Рабочая программа элективного курса "Практикум. Подготовка к ОГЭ"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Гримберг Анастасия Андреевна

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2,  подготовке к выполнению заданий части А и В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыжковская средняя общеобразовательная школа»

Крутинского муниципального района Омской области

Согласованно:

заместитель директора

МБОУ «Рыжковской СОШ»

__________________ Зоммер Л.П.

«____»______________2014г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Рыжковской СОШ»

____________________ Сугоняк С.А.

«____»________________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТОВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПРАКТИКУМ. ПОДГОТОВКА К ОГЭ»

(для учащихся 8 класса)

Составитель:

Гимберг Анастасия Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Рыжковской СОШ»

Рыжково – 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2,  подготовке к выполнению заданий части А и В.

Элективный курс русского языка «Практикум. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
  • умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

Курс рассчитан на 18 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Построение сжатого изложения (4 часа)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи (0,5 чача)

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка (0,5 часа)

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

Тема 4.  Нормы русской орфографии (2 часа)

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

         Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5. Морфемика и словообразование (1 час)

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;
  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы (1 часа)

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения (4 часа)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать:

  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
  • правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид работы

Домашнее задание

Дата

1

Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

1

Лекция учителя

2

Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.

Содержательные и языковые способы сокращения текста.

2

Лекция учителя, практические задания

Сотавить план текста.

Выполнить творческое задание

3

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

2

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текстов.

Закончить редактирование изложения

4

Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.

1

Лекция учителя, практические задания

Повторить правила орфографии

5

Нормы русской орфографии.

2

Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования

Подготовить памятки морфемного и словообразовательного разбора

6

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов

7

Словосочетание. Предложение.

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

1

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

Подготовиться к проверочному тестированию

8

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

Работа над допущенными ошибками

2

Тестовое задание, беседа

Выполнить тестирование

9

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением.

2

Слово учителя, работа с текстами.

Подготовиться к написанию сочинения

10

Построение сочинения-рассуждения.

Редактирование сочинения

2

Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

Закончить редактирование сочинения

11

Итоговая диагностика.

1

Тестирование

Написать небольшое рассуждение на тему «Что мне дали элективные занятия по русскому языку»

12

Анализ итоговой диагностики.

Подведение итогов курса

1

Обобщающая беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по математике"

Программа  составлена  на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образов...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет  основной курс предмета  для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...

Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.

P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...