Урок-презентация "Междометие как часть речи "
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок разработан для изучения междометий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_mezhdomet.docx | 55.76 КБ |
mezhdometie-slayd.pptx | 127.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Междометие как часть речи
Цели: формировать орфографические навыки; показать грамматические признаки междометий, развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, воспитывать культуру речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
П. Изучение темы «Междометие как часть речи»
1. Слово учителя.
Знакомство начинаем с конкурса актерского мастерства.
задание: тот, кто отрывает листок, старается прочитать выразительно (артистично) то, что на нем написано, учитывая рекомендации в скобках.
Все остальные после озвучивания пытаются объяснить, какое чувство хотел передать чтец. Прочитанное на экране.
Вопросы:
- Какие слова помогли ребятам выразить чувства? (Ах!Ох! …)
-Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?(Нет.)
- Можно ли к этим словам задать вопрос? (Нет.) -
- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения? (Нет.)
-Какие особенности правописания вы видите у них? (При повторе слов используется дефис.)
-Какие особенности пунктуации вы можете отметить? (Выделение восклицательным знаком.)
-Эти слова, как вы догадались, называются междометиями.
Записываю тему на доске ,дети в тетради)
Междометие – это старинное слово , появился в 18 веке и переводится с латинского как «брошенное между».
Цель нашего урока – узнать , почему о нем так говорили ,
узнать признаки междометия как части речи;
- Смотрим на экран:
-Междометия Ах! Ох! Ай! Выражают чувства восторга, восхищение, досады, и т.д.
Делаем Вывод: междометие выражает чувства, но не называет их.
Н-р:
-Как человек выражает радость победы (Ура ) Возглас,означающий радость
- Междометие – вопрос (а)
-Междометие, выражающее досаду (Увы, У )
1.-- ---------------------------------радость (ах )
2.______________________ сожаление. (Увы )
4.______________________чувство испуга ( Ой )
5.______________________удивление ( Ну и ну )
-На междометии –ну- хочу остановиться поподробнее.
2.Для ознакомления со следующей группой предлагаю сценку :
Ух, и здорово!
« Я говорю: Сережа вернулся из кино, а его друг спрашивает:
-Что, хорошая картина?
-Ух, и здорово! – отвечает Сережа. – Сначала, значит, он вдруг узнает… Ну, потом… Ну, словом,…просто здорово…Ну, понимаешь?»
- Какое слово повторяется?
-Слово «Ну!» тоже междометие. И если его к месту использовать, то оно может означать «побуждение к действию». Лингвисты выделяют целую группу таких слов: Алло! Ау! Кыш! Цыц!
2Вывод: Междометия – слова, выражающие чувства, настроения, побуждения к действию
- Чтобы выделить третью группу междометий обратимся к стихотворению Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором?
(Читает ученик) Здравствуйте! Добрая ласковость слова…
- Какие междометия использованы автором? - (Здравствуйте!)
- Познакомьтесь с историей данного слова. (Читает ученик)
- Какие вы еще знаете слова вежливости?
Вывод: слова здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста составляют третью группу – это слова- междометия вежливости (это этикетные междометия)
3. Обратите внимание на экран. Междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой .
Но надо отличать междометия от звукоподражательных слов.
Звукоподражательные слова передают звуки: человека (ха-ха, хи-хи,), животных ( мяу-мяу), предметов (, тик-так) В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. (смотрим на экран) Назовите Звукоподражательные слова?-на последнем рисунке. В предложении звукоподражательные слова могут быть разными членами предложения. Как мы уже сказали: междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометие употребляется в значении других частей речи и в этом случае оно становится членом предложения (записываем в тетради предл-ние) Ай да мед ! (Синтаксический разбор) - ай да в значении определения. Устно - Вот раздалося «ау!» вдалеке - ау- в значении подлежащего. Междометия бывают : (записано на доске ) непроизводными (а.. и др) и производными, т.е. возникшими из самостоятельных частей речи ( Брось! и др.) Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля. В художественных произведениях междометия чаще используются в диалогах.
В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие.
Послушайте грамматическую сказку-миниатюру.
« Ох, и не любят междометий все части речи.
- Все мы что-нибудь обозначаем,-говорят они. –Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ох! да Ах!
Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но не называя их.
Ребята, перед вами карточки с лингвистической задачей. Называется «Дружная семья»
Задание: ( Дети читают задание)
Перечислите все части речи. Записать рядом со словами
Дружная семья
Л – ли (частица)…..
-Ответы проверяем на экране. Поднимите руки, кто не сделал ошибки.
В тетради выписываем в столбик самостоятельные и служебные части речи.
-В какой столбик вы записали междометие?
Делаем Вывод: Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Записываем в карту « Междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.»
Работа с учебником .
- Какими знаками препинания выделяются на письме междометия? (, !)
- На столе у вас Карточка.
Задание. Расставьте знаки препинания. Подчеркните междометия.
Ох, как трудно жить на свете, Не усвоив междометий!..... (пишут)
- Какими знаками препинания выделяются на письме междометия?
(Междометия на письме выделяются при помощи восклицательного знака и запятой) Ответы проверяем на экране.
Разминка: Найдите в тексте междометия.
При прочтении текста вы поднимаете руку, если в строке звучало междометие. Если в читаемой строке нет междометия, то вы не поднимаете рук.
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово! (поднимать руку)
Не видала ль ты, корова,
Где овечка?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Прокричала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
- Эй, послушай, (поднимать руку)
псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку?
Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
– Можно ли к междометиям отнести слова, му,гав?( нет)
- Попробуйте доказать свою точку зрения.
(ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА , т.е. передают звуки животных)
Работа с доской.
Запись под диктовку записываем предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. ( С.258 метод.)
-Указать значения междометий - Повторяем орфограммы.
А сейчас отдохнем и послушаем веселые рифмы о междометиях.
(Читает ученица)
Для Обобщения предлагается тест « Проверь себя» Ответы проверяем на экране.
И в заключение урока работа с картой деятельности( ответить на вопросы:
Карта деятельности учащихся (пишут)
Домашнее задание на выбор
1.Выписать из художественных произведений 5 предложений, в которых употреблены междометия.
2.Сочинение – миниатюра о междометиях.
3.Выполнить упражнение на выбор в учебнике.
Выводы: Подводим итог урока. Итак, вернемся к нашему вопросу: почему междометие – особая часть речи. Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. Междометия бывают непроизводными и производными. Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля. Надо отличать междометия от звукоподражательных слов.
Междометия на письме выделяются при помощи восклицательного знака и запятой.
- Для закрепления предлагается графическая работа.
Смотрим на экран. Задание : по схемам устно составить предложения
1. [Ба!...]- Ба! Знакомые все лица.(Междомет.выражает чувства-удивления, восторг)
2. [Гав-гав!...] ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА т.е. передают звуки животных
3. [Эй,…] Эй, ямщик, смотри (Междом.выражает побуждение к действию
6. [Здравствуйте, …] слова-междометия вежливости
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.
2. 1.[Ба!...] 2 .[Гав-гав!...] 3 .[Эй,… ] 4 . [Здравствуйте, …]
Дружная семья Л – ли (частица) И – или (союз) Т – три (числительное) Е – есть (глагол) Р – радостно (наречие) А – арбуз (существительное) Т – тот (местоимение) У – (предлог) Р – ручной (прилагательное) А – ай (междометие)
Ох , как трудно жить на свете, Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня тоска. Если б кто-нибудь помог! Ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка, что я глух! Хоть бы в классе свет потух! Ух! Ах, ох, эх! Ух …не вызвали!
Тест Проверь себя 1.Междометие – это 3 .Особая неизменяемая часть речи 2.Как отличить междометие от других слов? 3. По возможности передавать чувства/ побуждения, не называя их. 3. Укажите неверное утверждение. 3. Служебные части речи – это предлог, союз, частица, междометие. 4. В каком примере употреблено междометие? 1. Боже, какое мгновенное лето, лето не долее двух недель… ( М.Петровых ). 5. Что передают междометия? Чу, слышен голос звонкий…( Н.Кончаловская ). Б. Побуждение. 6 . Что передают междометия? О, пыль миров! О, рой священных пчел! ( М.Волошин ). А. Чувство. 7.Если звукоподражательные слова передают звуки живой природы, крики животных, но не выражают чувств, то междометия ли они? 2. Нет, это особые, лишь примыкающие к междометиям слова.
Домашнее задание на выбор 1. Создать рекламу междометия 2.Сочинить сказку о междометии 3.Выписать из художественных произведений 5 предложений, в которых употреблены междометия. 4.Сочинение – миниатюра о междометиях. 5.Выполнить упражнение на выбор в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...