Не с существительными.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дзираева Майя Рамазановна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushchestvietlnymi.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти с.Чикола

Ирафского района

Учитель русского языка: Дзираева М.Р.


Тема урока: Не с существительными

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах.

Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта.

Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте  появление данных объектов будет обозначаться + щелчок.

Ход урока

I. Оргмомент

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; (+ щелчок) повторить сведения об однородных членах предложения.

Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.

II Повторение  

  1. Устный диктант. Слайд № 3.

Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.

Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.

- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?

В корнях с чередованием бер-бир, тер-тир, блест-блист, мер-мир, стел-стил, дер-дир  в безударном положении пишется буква и, если после корня стоит суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение под диктовку.

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.

- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.

- ( + щелчок ) Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?

- Составьте схему предложения. ( + щелчок ).

Запись на доске 1 учеником- Вяликова Е.

III  Новый материал. Слайд № 5.

1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?

    - Какой частью речи оно является?

    - Что называется именем существительным?

Имя  существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? Имена сущ. относятся либо к мужскому, либо к  женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными. Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

    - Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?

  1. Запись темы урока.

 

  1. – Откроем учебники  на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.

Слайд № 6.

  - Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?

4. Работа по таблице. Слайд № 7.

  - Когда НЕ с существительными пишется слитно ( + щелчок ), а когда раздельно ( + щелчок ).

5. Слово учителя.

- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8.         Запишите их.

 ( + щелчок ) Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.

IV. Закрепление.

1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.

- Чем является НЕ в данных словах?

2. Слово учителя.

 Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.

  1. Запись предложений под диктовку.
  2. Выполнение упр 241 устно

Невежа – враг самому себе.(грубый, невоспитанный, неучтивый человек. Тот, кто позволяет себе грубость.)

Видно неряху по грязной рубахе.(неопрятный, неаккуратный человек, иметь неряшливый вид, грязный, беззаботный))

Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.

Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.

- ( + щелчок ) Объясните, как вы понимаете значение поговорок.

4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.

 Слайд № 11.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- О чём данное стихотворение?

- В каких строчках выражено мнение автора?

- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )

- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.

- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких -  приставкой.

- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными?  Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок )

V. Итоги урока. Слайд № 13.

  • Что новое узнали на уроке?
  •  Как пишется НЕ с существительными?
  •  От чего зависит слитное и раздельное       написание НЕ с существительными?
  •  Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
  • Оценка работы учащихся.

VI. Домашнее задание: слайд № 14.

1. Выучить орфограмму № 32

  1. Упражнение № 243 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...