Внедрение СДП в условиях ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ступина Ольга Викторовна

Внедрение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_sdp_v_usloviyakh_fgos.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей филологического цикла

 МБОУ

 «ООШ с.Рогаткино»

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

 

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.               

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента  с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения). 

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. 

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.               

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельный подход (СДП).               

Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).               

В рамках деятельностного подхода  ученик овладевает  универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?

На что направлены УУД  и какие возможности они дают учащимся? 

УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД:

1)личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

2)регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

3)познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия  постановки и решения проблем;

4)коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

Ключевые изменения в ФГОС-2:

1)  «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».

2)    Объектами итогового контроля и аттестации являются:

-личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

-метапредметные  результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

-предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам). 

Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь. 

Учебная деятельность не есть чистое познание. Замечательный исследователь Д.Б.Ковин заметил: «Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания». Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. И то, что «наши педагоги не уловили этой закономерной связи, это тяжелейшая ошибка. Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности… Познание встраивается в этот процесс»,-пишет Д.Б.Эльконин. 

Обратим внимание на эти вещи, связанные с системно-деятельностным подходом. Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.  Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;
  • решать задачи;
  • отвечать за результаты. 

СДП нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности. 

СДП предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),  обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность;
  • их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 

Таким образом, СДП предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие. 

Чему учить?

Обновление

содержания

образования

Ради чего учить?

Ценности образования

Как учить?

Обновление технологий образования

 

(Изменение

содержания)

 

(Зачем учить?

Цель)

 

(Изменение методики)

Для достижения  нового образовательного результата, необходимо обучение  организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.               

Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:

  • принципы построения урока;
  • примерную типологию уроков;
  • критерии оценивания урока

С системой дидактических принципов и типологией уроков мы уже познакомились с вами на занятии № 2 методического лектория. Критериям оценивания урока в рамках ФГОС в III четверти 2011\2012 учебного года по плану работы будет посвящен педсовет.

Вместе с тем  уже сейчас нам необходимо хорошо понять, что при  организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. 

                          Критерии результативности урока.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные проемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). 

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;
  • интерактивные;
  • исследовательские;
  • проектные. 

Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять:

  • формировать мышление через обучение деятельности;
  • формирование системы  культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его создания и его личности в целом. 

СДП обуславливает изменение общей парадигмы  образования, которая находит отражение в переходе:

·   от  изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

·   от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. 

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:

1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;

2) проектная деятельность;

3) уровневая дифференциация;

4) информационно-коммуникационные технологии

В течение 2013-2014 учебного года изучали, осваивали данные технологии наши педагоги в проблемно-творческих группах. Предлагаю каждой группе выступить, доложить о результатах, поделиться опытом, обозначить проблемы и пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...

Внедрение технологий интерактивного обучения как важная задача методических объединений в условиях ФГОС

Интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информаци...

Внедрение уроков плавания в образовательном процессе в условиях ФГОС

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.На мой взгляд среди...