Конспект урока по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Цели урока: 1) научить учащихся различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, формировать умения правильно называть звуки, обозначенные буквами е, ё, ю, я; 2) развивать орфографическую зоркость, внимание, память, самостоятельность; 3) воспитывать культуру письма, речи.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
На доске выписаны слова из домашнего упражнения: разд..ётся, ни..ко, обло..ка, скр..пят, пер..я, оши..ка, зарисо..ки, ука..ка, п..мощ(?)ники.
- Какие буквы вы вставили на месте пропусков. Докажите почему.
III. Орфографическая диктовка (если позволяет время).
Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных.
Весёлые помощники, пришёл пораньше, просьба поспешить, изящная птичка, посидел у речки, перешёл через мостик, посадил кустик, чудесная местность, увлекательное чтение.
IV. Объяснение нового материала
а) целевая установка:
Сказка о буквах – актёрах
Жили-были в прекрасной стране, которая называлась Фонетика, десять сестёр, десять букв. Были они очень друг на друга похожи: всех их до одной называли гласными, но перепутать их было нельзя. Каждая сестра носила своё имя. Жили они очень дружно. Друг другу помогали, других в беде не оставляли. И вот однажды в один из чудесных летних дней резвились сёстры на лужайке у пруда. И никто не заметил, как четыре гласных буквы Е, Ё, Ю, Я отделились от всех и подошли к пруду. Долго они вглядывались в своё отражение. Вдруг одна из них воскликнула: «А ведь мы не такие, как все остальные сёстры!» Она добавила: «Мы и внешне от них отличаемся и выполняем в два раза больше работы». Буква Ю сказала: «Мы буквы-актёры, мы играем роли в отличие от наших сестёр». Буква Е недоумённо пожала плечами.
«Да, да, да! - закричала Ю. - В одном слове мы, как и все гласные, обозначаем один звук, а в другом - два звука!»
Поднялся переполох. Буквы Е, Ё, Ю, Я так громко спорили, что на шум сбежались все остальные сёстры. Когда они поняли, в чём дело, то не согласились с буквами Е, Ё, Ю, Я. Они ни за что не хотели считать их буквами-актёрами.
- А на чьей стороне вы? Согласны ли вы, что буквы е, ё, ю, я действительно актёры? В конце урока мы с вами вернёмся к этим вопросам и ответим на них.
Тема нашего сегодняшнего урока Двойная роль букв е, ё, ю, я. Запишите тему урока в тетради. Мы сегодня познакомимся с позициями, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, будем учиться правильно называть звуки, обозначенные буквами е, ё, ю, я.
б) работа по учебнику.
Давайте представим, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу. Имена их произносите громко, растягивая гласные звуки: «Егор! Юля! (Яша! Юра!)» И ещё раз. В начале первого имени отчётливо слышится й э , в начале второго - й у . Эти сочетания звуков обозначаются буквами е, ю. Буквы я и ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков - й и гласного. Приведите примеры.
Вывод: буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетание двух звуков - й и гласного. Но произнесём протяжно такие слова как вес, мёд, люк, ряд. Что мы слышим? Буквы е, ё, ю, я указывают, что согласный, после которого они стоят, мягкий. Убедиться в этом не трудно: заменим в слове ряд букву я буквой а, получится другое слово - рад, и мы произносим уже не мягкий, а твёрдый согласный р .
Упр. 304 (письменно у доски выполняют 4 человека).
Цель: выяснить позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда два.
Мера - м э ра ем - й э м боец - бо й э ц
Полёт - по л о т ёлка - й о лка приём - при йо м и т.д.
Вывод: таблица «Двойная роль букв е, ё, ю, я»
Обозначает один звук | Обозначает два звука |
После мягких согласных | 1) в начале слова; |
2) после гласной; | |
3) после разделительных ь и ъ |
V. Физминутка.
Если в называемом мной слове буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, вы похлопаете в ладоши, если два - присядете. Слова:
Юра, съёмка, люк, ряд, слёт, боец, юг, ёлка, мёд, клюв.
VI. Продолжаем работу.
Упр. 306 (письменно)
Обратить внимание уч-ся на то, что в словах жизнь, брошюра, цель, парашют и др. буквы е, ё, ю, я не обозначают мягкости предшествующего согласного, так как звуки ж , ш , ц - всегда твёрдые, не имеющие парных мягких.
- Приведите примеры слов с таким же написанием и произношением.
(Шило, шиповник, центр, цель, жизнь и др.)
Упр. 307 (устно, если позволит время) Правильное произношение слов.
Вывод: буква е в этих словах не является показателем мягкости согласных.
VII. Выставление оценки.
Используя лепесток, выберите себе соответствующее задание.
На «5» Тест
- Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного
а) ночь; б) вьюга; в) сентябрь; г) беречь.
2. Укажите слово с разделительным ь
а) меньше; б) серьги; в) соловьи; г) просьба.
3. Укажите слово, в котором буква я обозначает два звука
а) яма; б) семя; в) племя; г) время.
4. Укажите слово из шести звуков
а) скамья; б) яблоко; в) мягкий; г) лёгкая.
5. Укажите слово, в котором буква ё обозначает один звук
а) съёмка; б) мёд; в) ёлка; г) ёжик.
На «4» Заполни таблицу примерами
Заполните таблицу, записав по одному примеру в каждую пустую графу.
Буквы | Роль букв | в слове |
Обозначают два звука | Смягчают предшествующий согласный | |
Е | ||
Ё | ||
Ю | ||
Я |
На «3»
Расположите данные слова в таблице: юла, ягода, ель, лес, люк, ёж, мячик, лёд.
Буквы | Роль букв | в слове |
Обозначают два звука | Смягчают предшествующий согласный | |
Е | ||
Ё | ||
Ю | ||
Я |
VIII. Итог урока
- Ребята, наш урок подходит к концу и мы должны ответить на поставленные в начале урока вопросы.
- Вы согласны, что буквы е, ё, ю, я - актёры? На чьей вы стороне?
- Какие роли выполняют буквы е, ё, ю, я?
IX. Домашнее задание: 61, упр.307 (письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)
План - конспект урока по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...
конспект урока обучения чтению по теме "Буква мягкий знак"
Буква мягкий знак...
конспект урока во 2 классе изучаем буквы
урок, предназначен для изучения алфавита во 2 классе...
Урок на тему Двойная роль букв е,ё,ю,я 5 класс по УМК Т.А.Ладыженской
Урок на тему Двойная роль букв е,ё,ю,я 5 класс по учебнику Т.А.Ладыженской в технологии деятельностного метода с использованием ИКТ, игровых технологий, здоровьесберегающей технологии . Тип урок...
Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Предметные цели урока: · Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первич...
Урок по теме "Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я".
Конспект урока, 5 класс....
Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" с применением ИКТ...