Разработка урока по русскому языку "Что такое речь?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по русскому языку "Что такое речь?" был посвящен всероссийскому дню русского языка.
Цель урока:
1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
2. Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка "Что такое речь?" | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое речь?
Цель урока:
- Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
- Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.
Оборудование: рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Беседа «Что такое речь?»
- Слово учителя.
Суть человеческого общения сводиться к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми, немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.
Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате:
- главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
- общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка. Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы;
- общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме, и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее;
- человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;
- с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;
- существуют две формы общения: устная и письменная.
2. Комментированное чтение лингвистических текстов. Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.
Вопросы для обсуждения:
- При каких условиях речевое общение состоится?
- В каком случае речевое общение становится невозможным?
- Что такое речевое общение?
3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.
1) Работа по таблице; учитель вместе с учащимися находят:
- смыслоразличительную роль звука;
- орфографические средства;
- морфологические средства;
- орфоэпические средства;
- интонационные и пунктуационные средства.
2) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.
Задания:
- установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок;
- как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему?
- попробуйте привести приметы, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи;
- придумайте маленький диалог, один из учеников которого неправильно понял мысль другого.
IV. Итог урока
Учитель. Расскажите об условиях, необходимых для речевого общения.
V. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"
Разработка урока по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...
методическая разработка урока по теме "Что такое текст?"
Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предло...
Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс
Данная разработка предназначена для проведения урока по обществознанию для 9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке , при которых учени...
Разработка урока по обществознанию "Что такое человек?"
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание»), направленное на создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в общест...
Методическая разработка урока по теме: "Что такое степень с натуральным показателем"
Технологическая карта урока Автор: Молодцова Татьяна ОлеговнаОбразование: высшее, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет.Предмет: алгебра.Возрастная аудитория: 7 класс....
Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"
Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....
Методическая разработка. Урок развития речи. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?
Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к ОГЭ....