КТП 5 класс письмо и развитие речи
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Балашов Денис Юрьевич

Каландарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_i_razvitie_rechi_5_klass.doc606 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2001.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263с. и рабочую тетрадь под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.

Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить  навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.
  2. Коррекция артикуляционного аппарата.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция мышц мелкой моторики.
  5. Коррекция познавательных процессов.

Характеристика класса

        Учёные различают несколько групп детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. У них  не наблюдается психомоторной расторможенности, сохранена целенаправленность действий, работоспособность на определённом уровне, их легко организовать. В 5 классе к данной группе можно отнести Новикову Александру.

        Для второй группы характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются. Также их интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов возбуждения или торможения. Они или неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны или вялые, замедленные, инертные. В связи с этим у них снижена работоспособность. Интерес к учебному материалу проявляется слабо.

Ко второй группе относятся Рябченков Николай и Сидоров Ярослав.

        Третья группа учащихся отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров. Общее недоразвитие мозга у таких детей сочетается с нарушениями речи. В третью группу входит Исаева Юлия.

        По успеваемости: Новикова Александра в целом правильно решают задания, наиболее активна и самостоятельна в усвоении материала. Рябченков Николай и Сидоров Ярослав справляются с требованиями программы, успешно реализуют знания в конкретных условиях, но им требуется в некоторых случаях индивидуальная помощь, также для них характерно нарушение внимания, замедленная деятельность, инертность психических процессов, что приводит к ошибочному выполнению действий.  Исаева Юлия испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебных предметов для неё недоступно или усваивается с трудом.

        При планировании индивидуальной работы на уроках письма и развития речи речи, подборе дидактического материала следует учитывать психофизические характеристики, способности и степень обучаемости учащихся 5 класса.

        Для реализации  принципа дифференцированного подхода  и успешного овладения ЗУН учащихся 5 класса можно разделить на 3 группы:

        1 группа (успешно обучающиеся школьники): Новикова Александра;

        2 группа (относительно хорошо успевающие школьники): Рябченков Николай и Сидоров Ярослав;

        3 группа (школьники, с трудом усваивающие учебную программу):  Исаева Юлия.

Организационные особенности реализации программы

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения. Основной формой обучения является урок. В зависимости от дидактической задачи используются уроки различного типа. Основные методы и приёмы обучения: объяснение,  беседа, работа с учебником, практические упражнения, дидактическая игра, использование наглядных средств обучения, ИКТ.

Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом.   Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Особенностью этого метода являются теоретические доказательства, то есть: постановка познавательной задачи, строгий подбор материала, определённая форма рассуждений, использование иллюстративного материала, формулировка выводов, дополнительные разъяснения.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. Использование различных формулировок вопросов позволяют углублять знания учащихся, а различная степень трудности вопросов способствует индивидуализации обучения.

Работа с учебником – один из действенных методов овладения учебным материалом, предполагающий основные требования по работе с книгой: каждый учащийся должен иметь учебник, учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания, учащийся должен научиться находить главное.

Практические упражнения (грамматические и орфографические упражнения)  способствуют речевому развитию школьников, формированию языковых обобщений и орфографических навыков. Разнообразие упражнений предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий. Некоторые особенности умственно отсталых детей диктуют определённую ограниченность видов упражнений на одном уроке (5-6). Выполнение заданий опирается на наглядные средства обучения, широко используются игровые приёмы.

        Одним из эффективных методов обучения является дидактическая игра. Она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников, на повышение речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

        Применение наглядных методов создаёт условия для более полного усвоения  учебного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти. На уроках   письма и развития речи применяются натуральные предметы, их изображения, графическая наглядность, ТСО. Используется ряд специфических средств: жест, мимика, драматизация, дикция, выразительность чтения, языковая наглядность.

                                СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания  - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном  падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.

Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного анализа слов. 

Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

ТРУБОВАНИЯ  К ЗНАНИЯМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

Минимальный  уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

Словарь.

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи

 При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б)   полнота ответа;

в)   умение практически применять свои знания;

г)   последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов: 

- в контрольных работах  – 45-50 слов.

- в подробных изложениях – 20-45 слов.

- в словарном диктанте – 10-15 слов.

- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.

При оценке письменных  работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

                                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Повторение:

  • Предложение
  • Звуки и буквы

10ч.

11ч.

10

11ч.

2

Слово:

  • Состав слова

24ч.

4ч.

28ч.

3

Части речи:

6ч.

6ч.

4

Имя существительное

25ч.

44ч.

69ч.

5

Предложение

5ч.

20ч.

20ч.

6

Повторение

26ч.

26ч.

7

Из них Контрольных диктантов

3ч.

2ч.

3ч.

2ч.

8

Уроков по развитию речи

2ч.

2ч.

3ч.

2ч.

Итого:

45ч.

35ч.

49ч.

45ч.

170ч.

                                                

                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

ур. в раздел

    Наименование разделов и тем

Плановые сроки

Скоррек. сроки

                                                                I четверть.

                       Повторение.  Предложение. 10 ч. на изучение; 5 ч.\нед.

1

1

День знаний. Урок, посвящённый 20-летию Конституции РФ

02.09

2

2

Предложение. Связь слов в предложении.

03.09

3

3

Главные члены предложения.

04.09

4

4

Подлежащее.

05.09

5

5

Сказуемое.

06.09

6

6

Второстепенные члены предложения.

09.09

7

7

Различение предложений по интонации.

10.09

8

8

Контрольный диктант. по теме "Повторение. Предложение."

11.09

9

9

Работа над ошибками. Вопросит. и восклицат. предложен.

12.09

10

10

Разв. речи. Составл. расск. по картинкам, вопр. и опорн. словам.

13.09

                      Итого: 10 часов.

                                      Звуки и буквы. 11 ч. на изучение; 5 ч.\нед.

11

1

Звуки гласные и согласные.

16.09

12

2

Согласные твёрдые и мягкие.

17.09

13

3

Обозначение мягкости согласных буквой Ь.

18.09

14

4

Разделительный мягкий знак.

19.09

15

5

Парные звонкие и глухие согласные.

20.09

16

6

Правописание зв. и глух, согласных на конце и в середине слова.

23.09

17

7

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных.

24.09

18

8

Гласные ударные и безударные.

25.09

19

9

Правила проверки написания безударных гласных.

26.09

20

10

Контрольный диктант по теме "Звуки и буквы".

27.09

21

11

Работа над ошибками в диктанте. Алфавит. Закрепление. изученного.

30.09

                      Итого: 11 часов.

Состав слова. 28 ч. на изучение; 5 ч.\нед.

22

1

Корень и однокоренные слова.

01.04

23

2

Упражнение в подборе однокоренных слов.

02.10

24

3

Окончание.

03.10

25

4

Изменение по смыслу окончаний в словах.

04.10

26

5

Приставка.

07.10

27

6

Образование слов при помощи приставок.

08.10

28

7

Суффикс.

09.10

29

8

Образование слов при помощи суффиксов.

10.10

30

9

Разбор слов по составу.

11.10

31

10

Развитие речи. Изложение.

14.10

32

11

Правописание проверяемых безударных гласных в корне сл.

15.10

33

12

Упражнение в правописании проверяемых безуд гл в корне сл

16.10

34

13

Написание слов с двумя безударными. гласными в корне.

17.10

35

14

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

18.10

36

15

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне сл

21.10

37

16

Упражнение в правописании парных зв и гл согл в корне сл.

22.10

38

17

Непроизносимые согласные.

23.10

39

18

Упражнение в правописании слов с непроизносим. согл.

24.10

40

19

Контрольный диктант по теме "Состав слова".

25.10

41

20

Работа над ошибками в диктанте. Двойные согласные.

28.10

42

21

Упражнение в правописании слов с двойными согласными.

29.10

43

22

Правописание приставок.

30.10

44

23

Правописание приставок на з-, с-

31.10

45

24

Упр. в правописании приставок. Закрепление изученного.

01.11

                                                                  II четверть.

46

25

Приставка и предлог.

11.11

47

26

Правописание предлогов и приставок.

12.11

48

27

Буква Ъ после приставок.

13.11

49

28

Упражнения на закрепление изученного материала.

14.11

                      Итого: 28 часа.

                                     Части речи. 6 ч. на изучение; 5 ч.\нед.

50

1

Общее понятие о частях речи.

15.11

51

2

Различение частей речи по вопросам и значению.

18.11

52

3

Упражнение в различии частей речи по вопросам и значению.

19.11

53

4

Работа над различение частей речи по вопросам и значению.

20.11

54

5

Контрольный диктант по теме «Части речи».

21.11

55

6

Работа над ошибками  диктанта.

22.11

                      Итого: 6 часов.

                               Имя существительное. 69 ч. на изучение; 5 ч.\нед.

56

1

Понятие об имени существительном.

25.11

57

2

Дифференциация имён существительных по значению.

26.11

58

3

Имена существительные собственные и нарицательные.

27.11

59

4

Употребление кавычек.

28.11

60

5

Разв. речи. Деловое письмо: адрес на конверте и открытке.

29.11

61

6

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

02.12

62

7

Число имён существительных.

03.12

63

8

Род имён существительных.

04.12

64

9

Определение рода имён существительных

05.12

65

10

Упражнение в определении рода имён существительных.

06.12

66

11

Правописание имён существит. ж. с Ж, Ш, Ч, Щ на конце.

09.12

67

12

Правописание имён существит. м. рода с Ж, Ш, Ч, Щ на конце

10.12

68

13

Изменение имён существительных по падежам.

11.12

69

14

Именительный падеж.

13.12

70

15

Родительный падеж. Предлоги.

16.12

71

16

Развитие речи. Изложение.

17.12

72

17

Дательный падеж. Предлоги.

18.12

73

18

Винительный падеж. Предлоги.

19.12

74

19

Творительный падеж. Предлоги.

20.12

75

20

Предложный падеж. Предлоги.

23.12

76

21

Упражнение в определении падежей имён существительных.

24.12

77

22

Контрольный диктант по теме "Имя существительное".

25.12

78

23

Работа над ошибками в диктанте.

26.12

79

24

Упражнение в определении падежей имён существительных.

27.12

80

25

Закрепление изученного.      

13.01

                                                                III четверть.

81

26

Три склонения имён существительных.

14.01

82

27

I склонение имён существительных.

15.01

83

28

II склонение имён существительных.

16.01

84

29

III склонение имён существительных.

17.01

85

30

Упражнение в определении склонение имён существ.

20.01

86

31

Развитие речи. Сочинение по картине.

21.01

87

32

I склонение имён существительных в единственном числе.

22.01

88

33

Имена существительные I-го склонения в именительном падеже.

23.01

89

34

Имена существительные I-го склонения в родительном падеже.

24.01

90

35

Имена существительные I-го склонения в дательном падеже.

27.01

91

36

Имена существительные I-го склонения в винительном падеже.

28.01

92

37

Имена существительные I-го склонения в творительном падеже.

29.01

93

38

Имена существительные I-го склонения в предложном падеже.

30.01

94

39

Упражнение в правописании окончаний сущ. в I скл.

31.01

95

40

Подготовка к контрольному диктанту.

03.02

96

41

Контрольный диктант по теме I скл. имён существительных.

04.02

97

42

Работа над ошибками.  Упр. в правописании окон. сущ. в I скл.

05.02

98

43

II склонение имён существительных в единственном числе.

06.02

99

44

Имена существительные II-го склонения в именит. и винит. падежах.

07.02

100

45

Имена существительные II-го склонения в родительном падеже.

10.02

101

46

Имена существительные II-го склонения в родит. и винит. падежах.

11.02

102

47

Имена существительные II-го склонения в дательном падеже.

12.02

103

48

Имена существительные II-го склонения в творительном падеже.

13.02

104

49

Имена существительные II-го склонения в предложном падеже.

14.02

105

50

Упражнение в правописании окончаний сущ. во II скл.

17.02

106

51

Развитие речи. Изложение.

18.02

107

52

III склонение имён существительных в единственном числе.

19.02

108

53

Имена существительные III-го склонения в родит., дат. и предл. пад.

20.02

109

54

Упражнение в правописании сущ. III-го скл. в родит., дат. и предл. пад.

21.02

110

55

Неодуш. имена существительные III-го скл. в имен. и винит. падежах.

24.02

111

56

Имена существительные III склонения в творительном падеже.

25.02

112

57

Упражнение в правописании окончаний сущ. в I, II, III скл.

26.02

113

58

Контрольный диктант по теме II и III скл. имён существительных.

27.02

114

59

Работа над ошибками диктанта. Упр. в правописании окон сущ.

28.02

115

60

Развитие речи. Составление рассказа по вопросам.

03.03

116

61

Падежи имён существительных.

04.03

117

62

Упр. в определении падежей имён существительных.

05.03

118

63

Падежи и падежные окончания имён существительных.

06.03

119

64

Упр. в правописании падежных окончаний имён существительных.

07.03

120

65

Комментированное письмо по теме П. и падежные окон. им. сущ.

10.03

121

66

Упр. в определении П. и правописании пад. окон. им. сущ.

11.03

122

67

Упр. в определении падеж. окончания по П. им. сущ.

12.03

123

68

Контрольный диктант по теме падежи имён существительных.

13.03

124

69

Работа над ошибками диктанта Закрепление пройденного.

14.03

                     Итого: 69 часов.

                                    Предложение. 20 ч. на изучение; 5 ч.\нед.

125

1

Предложение

17.03

126

2

Обобщение понятия главных и второстепенных членов предлож.

18.03

127

3

Главные члены предложения

19.03

128

4

Второстепенные члены предложения

20.03

129

5

Упр. в определении главных членов предложения.

21.03

                                                                IV четверть.

130

6

Упр. в разграничении гл. и второстепен. членов предложения.

02.04

131

7

Нераспространённые и распространённые предложения.

03.04

132

8

Упражнения в определении нераспрост. и распрост. предложений.

04.04

133

9

Нераспространённые и распространённые предложения.

07.04

134

10

Развитие речи. Изложение.

08.04

135

11

Однородные члены предложения.

09.04

136

12

Упр. в нахождении однородных членов предложения в предлож.

10.04

137

13

Знаки препинания при однородных членах.

11.04

138

14

Упр. в постановке знаков препинания при однородных членах.

14.04

139

15

Упр. в выделении глав. и однородных членов предложения.

15.04

140

16

Обобщение понятия однородных членов предложения

16.04

141

17

Контрольные вопр. и задания по теме Предложение Подгот. к дикт.

17.04

142

18

Контрольный диктант по теме Предложение.

18.04

143

19

Работа над ошибками  диктанта. Закрепление пройденного.

21.04

144

20

Упр. в разборе предложения по членам предложения

22.04

                      Итого: 20 часов.

                                          Повторение. 26 ч. на изучение; 5 ч.\нед.

145

1

Развитие речи. Изложение.

23.04

146

2

Правописание безударных гласных в корне слова.

24.04

147

3

Упр. в правописание безударных гласных в корне слова.

25.04

148

4

Звонкие и глухие согласные.

28.04

149

5

Правописание звонких и глухих согласных.

29.04

150

6

Правописание непроизносимых согласных.

30.04

151

7

Упр. в правописание непроизносимых согласных.

02.05

152

8

Состав слова.

05.05

153

9

Предлоги и приставки.

06.05

154

10

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

07.05

155

11

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

08.05

156

12

Склонение имён существительных.

12.05

157

13

I склонение имён существительных.

13.05

158

14

II склонение имён существительных.

14.05

159

15

III склонение имён существительных.

15.05

160

16

Падежи имён существительных.

16.05

161

17

Правописание падежных окончаний имён существительных.

19.05

162

18

Упр. в правописании падежных окончаний имён существительных.

20.05

163

19

Развитие речи. Изложение.

21.05

164

20

Простое предложение.

22.05

165

21

Упр. в распространении предложений.

23.05

166

22

Простое предложение с однородными членами.

26.05

167

23

Контрольный диктант по теме Повторение.

27.05

168

24

Работа над ошибками диктанта. Повторение пройденного.

28.05

169

25

Упражнение в расстановке знаков препинания в прост. предлож.

29.05

170

26

Обобщение изученного в 5 классе. Закрепление изученного.

30.05

                      Итого: 26 часов.

                                                   

                                        ЛИТЕРАТУРА

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
  2. Русский язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263с.
  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
  5. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
  6. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000;
  7. Дидактические и раздаточные материалы;
  8. Демонстрационные таблицы;
  9. Индивидуальные карточки;
  10. Репродукции картин;
  11. Контрольно-измерительный

Письмо и развитие речи (170ч.)

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Стр.

Словарь

Коррекционная работа

1четваерть

Повторение

1

2

Предложение. Распространение предложений.

3-8

Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение  знаний об окружающем мире через

распространение предложений.

2

2

Связь слов в предложении.

9-10

3

3

Главные и второстепенные члены предложения.

10-14

до свидания,

Сжатый пересказ.

4

3

Различение предложений по интонации.

14-20

здравствуй, благодарю, болото  

Загадки.

1

2

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.

20-22

пассажир, расстояние

Деление текста на части.

2

3

Согласные твёрдые и мягкие.

23-28

область

Рассказ по картинке.

3

2

Правописание звонких и глухих согласных.

29-30

Развитие слухового внимания.

4

2

Гласные ударные и безударные.

31-33

Члены предложения, звуки и буквы.

5

1

Упражнения на закрепление.

34-37

каникулы

Предложения по схемам.

6

2

Диктант «В роще». Работа над ошибками.

86

Слово

1

2

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

38-42

граница, охрана

Деформированные предложения.

2

2

Окончание.

43-46

инструмент

Деформированные предложения.

3

2

Приставка. Правописание приставок.

47-51

Связь слов в предложении.

4

2

Суффикс. Образование слов при помощи  суффикса и приставки.

52-56

железо, металл

Деформированный текст.

5

2

Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с ударными гласными.

57-59

Родственные слова.

6

2

Проверка безударных гласных путём изменения формы слова.

60-61

север

Подбор родственных слов.

7

2

Правописание безударных гласных в корне слова.

62-63

Однокоренные слова.

8

1

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

64-65

Подбор слов по схемам.

9

2

Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.

66-67

физкультура

Деформированный текст.

10

2

Контрольный диктант «Столовая». Работа над ошибками.

88

2 четверть

11

3

Правописание парных согласных в корне слова. Словарный диктант.

68-69

Схемы слов.

12

2

Способы проверки парных согласных в корне слов.

70-72

беседа

Ответы на вопросы.

13

3

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

73-78

верблюд

Предложения по картинке.

14

2

Приставка и предлог. Правописание приставок.

79-80

библиотека

Составление предложений.

15

2

Разделительный ъ после приставок. Правописание слов с ъ.

81-83

Составление словосочетаний.

16

3

Упражнения на закрепление. Деление текста на части.

83-88

Ответы на вопросы.

17

2

Диктант «Синица». Работа над ошибками.

91

Части речи

1

4

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.

89-100

долото, забота

Развитие наглядно-образного мышления.

2

3

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

101-105

Составление словосочетаний.

3

3

Имена собственные и нарицательные.

106-110

столица, космос

Развитие словесно-логического мышления.

4

3

Изменение имён существительных по числам. Единственное и множественное число.

111-115

ботинки

Деформированные предложения.

5

3

Мужской, женский, средний  род имён существительных.

116-121

герой

Составление словосочетаний.

6

3

Упражнения в определении рода существительных. Словарный диктант.

122-123

Составление словосочетаний.

7

2

Контрольный диктант «На реке». Работа над ошибками.

101

3 четверть

8

2

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце.

124-126

Развитие слухового восприятия.

9

2

Закрепление правописания имён существительных.

127-131

адрес, конверт

Деформированные предложения.

10

3

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа существительных.

132-135

овраг, канал

Подписи к иллюстрациям.

11

2

Именительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

135-136

Развитие зрительной памяти.

12

2

Родительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

137-138

Изменение слов по образцу.

13

2

Дательный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

139-140

Развитие слуховой памяти.

14

2

Винительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

140-142

веревка

Дополнение предложений.

15

2

Творительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

143-144

Изменение слов в предложении.

16

2

Предложный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

145-146

природа

Подбор прилагательных.

17

2

Упражнения в определении падежа имени существительного.

147-149

охота

Составление словосочетаний.

18

2

Диктант «В дороге». Работа над ошибками.

107

Изменение слов по образцу.

19

2

Первое склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

150-152

Подбор прилагательных.

20

2

Второе склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

152-154

естествознание

Распространение предложений.

21

2

Третье склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

154-156

Выделение словосочетаний.

22

2

Упражнения в определении склонения существительных.

157-159

Составление словосочетаний и предложений.

23

2

Первое склонение имён существительных в единственном числе.

160-162

Подбор прилагательных.

24

2

Именительный падеж имён существительных 1-го склонения.

163-164

Изменение предложений по образцу.

25

2

Родительный падеж имён существительных 1-го склонения.

164-167

творог

Изменение предложений по образцу.

26

2

Дательный падеж имён существительных 1-го склонения.

168-170

защита

Подбор прилагательных.

27

2

Винительный падеж имён существительных 1-го склонения.

171-172

грамота

Выборочное письмо.

28

2

Творительный падеж имён существительных 1-го склонения.

172-176

свобода

Подбор прилагательных.

29

2

Предложный падеж имён существительных 1-го склонения.

176-178

стамеска

Подбор синонимов.

30

2

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 1-го склонения.

179-180

ракета

Распространение предложений.

31

2

Контрольный диктант «Весна пришла». Работа над ошибками.

106

4 четверть

32

1

Составление рассказа по опорным словам.

182-183

Подбор прилагательных к существительным.

33

2

Закрепление изученного. Словарный диктант.

180-181

Составление словосочетаний.

34

1

Второе склонение имён существительных в ед.ч.

186-187

Озаглавливание текста.

35

1

Именительный падеж имён существительных 2-го склонения.

187-188

Подбор прилагательных.

36

2

Родительный падеж имён существительных 2-го склонения.

189-192

Заголовок.

37

2

Дательный падеж имён существительных 2-го склонения.

193-196

Согласование прилагательных и существительных.

38

2

Винительный падеж имён существительных 2-го склонения.

196-198

Ответы на вопросы.

39

2

Творительный падеж имён существительных 2-го склонения.

199-202

остров, матрос, салат

Составление словосочетаний.

40

2

Предложный падеж имён существительных 2-го склонения.

203-205

отряд, компас

Составление словосочетаний.

41

2

Упражнения в написании падежных окончаний существительных

2-го склонения.

206-212

победа

Составление предложений.

42

1

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Именительный падеж.

213-215

Деформированный текст.

43

2

Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.

215-218

картон

Замена предложений, одним словом.

44

2

Винительный падеж имён существительных 3-го склонения.

219-222

запад, горизонт

Составление словосочетаний и предложений.

45

2

Творительный падеж имён существительных 3-го склонения.

222-225

орден

Подбор ответов на вопросы.

46

2

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения.

225-232

колонна, коллекция, салют

Составление словосочетаний.

1

2

Диктант «В степи». Работа над ошибками.

119

2

2

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

233-237

бензин,

Составление предложений.

3

2

Распространенные и нераспространенные предложения.

238-240

Составление предложений по схеме.

4

3

Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания.

241-247

верстак, станок

Выделение словосочетаний.

5

2

Годовой контрольный диктант «Береги здоровье». Работа над ошибками.

122

1

5

Повторение пройденного за год

251-260

Составление предложений по схеме.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование 7 класс письмо и развитие речи

календарно-тематическое планирование 7 класс  письмо и развитие речи авторы учебника Н. Г. Галунчикова и Э. В. Якубовская...

Календарно-тематическое планирование 8 класс "Письмо и развитие речи".

Календарно-тематическое планирование 8 класс письмо и развитие речи авторы учебника Н. Г. Галунчикова и Э.В. Якубовская...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...

Контрольная работа по теме "Имя существительное" 8 класс "Письмо и развитие речи"

Контроль знаний по теме "Имя существительное" в 8 классе...

Тест по теме "Имя прилагательное" 8 класс, "Письмо и развитие речи"

Контрольный тест по теме "Имя прилагательное" для учащихся 8 класса с умчственной отсталостью...