Фонетический КВН в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
В игровой форме состязания команд ребята повторят тему "Фонетика", проявят сообразительность и творческий подход и закрепят полученные знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фонетический КВН в 5 классе | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Жиленкова Л.С.
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Неделя гуманитарных наук «ЯЗЫК МОЙ, ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ!»
Эпиграф: «Римский император Карл 5 говорил, что на французском языке с друзьями можно говорить, на немецком – с неприятелем, на итальянском – с женским полом говорить прилично, но если бы он знал русский язык, то, конечно, нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость».
М.В.Ломоносов.
Участники: учащиеся 5-х классов-6 классов
Форма проведения: КВН.
Тема: «Фонетический КВН».
Команды состоят из 5 участников. Предлагается выбрать капитанов команд, придумать название и эмблему командам. Зрители могут участвовать в конкурсе.
РАЗМИНКА. Продолжите пословицу:
Не спеши языком -.. , сам пропадай -.. , с кем поведешься -.. , труд человека кормит –
глаза страшатся -.. , будешь много знать - , по одежке встречают - , не сиди сложа руки - , любишь кататься - , грамоте учиться - , семь раз отмерь - , ученье свет - , голод не тетка - .
СПОР ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ (См. Заним. Грамматика, с.16)
«Кто важнее?»
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
- Мы, конечно, важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!
- Ну, это мы еще посмотрим! – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
- А вот и получится! Например, М!
- Разве только одно м, больше ничего!
- И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог!
- Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
-О..е..и..а, - пролепетали гласные и смущенно умолкли.
- Вот видите! А если мы скажем фнтк, так всякий догадается, что это фонетика.
- Ну, хорошо. А вот вы попробуйте произнести без нас такие слова, как яма, ухо, окно, елка и сотни других.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и умолкли.
А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?
Ответьте на вопрос:
Что было написано на плакате до того, как ветер унес все согласные буквы?
(Д)О(Б)(Р)О (П)О(Ж)А(Л)О(В)А(Т)Ь !
З А Д А Н И Я :
1. За одну минуту образуйте возможно большее количество слов, где звуков больше, чем букв.
2.Как превратить слова АЙ, НО, УМЕЙ в местоимения?
3. Как произносятся звуки на месте выделенных букв:
СЧастье, пЯтак, кафЕ, скуЧНо, Язык, вьЮга, леГче, спрятаТЬСЯ, вЕсна, яиЧНица?
Ведущий: А мы открываем новую страницу нашего фонетического праздника. Не все, наверное, знают, откуда пришли к нам буквы русского алфавита. Как возникла азбука?
Сказитель. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Существовали «юс большой» и «юс малый», которые к 9 веку были утрачены. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Двумя буквами – «зело» и «земля» - обозначался звук з. Для звука и тоже было две буквы - и и. Со временем утратились гласные звуки ь и ъ, однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука ф, который отсутствовал в исконно русских словах, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.А знаете ли вы какие-либо буквы славянской азбуки? (аз, буки, веди и т.д.)
4. Хорошо ли вы знаете современный русский алфавит? Кто быстрее напишет по одному слову на каждую букву алфавита?
5.Игра «Фонетические прятки». Ищем Й (йот). В каких словах он прячется?
Майский день, дружная семья, съемка на пленку.
Веселые люди, мальчик Юра, развешать белье.
Люблю ездить, играй в мячик, красное яблоко.
6.Найдите ошибки в фонетической трпнскрипции:
КАПЛИ СОКА СТЕКАЛИ С БЕРЕЗ КАПЛИ СОКА СТИКАЛИ З БЕРОЗ
7. Запишите в виде фонетической транскрипции:
МНЕ СЕГОДНЯ ГРУСТНО МНЭ СИВОДНА ГРУСНА
8. Подчеркните слова, в которых находятся рядом два гласных звука:
Дуэт, театр, боец, струя, мой, какао, каемка, шпион, союз, оазис, белый.
9. Конкурс «Лестница». Кто из вас быстрее поднимется по этой лестнице?
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
НЕПАРНЫЕ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
НЕПАРНЫЕ ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ
10. Задача-шутка командам:
«Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значения одинаковые. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.
КОНКУРС КАПИТАНОВ. Разгадайте шарады.
Ведущая: Есть еще одна разновидность загадок – шарады. В шарадах загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово.
1.Мой первый слог – китайский напиток.
Второй – название буквы,
А целое – птица. ( Чай – ка)
2.Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с оленьей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. ( Пи – рог)
3.Мой первый слог - на дереве.
Второй мой слог – союз.
А в целом я – материя
И на костюм гожусь. (Сук – но)
Ведущий: А знаете ли вы, что такое метаграмма? Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово. Давайте разгадаем несколько таких загадок.
1.Меня вы в сказке отыщите, 2.Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут. (плот – плод) Я в сказке Пушкина герой.
Но Л на Н лишь замените – 4.Со звуком С я не вкусна,
Сибирской стану я рекой. Но в пище каждому нужна.
(Елисей – Енисей) С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (соль – моль)
3.С К я в школе на стене, 5.С П – на дереве весною,
Горы, реки есть на мне, С Т – писать кончаешь мною.
С П, от вас не утаю, С Б – я тара в магазине.
Тоже в школе я стою. С К – в болотистой низине.
(карта – парта) (почка – точка – бочка – кочка)
6.Со звуком Л - найдете под землей,
(я, как известно, каменный и бурый)
А с Л - я в комнате любой,
В геометрической фигуре.
Заключительное задание – творческое. Придумать сказку-малышку по теме «В стране звуков и букв». Продолжительность работы – 5 мин. ( В это время проходит игра со зрителями, а жюри подводит итоги предыдущих заданий) Звучит музыка.
Игра со зрителями. (шуточные вопросы).
1.Что находится посередине ЗЕМЛИ?
2.Что мы говорим в начале УРОКА?
3.Что у ЗАЙЦА позади, а у ЦАПЛИ впереди?
4.В каком слове сорок гласных?
5.В каких словах по сто согласных?
6.За каким звуком спрятано просторное, большое помещение? (за – л)
7.В каком слове семь йотированных гласных?
8.Я – в озерах и реках, но в воде меня нет,
Я в арбузах и грушах, а в яблоках – нет.
9.В названиях каких столярных документов есть только гласные О?
10.Какие два местоимения мешают транспорту? (я – мы)
Вступительное слово. Послушайте, что говорил о важности гласных и согласных звуков поэт С.Я.Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Подведение итогов. Награждение команд и лучших зрителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал для фонетической разминки 2 класс
Данный материал содержит карточки для фонетической разминки на уроках английского языка во 2 классе. Каждая карточка содержит определённую букву или буквосочетание и соответствующее ему вид чтен...
Фонетическая зарядка .Начальные классы.
Данный материал помогает подготовиться к фонетической зарядке в начальных классах....
Формирование и развитие фонетических навыков: приемы обучения, фонетические упражнения.
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. В данной статье приведе...
Фонетический конкурс 3 класс
Сценарий фонетического конкурса для учащихся 3 классов...
Фонетическая зарядка 5 класс
Стихи, рифмовки, пословицы, скороговорки. 5 класс. В презентациях....
Фонетическая зарядка 6 класс
Стихи, рифмовки, поговорки, скороговорки. 6 класс. Презентации....
фонетическая разминка 5 класс
Фонетическая зарядка для отработки звука [t] представлена мною в виде рецепта по приготовлению борща. Будет очень интересно!!!...