СПП с придаточными определительными и изъяснительными
тест по русскому языку (9 класс) на тему
СПП с придаточными определительными и изъяснительными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_prid._opr._i_izyas.docx | 781.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным.
Цели урока:
- научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену;
- закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений с указанными придаточными;
- пробудить у учащихся осознанный интерес к родной литературе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
- Сегодня мы на уроке обобщим ваши знания о СПП с придаточными определительными и изъяснительными, закрепим умения различать их по характерным признакам, правильно расставлять знаки препинания. Практическая значимость урока направлена на повторение орфографических и совершенствование пунктуационных навыков, с целью применения полученных знаний при сдаче ГИА и ЕГЭ.
3.Индивидуальная работа по карточкам (два человека работают у доски). Затем проверяют сами учащиеся, если есть ошибки, исправляют и комментируют.
Карточка №1
Спишите. Определите главное и зависимое слово, укажите тип данных словосочетаний.
Грибоедовская Москва( ), по свидетельству современников( ), навсегда проститься( ), дворянские семьи( ), подать барину( ), острая сатира( ), свободомыслие героя( ), обучение создало( ), мыслить по- новому( ), словесный портрет( ).
Карточка №2
Спишите, сделайте синтаксический разбор предложения. Составьте его схему, определите вид придаточного.
Почти каждая строчка комедии А.С. Грибоедова обращена в пословицу, которая годится для применения к любому обществу. (А.С.Пушкин)
4.Повторение. Правописание Н –НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях.
Распределительный диктант.
Разочарованный герой, стилизованное произведение, комедия закончена, нежданный визитёр, старинные преданья, хорошо воспитанная, прочитанные статьи, документы подписаны, организованный заговор, непрошеный гость.
(Слайд- 4: «Алгоритм написания н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».)
- Повторение, какой орфограммы прозвучало в этом задании?
- Найдите лишнее словосочетание и объясните почему.
- Сформулируйте правило «Правописание Н –НН в отглагольных прилагательных и причастиях».
- Какие показатели влияют на написание нн в суффиксах причастий?
- Что известно про слова с суффиксами –ова-, -ева-?
- Если дана краткая форма страдательного причастия, сколько н будем писать?
5.Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным».
А)Проверить работающих по карточкам.
Карточка №1
Спишите. Определите главное и зависимое слово, укажите тип данных словосочетаний.
Грибоедовская Москва( ), по свидетельству современников( ), навсегда проститься( ), дворянские семьи( ), подать барину( ), острая сатира( ), свободомыслие героя( ), обучение создало( ), мыслить по- новому( ), словесный портрет( ).
- Что такое словосочетание?
- Назовите типы связи словосочетаний.
- Дайте определение предложению.
- Какие виды предложений вы знаете?
- Назовите виды сложных предложений.
Карточка №2
Спишите, сделайте синтаксический разбор предложения. Составьте его схему, определите вид придаточного.
Почти каждая строчка комедии А.С. Грибоедова обращена в пословицу, которая годится для применения к любому обществу. (А.С.Пушкин) Б) Фронтальный опрос по теме.
- Что изучает синтаксис?
- Дайте определение пунктуации.
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Чем отличаются ССП от СПП?
- На какие основные группы делятся СПП?
- Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными?
- Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными.
- В чем разница между союзом и союзным словом?
В).Работа с текстом.
Прочитайте текст.
1.Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам известны.2. Очень опасное заблуждение. 3.Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. 4.Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. 5.Читатель, который общается с произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника.
6.Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
7.Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными. 8.Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание. 9.Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление - борьба за истинную духовную культуру.
(По И. Доризо).
- Определите его основную мысль.( Умение не просто читать, а внимательно, постигая непостижимое; не только вчитываться, но и вдумываться в прочитанное; научиться перечитывать)
- Выпишите СПП.(1, 5, 7, 9) Подчеркните грамматические основы , определите вид придаточных, составьте схемы.
- Укажите предложение, придаточную часть которого можно заменить причастным оборотом.(5)
- Какой вид придаточных способен трансформироваться(изменяться)?
Д) Творческая работа.
Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение о герое комедии А.Грибоедова «Горе от ума» Чацком.
- Я считаю, что.. .(Чацкий много знает, многим интересуется, имеет свое собственное суждение о многих проблемах: о службе Отечеству, о крепостном праве)
- Меня привлекает в нем то, что… ( он не признает авторитетов, связанных с богатством и положением в обществе.)
- Мне кажется, что …(его чувство к Софье отличается искренностью, пылкостью и самоотверженностью.
- Мне нравится, что… (Чацкий не боится высказывать свое мнение, и это приводит в ужас Фамусова.
Е)Тест по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным».
6. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня повторяли?
- Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными?
- Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными.
- Что вызвало наибольшую сложность?
- Ребята, давайте, посмотрим какие задания из экзамена по русскому языку (ГИА) мы отрабатывали?
Оценки за урок.
7.Домашнее задание. П.9,10,11.По группам:1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль СП тексте»;2)Найти и выписать из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» СПП с придаточными определительными и изъяснительными, подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.
Алгоритм рассуждения, чтобы определить вид придаточного.
1. Найдите грамматическую основу предложения.
2. Установите смысловые отношения между частями СП, определите главное и придаточное предложение.
3. Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению
4. Найдите союз, союзное слово в предложении.
СПП с придаточными определительными | СПП с придаточным изъяснительными | |
Относится | существительному | глаголу |
Отвечает на вопросы | Какой? Чей? | Вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Чем?Кем?) |
Присоединяется | Союзными словами | Союзными словами союзами |
Я вернулся в комнату, где перед лампой уже лежали две книжки. | Софья говорит, что «он в друзья особенно счастлив». |
Алгоритм рассуждения, чтобы определить вид придаточного.
1. Найдите грамматическую основу предложения.
2. Установите смысловые отношения между частями СП, определите главное и придаточное предложение.
3. Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению
4. Найдите союз, союзное слово в предложении.
СПП с придаточными определительными | СПП с придаточным изъяснительными | |
Относится | существительному | глаголу |
Отвечает на вопросы | Какой? Чей? | Вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Чем?Кем?) |
Присоединяется | Союзными словами | Союзными словами союзами |
Я вернулся в комнату, где перед лампой уже лежали две книжки. | Софья говорит, что «он в друзья особенно счастлив». |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении
Урок-путешествие по стране "Придаточные предложения"....
Урок по теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Закрепление"
Тема урока : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий ...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными. ( 9 класс)
Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; определять...
СПП с придаточными определительными и изъяснительными
СПП с придаточными определительными и изъяснительными...
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными...