"Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"
опыты и эксперименты по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala_na_urokah_russkogo_yazyka_i_lit-ry.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы для повышения речевой культуры обучающихся
«Малая родина» - это не только природа в деревне и
история в городе , но еще уклад и традиции живущих.
Это и язык, и мечты, и определенные склонности,
вынесенные из самой земли вместе с ее солью.
Это «родимые» пятна каждого человека…
В. Распутин (слайд 1-2)
Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре.
Так важно знать историю своего края , чтобы потом постичь тайны жизни и развития народов, чтобы лучше понять события , поведать о людях, проживающих на территории , чем они занимались.
Краеведение на уроках русского языка и литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.
Переход школы на новый учебный план и программы значительно расширил возможности творческих проявлений учителей. Внимание словесников все более привлекают такие пути, методы и приемы изучения русского языка литературы, которые способствуют развитию мыслительной активности учащихся, вызывают устойчивый интерес к художественному слову.
Познание языка имеет высокое культурное значение. Оно является основой сознания и культуры народа. Поэтому вместе с книжным языком нужно изучать и язык народа, который в отличие от нормированного литературного языка всегда территориально окрашен и специфичен. Изучение живой, звучащей речи той или иной местности делает учебный процесс творческим. Оно позволяет учащимся быть активными участниками процесса обучения, поскольку в таком случае они не только пассивно наблюдают местную специфику, но и приобретают реальную возможность исследовать её.
Актуальность данной проблемы я вижу в необходимости усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Волгоградской области, Палласовского района, п. Комсомольский), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых земляков, исторические очерки волгоградских писателей, поэтов Палласовского района. ) Ведь живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка и литературы воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне.
В последнее время в олимпиадных заданиях по русскому языку и литературе стало модным использование краеведения. С этой целью стараюсь расширить знания одаренных детей местным материалом.
Участие в краеведческой работе осуществляется с использованием разных форм и методов: (слайд 3)
в организации элективных курсов и кружков;
в изучении особенностей быта села, экскурсий в Комнату Боевой и трудовой славы;
в организации исследовательской работы (наблюдение и запись речи и фольклора жителей села, анализ и обработка собранного материала);
в сборе материала и выпуске стенгазет, бюллетеней, устных и рукописных журналов, в создании самодельных книжек;
в подготовке сообщений, рефератов, докладов;
в составлении словарей, картотек;
в выступлении перед жителями села.
Так, например, в 5 классе при изучении темы «Фонетика» включила краеведческий материал и провела урок «Особенности звучания речи жителей нашей местности, её отличия от общерусской литературной нормы». В 6 классе при изучении темы «Диалектные слова» использую местный материал. Школьники находят и записывают отрывок из текста художественного произведения, в котором автор использует диалектизмы. Определяют значение диалектизмов, отвечают на вопрос: почему диалектное слово обычно имеет синоним в общеупотребительной лексике. В 5-6 классах при изучении темы «Лексика» предлагаю детям задания на карточках (слайд 4 -5).
Карточка 1. Как в нашей местности называются…
1.Укладки сена (копна, куча);
2.Постройки для скота (котух, загон);
3.Летняя постройка для скота (баз)
3.Хорошая погода (ведро, ведрено)
4. Не так давно, незадолго, но сегодня же (давче, давеча)
Карточка 2. Что обозначают слова?
Кочеток, крынка (молока),квочка, сенцы, давеча, теперича?
Карточка 3. Какие фамилии наиболее часто встречаются в нашем поселке? Каково их происхождение? (Коровины, Пятериковы, Милькины, Севостьяновы, Дядькины, Сафьяновы, Немановы)
Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы - отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков – путешествий. Для лингвистического анализа на уроках русского языка использую не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в области и нашем селе, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений волгоградских писателей и поэтов Палласовского района. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно, на мой взгляд, анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.
Ребятам предлагаю различные темы исследовательских работ:
Ученицы 6 класса Шуваева Кристина и Жигалина Екатерина собрали материал по теме «Характеристика местного говора (поселка Комсомольский Палласовского района) Например (слайд 6) :
Бадья-ведро.
Горб- верхняя часть спины, заплечье. (Посади-ка сынишку на горб.)
Послевчера-позавчера
Навести чай-приготовить чай
Вязанка-трикотажная кофточка
Кизяк, кизы-сухой навоз, имеющий квадратную форму, для топлива,
Кочет-петух.
Студень-холодец.
Каменка-печь в бане.
Подойник-ведро для дойки коров.
Квохчут-кричат.
Кудлатые-лохматые, косматые.
Привечала - гостеприимно принимала гостей.
Давеча-недавно.
Теперича-теперь.
Сени, сенцы- помещение между частями дома.
Маленько-чуть-чуть.
Брешет-лает собака.
Чаво-чего.
Изба, хата-дом.
Ученицы 6 класса Кузьмина Екатерина и Шуваева Кристина собрали материал «Антропонимы поселка Комсомольского Палласовского района» и ответили на вопросы: Каково происхождение и значение местных фамилий? Какова частотность употребления имен в нашем населенном пункте? Как объяснить широкое распространение прозвищ среди школьников? (слайд 7)
Результатом их работы стал «Словарь фамилий жителей поселка Комсомольский». По данным сельской администрации зафиксировано 116 фамилий. Наиболее распространенные: Милькин, Севостьянов (13 %), Неманов (11%), Коровин, Пятериков, Сафьянов, Дядькин (8,7 %).
Фрагменты «Словаря фамилий жителей поселка Комсомольского» (слайд 10-11)
Пятериков-1. Пятак, Пятой и др. - так часто называли пятого ребенка в семье. 2. Пятуня (и некоторыне другие) - либо пятый ребенок в семье, либо фонетический вариант личного имени Петуня (уменьшительное от Петр) в так называемых якающих говорах. Пяткин. Отчество от формы Пятка - 'пяткин сын' - из нецерковного мужского имени Пятой, т.е. 'пятый ребенок в семье', и уничижительного суффикса -к-(а). С нарицательным пятка (задняя часть ступни) имя никак не связано. Близкая фамилия Пятибратов. Отчество от прозвища Пятибрат - из пять и брат, из семьи, где было пять братьев. (а есть еще Семибратов). Фамилия Пятайкин из запросов посетителй. Вероятно, имеет тоже объяснение. Можно добавить, что фамилии на -айкин образованы от прозвищ или имен на -айка - Пятайка. По мнению Никонова, подобные прозвища часты для мордовского языка. (известен, например, Девятайкин. А вот предок Пятницына ,скорее всего, родился в пятницу. |
Коровин- Образовано от некрестильного имени или прозвища Коровиа, Коровко. Такие имена от названий домашних животных были популярны в старину и образовали множество фамилий.
Сафьянов-Существует немного фамилий, образованных от названий тканей, кож. Саржин - саржа, ткань для подкладки, но кроме того в новгородских и тверских говорах - крестьянская домотканина со льняной основой, Сафьянов - сафьян, выделенная козья шкура.и обувь из нее (Даль).
Ученицы отметили самые распространенные мужские и женские имена
Татьяна-19, Наталья-18, Елена, Ольга, Надежда (15 ). Александр-31, Сергей-26, Владимир-21. (слайд 8)
Авторы работы доказывают , что прозвища –распространенное явление как среди взрослых жителей нашего поселка, так и среди школьников. Записано 18 прозвищ , выделены группы по их происхождению (по некоторым чертам внешнего облика человека, по чертам характера, по фамилии и имени, по сходству с героями мультфильмов, фильмов, телепередач).
Также ученицами 6 класса Джандетовой Натальей и Коровиной Анастасией был проведен опрос «Твое отношение к прозвищам». В опросе участвовало 20 школьников (5-11-е классы) (слайд 9):
*Отношусь положительно. Часто использую в речи -9 человек
*Использую ,но не часто; стараюсь употреблять только необидные - 7 человек
*Отношусь отрицательно. Никогда не использую – 4 человек
Опрос взрослых (20 чел.)
Отношусь положительно -0.
Использую , но не часто- 2 человека
Отношусь отрицательно- 18 человек
«Школьный жаргон» - исследование ученицы 6 класса Горемыкиной Владиславы. С помощью ребят записаны слова и выражения , употребляемые в школьной жизни. Цель работы: дать характеристику школьному жаргону как языковому явлению; выявить отношение учащихся к данному явлению Записано 26 слов и выражений. Выделены смысловые группы (слайд 12) :
- Названия учебных предметов (физра, литра, матем,био, гео,природа)
- Названия учителей (училка, англичанка, физичка, биологичка, классная, физручка и др.);
- Названия предметов и вещей (шпоры, спортивка, домашка,идр.)
- Названия школьных отметок (пятак, тройбан, трояк, кол, пара и др.)
- Как часто употребляют школьники подобные слова?
Употребляю всегда | Употребляю часто | Употребляю редко | Не употребляю |
30% | 33% | 12% | 24% |
Цитаты из сочинений школьников:
«Я считаю , что такие слова должны существовать в школе, они очень интересны» (Альберт М.)
«Я согласен с присутствием жаргонизмов в разговорах с друзьями» (Рома С.)
«Когда я вырасту, мне не нужны будут эти слова, я не буду их употреблять» (Катя К.)
«Жаргонизмы могут употребляться в кругу ровесников. При разговоре со старшими они недопустимы».(Влада Г.)
В результате проведенной работы ребята стали серьезнее и внимательнее относиться к своей речи. После дискуссии пришли к выводу , что жаргон-это своеобразная игра, но превращаться в манеру она не должна.
Такая практика даёт преимущества в организации уроков русского языка, повышает их результативность, воспитывает интерес к языку (слайд 13) .
На уроках русского языка в качестве творческого задания ребята отвечают на вопрос: знаете ли вы легенды о происхождении названий рек, озер в вашей местности?
На повторительно-обобщающем уроке по теме «Имя числительное», проведенном в форме урока-зачета, провела заочную экскурсию по городу Волгограду с использованием карты-схемы города, герба, текстов. При изучении темы «Жаргонизмы» ученики составляют словарь жаргонизмов класса с подбором вариантов слов литературного языка.
Например, при подготовке к экзамену по русскому языку в 9-ом классе мы работали с интересными текстами-легендами об озере Эльтон (Слайд 14).
Озеро Эльтон
Эльтон — огромное солёное озеро на Прикаспийской низменности России. Его площадь составляет 152 квадратных километра, а глубина — всего около 0,1 метра (весной 0,7-0,8 метра). Озеро находится на 18 метров ниже уровня океана. Эльтон считается крупнейшим солёным озером Европы.
На дне озера имеются солёные источники, а также залежи солей и минеральной сероводородной грязи. Само оно заполнено рапой — перенасыщенным раствором соли с большим содержанием калия и других макро- и микроэлементов. На вид это маслянистая жидкость золотисто-розового оттенка, на вкус она горько-солёная. По берегам лежат белоснежные кристаллы соли. В озеро впадают несколько пресных ключей и 8 речек с горько-солёной водой.
Татары, калмыки и казахи называют озеро Эльтон Алтан-Нор (Алтын-Нур), что переводится как «золотое дно» или «золотое озеро». Такое название связано с цветом его воды. Вообще, говорят, что озеро Эльтон — это много соли и совсем чуть-чуть воды.
Однако существует версия о том, что оно названо в честь английского мореплавателя Эльтона, приглашённого в 1741 году астраханским губернатором Татищевым исследовать озеро.
На озере Эльтон с середины XVII и до конца XIX века добывали соль. Сначала это была территория калмыков, в XVIII веке, после введения в 1705 году Петром I государственной монополии на добычу и продажу соли, на озеро пришли русские. Работы продолжались до 1882 года, затем эльтонскую соль вытеснила баскунчакская, которая оказалась и качественнее, и дешевле.
Климат в районе озера Эльтон континентальный, засушливый. Зима умеренно холодная, средняя температура января составляет -11 С. Лето жаркое, в июле бывает в среднем +25 С, но нередко температура поднимается выше. Разница между дневной и ночной температурами довольно ощутимая. Постоянно дуют ветры. По статистике, в этих местах бывает около 300 ветреных дней в году. В такие дни в степи образуются маленькие пылевые вихри. Однако солнечных дней здесь тоже немало, почти столько же, как и на южном берегу Крыма.
Иловая минеральная грязь и рапа озера Эльтон по своим лечебным свойствам не уступают грязям Мертвого моря в Израиле. О чудодейственных свойствах эльтонской грязи были осведомлены ещё древние калмыцкие кочевники. Тогда они лечили своих больных следующим образом: в прибрежных пластах почвы выкапывали углубление, туда клали больного, и намазывали его грязью. Через час человека обмывали в рапе озера.
В наши дни на озере Эльтон расположен известный бальнеогрязевой курорт, где лечат заболевания суставов, опорно-двигательного аппарата, кожи, органов пищеварения, нервной и мочеполовой систем, органов дыхания и многие другие. Санаторий работает с 1910 года.
Своеобразным символом Эльтона являются тюльпаны Геснера (Шренка) — крупные красные тюльпаны, которые зацветают к концу апреля. Их можно увидеть только в труднодоступных местах Волгоградской области. Цветы занесены в Красную книгу.
Приезжать на озеро Эльтон лучше весной, летом или осенью. Бальнеогрязевой санаторий «Эльтон» работает круглый год.
Данный текст использую на уроках для комплексного анализа, при изучении приложений, темы «Имя числительное», знаков препинания при деепричастных оборотах и др. Ребятам материал интересен ещё и тем, что они знают это место. Вот она, связь с жизнью.
Краеведческий материал позволяет сделать урок живым и интересным.
Летом ученики 5-6 классов проходят «фольклорную практику». Они собирают частушки, песни, потешки, пословицы и загадки. Кроме того, они составляют краткую биографию сказителей, оформляют свои работы фотографиями. Сказителями являются родственники детей или просто жители тех деревень, где ученики проводят каникулы. (слайд 15-16)
На уроках литературы в 5 классе во время изучения «Малых жанров фольклора» включала местный фольклорный материал: частушки, загадки, поговорки, считалки. (Частушки: 1.Что вы девки не поете, не слыхать ваших речей. Или печку не сложили, не хватило кирпичей. 2.У миленочка мово поговорочка на О. Ну и пусть она на О, все равно люблю его.3.Я на Колину гармошку понавешаю сирень, чтобы Колина гармошка заиграла веселей. Загадки: Язык без костей, что хочет, то и лопочет (Болтовня) Что на свете слаще всего? (сон) Сам с вершок, голова с горшок (самовар).
Чувство к родине я пытаюсь пробудить в своих учениках. И в этом мне помогают произведения знаменитого земляка-писателя Бориса Екимова (слайд 17). Кроме гордости за человека, чье имя так прочно связано с Калачом-на-Дону Волгоградской области, сразу же выделяет его детальное воспроизведение быта жителей донской земли, любовное, пронзительно-тонкое описание, меткая образная речь, позволяющая читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака.
Может быть , уже тогда, в детстве, перечитывая по многу раз классическую литературу, в том числе и произведения М.А. Шолохова прикипел душой к этой неброской красоте донской земли писатель, наш современник Б.П. Екимов.
Красота природы в его произведениях не существует отдельно от человека, возникает как красота, увиденная героем. Первое знакомство с творчеством Бориса Екимова начинаю с изучения в VII классе рассказа «Ночь исцеления», которое лучше всего приурочить к апрелю, в преддверии Дня Победы (слайд 18) .В эти дни мы вспоминаем не только фронтовиков, но и женщин войны, женщин тыла. В нашем поселке труженицей тыла была Силиканова Макташ (слайд 19-20). При подготовке к уроку ребята ходили к бабушке, беседовали с ней. Фрагмент беседы я предлагаю вашему вниманию (слайд ). Урок показал, что такое включение местного материала не прошло мимо детских душ, оно действительно оставило след в их сердце. Ученики поняли, что с детством кончаются уличные игры, пустое времяпровождение, что с юностью наступает пора размышлений о будущем, заботы о родных. Поняли, что такое родные просторы, родной человек, безграничная любовь к нему и желание помочь, прийти на помощь в трудную минуту.
В 9 классе продолжается знакомство с творчеством Бориса Екимова. Так рассказы «…И в дождь, и во тьму…», « Продажа», в которых тоже поднимаются вопросы сострадания, отзывчивости, бескорыстной помощи близким (слайд 21-22), заставляют нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужны наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Главная идея рассказа заключена в силе материнской любви, которая преодолевает все невзгоды и ничего не требует взамен.
Интересно и содержательно проходят уроки изучения творчества замечательного писателя (слайд 22-24). Влюблённые в Екимова ученики уже сами ищут рассказы («Подарок», 7 класс ; «За тёплым хлебом» ,10 класс ; «Память лета», 11 класс и др.) , предлагают темы для обсуждения. Рассказы Бориса Екимова не оставляют равнодушными никого, кто прикоснулся к его творчеству. В этом и есть великое назначение писателя.
На уроке литературы в 11 классе при изучении темы «Жизнь. Творчество. Судьба писателя» ученики выступают перед одноклассниками с сообщениями на тему «Памятные места Волгоградской области , связанные с жизнью и творчеством писателей» (Шукшинский утес. Максим Горький на станции Крутая в Царицыне).
При написании изложений, творческих диктантов использую тексты волгоградских писателей.Пример : Борис Степанович Лащилин . На родных просторах. Записки краеведа.
Золотые кони хана Батыя
Приходилось мне бывать в заволжских степных селах, и в тех, что стоят на рукаве Волги Ахтубе. От старожилов их приходилось многое слышать о Золотоордынском ханстве, о его столице Сарае и ханах Батые, Джанибеке, Берке и Мамае. При этом старожилы очень часто указывали на места, где сохранялись, чуть ли не до наших дней, развалины татарских городов, их дворцов и мечетей.
Упоминали также и о том, что после того как воины Ивана Четвертого покорили Астраханское царство и в Астрахани началась постройка кремля, кирпич для него брали из развалин древних татарских городов. Очищали от извести, грузили на баржи и сплавляли вниз по Волге. При внимательном осмотре кремлевских стен Астрахани еще и сейчас сквозь толстый слой побелки можно видеть пояса, выложенные из покрытого цветной глазурью, зеленого и красного кирпича. Таким цветным кирпичом облицован был дворец Золотоордынских ханов в их столице Сарае, куда на поклон к грозным владыкам стекались правители и князья покоренных ими стран.
Из того, что довелось мне узнать в Заволжье, больше всего запомнилась легенда о золотых конях, отлитых будто бы по велению хана Батыя. Впервые слышать ее пришлось в Ленинске, бывшем Пришибе — старом русском селе на Ахтубе, где в метельный январский день из-за переносов и бездорожья задержалась наша автомашина. Вечером хозяин, у которого мы остановились, чтобы переждать метель, старый рыбак, вспоминая про прежнее, про бывалое, а также и слышанное им от дедов, рассказал нам эту легенду. Его рассказ был прост, бесхитростен, но подкупал своей непосредственностью. Словно хозяин наш сам был участником и очевидцем того, что когда-то происходило несколько веков тому назад в заволжских степях. Спокойно и не спеша говорил он:
— После того как хан Батый разорил Рязань и Киев, то вернулся в низовье Волги и здесь, среди степей, покрытых редкою полынью, решил построить свою столицу Сарай, воздвигнуть ее на удивление всем соседним народам.
(слайд 25)Традиционно на районный конкурс чтецов, внеклассных мероприятиях , на внеклассном чтении при изучении поэзии о Великой Отечественной войне использую поэзию палласовских поэтов (Москаленко В.В., Цораевой Р.М., Бабенко Л.Н., Саламатина А.А., Сыроватской Л.В., Чередниченко И.В.,Скрипченко А.Ю., Милаева И.И., Кулагиной Т.П., Сайгиновой Ж.С., Лик Н.В.,Кремер И.М., Бакумовой Н.Ф.) Мои ученики регулярно знакомятся с творчеством палласовского клуба самодеятельных поэтов «Вдохновение» и пробуют себя в роли начинающих стихотворцев (слайд 26) .
Так, ученица 6 класса Кузьмина Екатерина была приглашена на встречу участников клуба «Вдохновение», где девочка узнала о деятельности районного поэтического клуба, о зарождении в нем своих традиций и представила свое творчество (слайд 27).
Звездочка
Звездочку лучистую в шкатулке я нашла.
Когда-то эта звездочка маминой была.
В то время «октябрятская» была наша страна,
И звездочки лучистые носила ребятня.
И вот теперь в ладошке я звездочку держу.
«Чей портрет на звездочке?»-
У мамы я спрошу.
Ответила мне мама :
«Он нашим был вождем, он здесь еще мальчишка,
Вождем он стал потом».
О Ленине побольше узнать решила я,
У родных, знакомых все книжки собрала.
Сходила в библиотеку , порылась я в шкафу,
Читала, восхищалась, завидуя ему.
Вот это был мальчишка! Примерный ученик!
Он другом был отличным и в играх озорник.
Держу в руках я звездочку и на портрет гляжу,
Хоть чуточку на Ленина похожей быть хочу.
Хочу учиться в школе я на «отлично» тоже,
И в этом мне, я думаю, звездочка поможет.
По ленинским заветам теперь решила жить,
Решила эту звездочку лучистую носить.
Звездочка лучистая на моей груди,
Как раньше, октябрятам, свети ты мне в пути!
2012 г.
Собранный краеведческий материал позволяет использовать всё многообразие форм (лекции, семинары, уроки-беседы,конференции), методов и приёмов, доступных учителю. Включение небольших отрывков ярких описаний, кратких характеристик, легенд из произведений палласовских поэтов , волгоградских писателей в свои выступления на уроках русского языка и литературы позволяет учителю убедительно и эмоционально преподнести новый материал.
Ученики пятых - восьмых классов выполняют лишь несложные поручения учителя, связанные с литературно-краеведческими разысканиями. Они записывают доступные им образцы народной поэзии, бытующие вблизи от школы, обсуждают небольшие по объему художественные произведения писателей-земляков, выступают на литературно-краеведческих вечерах и т. п. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это существенно для нашей сельской местности , где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в одном поселке способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.
В результате проделанной работы пополнила накопленный дидактический материал, стала шире использовать активные формы обучения, формировать метапредметные навыки, чего требуют стандарты «второго поколения».
Подобного рода занятия увлекают моих учеников, затрагивают струны их сердец, разжигают огонек любви к родному краю ,помогают приобщиться к его истории, духовной культуре, вырасти активными гражданами России.
Разнообразная и интересная работа способствует воспитанию любви к поэзии, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова. Возможности для использования краеведческого материала очень велики. Постепенно школьники сами начинают приобщаться к этой работе: собирают краеведческий материал, используют его на уроках русского языка и литературы, во внеклассных занятиях, пишут стихи и сочинения о своем поселке, выступают с собранным и переработанным материалом на краеведческих конференциях, оформляют стенды и стенные газеты, создают художественную летопись родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Программа формирования личностных УУД с использованием краеведческого материала на уроках русского языка в начальных классах
Программа по формированию личностных УУД...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...
Презентация "Использование краеведческого материала на уроках русского языка"
Этот материал способен повысить интерес к предмету. Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни, важно видеть себя как продолжателя дела своего поколения, ...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Использование краеведческого материала для повышения речевой культуры школьников...