статья "хорошие речи - приятно слушать"
статья по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Хорошие речи приятно слушать.
Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово.
Анна Ахматова
Как часто мы сталкиваемся с такими выражениями, как: «иди на фиг», «как бы», «как его», «до фига чего», «фиг с тобой», «блин» «пипец», «стремно», «класс», которые одинаково можно услышать с уст детей и взрослых.
О чем это говорит? О скудном лексиконе? О малограмотности? О неначитанности? О незнании норм русского языка?
Обо всем и, в первую очередь, о небрежном отношении к своему родному языку. Вспоминаются слова И С Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…!
Но как тут беречь, если сами высокопоставленные лица, которые, казалось бы, должны быть образцом ораторского мастерства, легко произносят подобные выражения. И это в последнее время стало нормой, модным.
А с экранов телевизора, в интернете мы слышим и видим примеры, свидетельствующие о том, как не надо говорить.
21 век – век модернизации и новых технологий. Почему в речи современных людей так много лишних и ненужных слов? Почему мы не бережем свой родной язык, на котором говорили наши великие классики?
Мы, филологи, давно бьем тревогу: в язык постоянно проникает много словесного «мусора», в результате чего он утрачивает свои черты.
"Родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем. Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения: золотой ключик к познанию истории, народной мудрости:" (Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык "уходит", подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49)
Правильная речь- это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой составляют впечатление о говорящем.
Какие же слова мешают нам красиво и правильно говорить?
Засоряют нашу речь различные «сорняки». Это могут быть и диалектные слова, и вульгаризмы, и речевые штампы, и лишние не нужные слова.
Привычными для нас являются простонародные слова и выражения, т. е вульгаризмы ( грубое слово или выражение, находящееся за пределами литературной лексики) Например, вместо лицо – морда, рыло, харя ; вместо есть – жрать, лопать ; вместо умереть – окочуриться, околеть, сдохнуть, откинуться .
Очень быстрое развитие получает молодежный жаргон, иными словами молодежный сленг. Раскованный язык молодого поколения стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Родители говорят: Хорошо! А дети: Клёво! Классно! Прикол! Родители: Вот незадача! Дети: Ну и облом! Родители: Это слишком сложно! Дети: Не грузи меня! Родители восхищаются, а дети торчат и тащатся.
Сюда же относятся слова типа «стремно», «круто», «улет», «чума», «блин», которые могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение. Этой же группе принадлежат словосочетания «полный атас», «полный абзац».
Но с другой стороны, какое влияние оказывает сленг на формирование личности? Вольное и, зачастую, пренебрежительное обращение с языком – отражением и носителем духовной культуры – может привести к плачевным последствиям… Не утратим ли мы нормы общения в своем стремлении быть «в тренде»? Знание норм речевого поведения всегда отличало образованного человека от необразованного. Сейчас многие специалисты по этике общения подчеркивают мысль, что успешность бизнесмена напрямую зависит от его речи. Умение соблюдать код делового общения – неотъемлемая составляющая профессиональной коммуникации.
Кроме того, культура речи является частью общей культуры, которую мы обязаны сберечь и сохранить в той красоте, которую подарили нам наши предшественники.
Другим примером небрежного отношения к языку является сквернословие. Сквернословят от мала до велика. Многие считают, что ругаться матом - это вполне нормально, потому что ругаются практически все. А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте"
Примеры засорения литературного языка приводил не раз К.И.Чуковский в своей книге "Живой как жизнь":
-Почему вы пользуетесь услугами лифта?
-Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив.
- В нашем зелёном массиве так много грибов и ягод.
- Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (Из разговора рыболовов).
-Ты по какому вопросу плачешь? (Так обращается взрослый к ребёнку). Все эти примеры - свидетельства искажений, порчи, даже заболевания литературного языка. Писатель придумал специальное слово для этой болезни - канцелярит. Оно создано по модели бронхит, радикулит и т.д. Канцеляриты - слова официально- делового стиля, используемые в повседневной речи. Нельзя вводить в речь слова и обороты канцелярских бумаг, докладов.
Мешают нашей речи и лишние слова, словосочетания, предложения (слова-пустышки): Как его..., ну и значит, и того...,это самое..., это, в общем, так сказать..., ну, это...,видишь ли, видите ли..., э-э-э..., и вообще... Частое повторение этих слов затрудняет общение. Не к месту употребленные, они превращаются в «слова-паразиты» ,не несущие смысловую нагрузку. Эту особенность нелитературной речи прекрасно подметил Н.В.Гоголь и дал блестящий образец ее в «Повести о капитане Копейкине» ( 1-й том «Мертвых душ») .В рассказе малокультурного почтмейстера находим такой отрывок: « Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире»
Нанизывание в речи «слов-паразитов», речевых штампов, канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего. Но нельзя забывать, что «сорняками» все эти слова являются только при неуместном использовании.
Вульгарные, бранные слова и выражения в речи, сквернословие свидетельствуют прежде всего о низкой культуре говорящего, и не только речевой, но и общей.
Вспомним другое известное изречение А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Добавим от «имени» самого писателя: и его речь!
Не надо забывать простую истину: если мы засоряем и портим наш язык, то язык, как бы «в отместку», портит и нас самих. «Процесс» - взаимный! Но мы сами же безжалостно портим его, бездумно искажаем, уродуем…
Как же помочь нашему языку? Как спасти его от засорения? Об этом должен задуматься каждый.
Для того, чтобы сделать свою речь яркой, выразительной, интересной и понятной, нужно постоянно работать над ее совершенствованием. И знание основных критериев хорошей речи – необходимый элемент конструктивного подхода к этому вопросу.
Виканова Л.В
Учитель русского языка и литературы «МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красную речь красно и слушать
Урок о речевом этикете...
Внеклассное мероприятие "Красную речь красно и слушать"
Урок о речевом этикете в 6 классе...
презентация к уроку развития речи "Слушая пьесу Э.Грига "Шествие гномов"
Презентация к интегрированному уроку (развитие речи + музыка) "Слушая "Шествие гномов" Грига" включает в себя биографический материал о норвежском композиторе, историю создания оперы "Пер Гюнт"...
Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель...
Умную речь и слушать приятно. Семейное собрание
Цели: 1) дать воспитанникам рекомендации по совершенствованию культуры речи; 2) вырабатывать у детей стремление развивать свою речь, соблюдать правила культуры речи и культуры поведения....
Красную речь- любо слушать
В данной презентации отражается значение речи в работе воспитателя....
Логопедический тренинг «Хорошую речь хорошо и слушать»
Логопедический тренинг «Хорошую речь хорошо и слушать»...