обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
презентация к уроку по русскому языку по теме

Клокова Виктория Викторовна

Презентация к уроку "Односоставные предложения в художественном тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon odnosostavnye.zip204.39 КБ

Подписи к слайдам:

Анализ миниатюр
В.П.Астафьева
«
Затеси
»
«
Затеси
» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни. Что же такое
затесь
? Это
стёс
, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издалека, и ходили по тайге от метки к метке.
Практическая работа
Проанализируйте
миниатюру «Тоска»:
найдите
и охарактеризуйте односоставные предложения;
определите
их роль в тексте;
вставьте
пропущенные буквы и обозначьте
орфограммы.
Цель урока:
Понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают создавать художественный образ.
Задания к тексту

Спишите
текст. Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.

Все
ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Определите и запишите тип каждого из односоставных предложений..

Каковы
тема и идея стихотворения?

Какие художественные средства использует
поэт?
Объясните
орфограммы в личных окончаниях глаголов.
Функции безличных предложений в художественном тексте
Найдите и выпишите односоставные предложения, определите их
вид.
Что дает писателю употребление безличных предложений?
Это яркая и лаконичная форма описания состояния природы, человека или окружающей среды. Безличные предложения делают повествование более эмоциональным. С их помощью действию можно придать оттенок стихийности.
Урок- Обобщение
Тема урока:
«Односоставные предложения в художественном тексте»
Урок разработала учитель русского языка и литературы МБ ОУ
Пеля
-Хованской СОШ
Клокова
В.В.
Анализ поэтического текста
Едем бором, чёрными лесами.
Вот гора, песчаный спуск в долину.
Вечереет.
На горе над нами
Лес щетинит новую вершину.
И темным-темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
И враждебен мой ямщик молчащий.
И надежда в сердце лишь на бога.
И.А. Бунин «Едем бором, черными лесами…»
Функции безличных предложений в художественном тексте
«Какое сырое утро!»
За
окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. Все люди работают. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Все то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Все так же каплет с черемух. Мимо окон проехал дядя Федя на мокрой лошади к ферме – он везет вонючий силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
Но бегут строки все быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает – разогрелась. Может быть, завтра наступит ясное утро и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.
Реализация домашнего задания
Вид односоставного предложения
Способ выражения главного члена
Пример
Определенно-личное
глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа.
Жду
 от тебя известий.
Неопределённо - личное
глагол в форме 3-го л. мн.ч. наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. прош. вр.
Стучат
 в дверь.
 
Безличные
Нет и не может быть подлежащего.
∙ безличный глагол (
прош
.
вр
., ед. ч., ср. р.)
∙ глагол 3 лица ед. ч.
∙ инфинитив
∙ наречие, слово нет
Вечерело.
Светает.
У меня
нет
времени.
Назывные
сущ. в форме И.п., может быть указат. частица вот или вон
Тихий
вечер



Зима
.
Наблюдение
за ролью назывных предложений в художественном тексте

Встретились ли в миниатюре односоставные предложения? Какие преобладают?

Какова
роль назывных предложений в данном тексте?
Из шести предложений в данной миниатюре пять назывных, одно безличное. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящее время. Такие предложения здесь не случайны: они позволяют лаконично изобразить картины природы. А как емко и ощутимо передано состояние автора в последнем предложении!
Эпиграф к уроку

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С. Лихачев «Как говорить?»
Наблюдение
за ролью назывных предложений в художественном тексте
«Мелодия»
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная
опадь
с лиственниц. Черная, обнаженная земля под горою. Зачем так скоро?!
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра с использованием разных видов односоставных предложений.
Спасибо за работу на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс

данный урок является обобщающим по теме "Бессоюзные сложные предложения". Материал урока составлен по одной тематике "доброта", что дает не только повторить изученный материал, но и воспитывать нравст...

обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс

обобщающий урок по теме "бессоюзные сложные предложения" дает возможность не только повторить пройденный материал, но и воспитывать нравственные качества. Материал урока подобран о доброте....

презентация "Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям в 9 классе"

презентация для обобщения или повторения сложноподчиненного предложения...

Презентация "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Презентация "Обобщающий урок по односоставным предложениям"...