Не с существительными.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти с.Чикола
Ирафского района
Учитель русского языка: Дзираева М.Р. |
Тема урока: Не с существительными
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта.
Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте появление данных объектов будет обозначаться + щелчок.
Ход урока
I. Оргмомент
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; (+ щелчок) повторить сведения об однородных членах предложения.
Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.
II Повторение
- Устный диктант. Слайд № 3.
Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.
Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.
- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?
В корнях с чередованием бер-бир, тер-тир, блест-блист, мер-мир, стел-стил, дер-дир в безударном положении пишется буква и, если после корня стоит суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение под диктовку.
Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.
- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.
- ( + щелчок ) Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?
- Составьте схему предложения. ( + щелчок ).
Запись на доске 1 учеником- Вяликова Е.
III Новый материал. Слайд № 5.
1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?
- Какой частью речи оно является?
- Что называется именем существительным?
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? Имена сущ. относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными. Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
- Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?
- Запись темы урока.
- – Откроем учебники на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.
Слайд № 6.
- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?
4. Работа по таблице. Слайд № 7.
- Когда НЕ с существительными пишется слитно ( + щелчок ), а когда раздельно ( + щелчок ).
5. Слово учителя.
- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их.
( + щелчок ) Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.
IV. Закрепление.
1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.
- Чем является НЕ в данных словах?
2. Слово учителя.
Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.
- Запись предложений под диктовку.
- Выполнение упр 241 устно
Невежа – враг самому себе.(грубый, невоспитанный, неучтивый человек. Тот, кто позволяет себе грубость.)
Видно неряху по грязной рубахе.(неопрятный, неаккуратный человек, иметь неряшливый вид, грязный, беззаботный))
Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.
- ( + щелчок ) Объясните, как вы понимаете значение поговорок.
4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.
Слайд № 11.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- О чём данное стихотворение?
- В каких строчках выражено мнение автора?
- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )
- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.
- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.
- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок )
V. Итоги урока. Слайд № 13.
- Что новое узнали на уроке?
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
- Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
- Оценка работы учащихся.
VI. Домашнее задание: слайд № 14.
1. Выучить орфограмму № 32
- Упражнение № 243 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...