Урок "Повторение о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Наша игротека
Глагол
Замени буквы
Замени в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило своё значение.
Тужить (тушить), зиять (сиять), молодить (молотить), задевать (затевать), дубить (тупить), обрызгать (опрыскать).
Возвратная форма
Запиши как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.
Бояться, гордиться, смеяться, переглядываться, пригодиться, трудиться, остаться, любоваться, прислушаться, надеяться, улыбаться, здороваться, кланяться...
Поставь ударение
Проверить знание правил орфоэпии помогут глаголы, в которых нужно правильно поставить ударение.
Закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, опорожнить, осведомиться, черпать.
Аукцион
Запиши как можно больше глаголов, которые пишутся слитно с не.
Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровиться, несдобровать...
Цепочка
В этой игре победит тот, кто последним назовёт глагол, который может одновременно отвечать на вопросы что делать? и что делает? и в зависимости от этого имеет или не имеет мягкий знак.
Учит(ь)ся, готовит(ь)ся, веселит(ь)ся, строит(ь)ся, ложит(ь)ся, струит(ь)ся, стелит(ь)ся, золотит(ь)ся, печалит(ь)ся, сердит(ь)ся, хмурит(ь)ся, заботит(ь)ся, доносит(ь)ся...
Кто последний
В игре побеждает тот, кто последним назовёт звукоподражательный глагол.
Мяукать, лаять, кукарекать, мычать, блеять, чирикать, каркать, хрюкать, крякать, куковать, ржать, рычать, выть, жужжать, гоготать...
Двойное ударение
Записанные на доске глаголы нужно прочитать так, чтобы в зависимости от ударения они имели разное значение.
Стоят, входите, выкупать, вычитать, выхожу, сбегать, засыпать, косит, парит, крою, пробегать, пахнуть, трусить, избегать.
Чередования
К каждому глаголу подбери пару с чередующимся звуком.
Берегу (бережёшь), запрягу, могу, лягу, стерегу, стригу, влеку, облеку, пеку, метать, писать, вязать, плескать, свистать, просить, ходить, лететь, хотеть, заморозить, скрасить.
Добавь мягкий знак
Добавляя в именах существительных мягкий знак, превратите их в глаголы.
Плач (плачь), плющ (плющь), полёт (польёт), вес (весь), стан (стань), удар (ударь), пример (примерь), быт (быть), жар (жарь), пар (парь].
Назови часть речи
Учитель называет глаголы. Какими ещё частями речи могут быть эти слова?
Поцелуй (существительное), три (числительное), мой (притяжательное местоимение), гоним (краткое причастие), смела (краткое прилагательное).
Добавь букву
Добавляя только одну букву, измени значение глагола.
Послал (постлал), вою (воюю), выстою (выстрою), девать (одевать), сел (съел), полю (полью), жать (ждать), лечь (влечь), губить (грубить), горю (горюю), подержать (поддержать).
Отними букву
Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве, попробуй составить рассказ.
Например: срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.
Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Те, которые шли впереди, ... ветви, мешающие идти. По дороге они ... двух гадюк, ...их палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» — спросил самый молодой. «Ты ... это спрашиваешь?» — укоризненно покачал головой старый охотник. — Пора бы ... самому знать».
Загадки-шутки
В каком глаголе 100 отрицаний? (Сто-нет). В каком — 100 букв и? (Сто-й). В каком — 100 букв ю? (сто-ю).
Глагол и существительное
Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.
Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.
Вставь букву
В зависимости от буквы, которую вы вставите, глагол приобретает новое значение. Какое?
Отв(а, о)рить, п(а, и, о)лить, прим(е, и)рить, выраст(е, и)шь, пол(а, о)скать, обессил(е, и)ть, зап(е, и)вать, разв(е, и)вать, пос(е, и)деть, пр(е, и)клоняться, пр(е, и)дать, пр(и, ы)гнуть, бел(е, и)ть, син(е, и)ть, черн(е, и)ть, кро(е, и)т, буд(е, и)м.
Какой глагол задуман!
Учитель задумывает глагол и записывает его без первой буквы. Побеждает тот, кто угадает его.
..ей (бей, вей, лей, пей, рей, сей, шей);
..ою (вою, дою, мою, ною, пою, рою);
..ить (бить, вить, жить, лить, пить, шить);ъ
..арит (варит, дарит, жарит, парит, царит, шарит).
Кто больше
Запишите как можно больше глаголов, которые относятся только к одному виду, например...
к совершенному: грянуть, ринуться, хлынуть, отгреметь, очнуться, сглазить;
к несовершенному: зависеть, заискивать, сожалеть, предвидеть, участвовать;
являются двувидовыми (т. е. одна и та же форма в зависимости от контекста выражает значение одного или другого вида): использовать, исследовать, образовать, организовать, телеграфировать, велеть, женить, казнить, обещать, венчать, атаковать, стартовать, классифицировать, гарантировать, автоматизировать.
По опорным словам
Учитель предлагает глаголы, используя которые, ученики должны написать небольшое сочинение на определённую тему (например, «Школа»):
учиться, заниматься, усваивать, писать, читать, решать, слушать, проводить, экспериментировать...
Омофоны
Подберите как можно больше глаголов, которые могут быть омофонами (т. е. одинаково звучащие слова, которые имеют различное написание).
Выедите (вы едите), потри (по три), отмыла (от мыла), впасть (в пасть), завяз (за вяз), задуло (за дуло).
Глаголы-парадоксы
Возвратная форма глаголов предполагает действие, которое объект направляет сам на себя. Попробуйте подобрать такие глаголы, возвратность которых кажется парадоксальной.
Телёнок бодается. Ёрш колется. Собака кусается. Кошка царапается. Крапива жжётся. Свинец плавится. Нитки рвутся.
Подберите синонимы
Подберите синонимы к данным глаголам.
Идти, говорить, работать, стучать, кушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...
Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
Цели: Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Конспект урока по марийскому языку в 7 классе "Ах, глагол,глагол, кумылым тарватышыч тый чот!" по теме "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе...
Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")
Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...
Сравнение русских приставочных глаголов и английских фразовых глаголов. Исследование смыслов фразовых глаголов
Легкий способ запомнить фразовый глагол...