позволяет учащимся  уметь объяснить роль ИВС и уместность их в данном тексте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительные средства синтаксиса как средство создания художественного образа. МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» города Рославля Смоленской области Мастер - класс Карпова Алла Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Слайд 2

Мастер - класс УМК под редакцией Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.

Слайд 3

Мастер - класс Базовый уровень Профильный уровень Морфемика и словообразование. – 3 ч Морфемный уровень. – 9 ч Тема не выделена. Синтаксический уровень. – 11 ч Текст и его строение. Основные виды переработки текста. – 9 ч Текст и его строение. Основные виды переработки текста. – 20 ч

Слайд 4

Мастер - класс «Осенний лес» Шишкин И.И.

Слайд 5

Мастер - класс «Осенний сквер» Осипцов В.В.

Слайд 6

Мастер - класс «Осенняя веранда» Жуковский В.В.

Слайд 7

Мастер - класс «Осенняя дорога в деревне» Левитан И.И.

Слайд 8

Мастер - класс «Осенний день. Сокольники» Левитан И.И.

Слайд 9

Мастер - класс «Золотая осень» Левитан И.И.

Слайд 10

Мастер - класс «К тайне» Карсаков А.А.

Слайд 11

Мастер - класс «Золотая осень» Поленов В.В.

Слайд 12

Мастер - класс «Осенние туманы» Луценко С.С.

Слайд 13

Мастер - класс «Золотая осень» Шишкин И.И.

Слайд 14

Мастер - класс «Золото осени» Коркодым В.

Слайд 15

Мастер - класс Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Н.И.Рыленков

Слайд 16

Мастер - класс

Слайд 17

Мастер - класс Работа в группах 1 группа 2 группа 3 группа

Слайд 18

Мастер - класс В каждом слове – бездна образов. К.Г. Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"

Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...

Мастер- класс по теме « Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»

Конспект мастер- класса по теме « Техника скрапбукинга как средство формированиянавыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»...

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...

Мастер-класс "Роль изобразительно-выразительных средств речи".

Мастер-класс представляет пример системно-деятельностного подхода на уроке русского языка....

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству"

Техника point-to-point выглядит как вышивка или чеканка по металлу. Декорировать этой техникой можно практически любые предметы – зеркала, фоторамки, шкатулки, разделочные доски, записные к...

«Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме«Изобразительно-выразительные средства  синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»Семенова Алевтина Славико...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...