Рабочая программа элективного курса "Практикум. Подготовка к ОГЭ"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2, подготовке к выполнению заданий части А и В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Практикум. Подготовка к ОГЭ" | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Рыжковская средняя общеобразовательная школа»
Крутинского муниципального района Омской области
Согласованно: заместитель директора МБОУ «Рыжковской СОШ» __________________ Зоммер Л.П. «____»______________2014г. | Утверждаю: директор МБОУ «Рыжковской СОШ» ____________________ Сугоняк С.А. «____»________________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТОВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ПРАКТИКУМ. ПОДГОТОВКА К ОГЭ»
(для учащихся 8 класса)
Составитель:
Гимберг Анастасия Андреевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рыжковской СОШ»
Рыжково – 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2, подготовке к выполнению заданий части А и В.
Элективный курс русского языка «Практикум. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса:
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 18 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения (4 часа)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи (0,5 чача)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка (0,5 часа)
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии (2 часа)
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование (1 час)
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
- виды морфем;
- морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы (1 часа)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения (4 часа)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать:
- правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
- подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
- правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Вид работы | Домашнее задание | Дата |
1 | Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | 1 | Лекция учителя | ||
2 | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. | 2 | Лекция учителя, практические задания | Сотавить план текста. Выполнить творческое задание | |
3 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | 2 | Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текстов. | Закончить редактирование изложения | |
4 | Средства выразительности речи. Стилистика русского языка. | 1 | Лекция учителя, практические задания | Повторить правила орфографии | |
5 | Нормы русской орфографии. | 2 | Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования | Подготовить памятки морфемного и словообразовательного разбора | |
6 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. | Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов | |
7 | Словосочетание. Предложение. Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). | 1 | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. | Подготовиться к проверочному тестированию | |
8 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Работа над допущенными ошибками | 2 | Тестовое задание, беседа | Выполнить тестирование | |
9 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением. | 2 | Слово учителя, работа с текстами. | Подготовиться к написанию сочинения | |
10 | Построение сочинения-рассуждения. Редактирование сочинения | 2 | Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. | Закончить редактирование сочинения | |
11 | Итоговая диагностика. | 1 | Тестирование | Написать небольшое рассуждение на тему «Что мне дали элективные занятия по русскому языку» | |
12 | Анализ итоговой диагностики. Подведение итогов курса | 1 | Обобщающая беседа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по математике"
Программа составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образов...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет основной курс предмета для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...
Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.
P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...