мастер-класса «Изобразительные средства синтаксиса как средство (приёмы) создания художественного образа» с учениками 10 класса.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
1. Я приглашаю Вас принять участие в работе мастер-класса «Изобразительные средства синтаксиса как средство (приёмы) создания художественного образа» с учениками 10 класса.
По запросам учащихся преподавание русского языка ведется на профильном уровне. У моих учеников появилась возможность изучать русский язык на ступени старшей школы по углубленной программе.
2. Мною была составлена программа на основе Программы по русскому языку для учащихся 10-11 классов под редакцией Власенкова А.И. и Рыбченковой Л.М. Данный УМК можно использовать как на базовом, так и на профильном уровне. Профильный уровень преподавания позволяет повторить орфографию и пунктуацию на более высоком уровне, помогает овладеть приёмами работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Важнейшей составляющей курса является лингвистический анализ текста. Приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
Очевидно преимущество изучения отдельных тем на профильном уровне.
Базовый уровень | Профильный уровень |
1.Морфемика и словообразование-3ч. | Морфемный уровень-9ч. |
2.Не выделена тема | Синтаксический уровень-11ч. |
3.Текст и его строение. Основные виды переработки текста-9ч. | .Текст и его строение. Основные виды переработки текста-20ч. |
3.Итак, мы начинаем работу. ( Комментарий учителя) В начале урока стараюсь создать ситуацию, которая поможет учащимся осмысленно подойти к теме урока.
Давайте представим, что мы находимся в картинной галерее. Перед нами полотна художников (И.Левитана, И. Шишкина, Васнецова,С. Жуковского и др.) Какое созвездие талантливых авторов! Какой очаровательный мир осенних пейзажей!
Не правда ли, удивительное состояние испытывает человек, посетивший картинную галерею.
Вопрос: Каким должно быть погружение в мир художественного полотна? (Вдумчивым, неспешным, детально рассматривать каждый фрагмент картины). И, наверное, по художественной манере можно узнать руку художника.
Вопрос: Что Вас привлекло в картинах? (Сюжет, образы, палитра красок, создающая настроение).
4.Вопрос: А как автор произведения создаёт художественный образ, когда слова, как краски, обретают жизнь? (Автору на помощь приходят выразительные средства языка).
Мы уже познакомились с фонетическими, лексическими средствами выразительности, а сегодня на уроке мы обратимся к изобразительным средствам синтаксиса, которые можно представить в виде схемы.( На экране схема ).
(Комментарий учителя) Наличие такой схемы поможет ученику при анализе текста, при выполнении задания №24 ЕГЭ.
5. На первом уроке по данной теме я применяю групповую или парную работу, которая позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении.
Работа в группах.
1группа (слабые учащиеся). Выполнение упражнений на умение сопоставлять выразительное средство, определение и пример.
Практическая работа.
Совместите название выразительного средства, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – 1) - а; 2 –2) - б .
Выразительное средство | Определение | Пример |
1. Анафора | 1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. | А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин) |
2. Бессоюзие | 2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. | Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач) |
3. Параллелизм | 3. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. | В. «Цветы, любовь, деревня, Праздность. Поля!» (Пушкин) |
4. Риторическое обращение | 4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. | Г«Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!» |
5. Градация | 5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой. | Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин) |
6. Инверсия | 6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов) |
Может быть задание в форме теста с вариантом ответа.
2 группа. Учащимся предлагается сравнить тексты. Увидеть, в чём состоит их различие между собой. Отметить ИВС. ( Вывод: выразительные средства синтаксиса наполняют содержание текста образами, украшают его, делают интересным. Можно с уверенностью сказать, что они «вдыхают в текст жизнь»).
3 группа. Выполнение заданий 24 ЕГЭ (Вывод: такой тип заданий поможет учащимся качественнее справиться с ним на экзамене).
4 группа. Творческая работа( сильные учащиеся). Это может быть работа с включением ИВС в фрагмент текста или продолжить текст, используя ИВС.(Вывод: такая форма работы позволяет учащимся уметь объяснить роль ИВС и уместность их в данном тексте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер - класс УМК под редакцией Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.
Мастер - класс Базовый уровень Профильный уровень Морфемика и словообразование. – 3 ч Морфемный уровень. – 9 ч Тема не выделена. Синтаксический уровень. – 11 ч Текст и его строение. Основные виды переработки текста. – 9 ч Текст и его строение. Основные виды переработки текста. – 20 ч
Мастер - класс «Осенний лес» Шишкин И.И.
Мастер - класс «Осенний сквер» Осипцов В.В.
Мастер - класс «Осенняя веранда» Жуковский В.В.
Мастер - класс «Осенняя дорога в деревне» Левитан И.И.
Мастер - класс «Осенний день. Сокольники» Левитан И.И.
Мастер - класс «Золотая осень» Левитан И.И.
Мастер - класс «К тайне» Карсаков А.А.
Мастер - класс «Золотая осень» Поленов В.В.
Мастер - класс «Осенние туманы» Луценко С.С.
Мастер - класс «Золотая осень» Шишкин И.И.
Мастер - класс «Золото осени» Коркодым В.
Мастер - класс Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Н.И.Рыленков
Мастер - класс
Мастер - класс Работа в группах 1 группа 2 группа 3 группа
Мастер - класс В каждом слове – бездна образов. К.Г. Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"
Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...
Мастер- класс по теме « Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»
Конспект мастер- класса по теме « Техника скрапбукинга как средство формированиянавыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»...
Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика показала, что использование социоигр...
Мастер-класс "Роль изобразительно-выразительных средств речи".
Мастер-класс представляет пример системно-деятельностного подхода на уроке русского языка....
Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству"
Техника point-to-point выглядит как вышивка или чеканка по металлу. Декорировать этой техникой можно практически любые предметы – зеркала, фоторамки, шкатулки, разделочные доски, записные к...
«Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»
Конспект урока русского языка для 8 класса по теме«Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»Семенова Алевтина Славико...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...