Что мы знаем о словарях?
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Мини-проект.5класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_slovaryakh.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект. 5класс.

                                 Что мы знаем о словарях?

        Эпиграф: «Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные».

                                                                                                             А. Франс

Цели урока:

Обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения пользоваться справочной литературой, работать в командах.

Задачи урока:

  1. Формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защитить свою работу во время урока; воспитать чувство ответственности за результат своего труда.
  2. Воспитать чувство товарищества и взаимопомощи, уверенность в себе, стремление к самостоятельному получению знаний..

Ход урока-проекта:

Учитель: Известный французский писатель А. Франц писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!».

             - А  знаете ли вы, кто занимается созданием словарей?  Лексикографы.  Они создали целый ряд словарей: энциклопедические и языковые. Сегодня на уроке мы будем представлять лингвистические словари.  Представляя  свой словарь,  мы  говорим о  слове  «Родина»   -    самом главном слове  в жизни каждого человека.

 Выступления групп учащихся от имени Словарей.

Группа №1 - «Толковый словарь»:

«Родина» - слово многозначное. Каковы же его значения?

  1.   Страна, в которой  человек родился и гражданином которой является, отчизна.  («Я песни родине слагал!»).
  2. Место зарождения, произрастания  чего-либо.

 (Я на родине ядовитых перцев, пряных кореньев, слонов…)

Группа №2 - «Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля»:

  • «Комната русского культурного человека - это стол, стул и Даль», - так порой говорили о тех, в ком хотели подчеркнуть истинную, подлинную интеллигентность. Словарь Даля - явление исключительное. Даль составил его один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряженному, поистине героическому труду. И ведь Даль не был филологом-профессионалом. Словарь и поныне является непревзойдённым по количеству включённых в него слов (более 200 тысяч). В нём собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений, что и сейчас заставляет обращаться к нему писателей и переводчиков.

Словарь Даля - это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века. Он содержит ценнейшие этнографические сведения. Читая его, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков.

Кроме толкования значения слов, словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них огромное количество пословиц о Руси – родине, русских городах. Вот некоторые из них:

Родимая сторона  - мать, чужая – мачеха.                  

Земля русская вся под богом.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

На родной стороне и камешек знаком.

Где кто родится, там и пригодится.

Учитель:  Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова «родина» нам может поведать «Словарь синонимов».

Группа №3 - «Словарь синонимов»:

Синонимы  слова «родина» - «отечество, родная страна,  отчизна,  отчий край,  край отцов». Но синонимами эти слова являются только до тех пор, пока они находятся в словаре. В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя, дорога или путь. То же самое можно сказать и о словах «родина» и «отчизна». Слово «отчизна» в словаре имеет помету «высокое» и употребить его можно в следующем контексте «беззаветная преданность отчизне», а слово родина является нейтральным и используется во всех стилях русского языка.

Учитель:  Случается, что и враг даст полезный совет. С  противниками слова «родина», познакомит нас «Словарь антонимов».

Группа №4 - «Словарь антонимов»:

Антонимы - это слова с противоположными значениями: родина - чужбина, чужая сторона. Антонимы являются сильным художественным средством, они оживляют речь, делают её нарядней, выразительнее, образнее. Вот почему многие поэты часто используют это выразительное средство для создания контраста: «Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село». Пушкин.»19 октября».  На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Учитель:  Чтобы о слове всё узнать, надо его по косточкам разобрать, с роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать нам это поможет
«Словообразовательный словарь».

Группа №5 - «Словообразовательный словарь»: «Слово «родина» производное, оно состоит из корня «род»,  суффикса »ин» и    окончания «а» Но родственников оно имеет великое   множество.   Его   словообразовательное   гнездо включает около 50 слов: прародина, род и все производные от этого корня.

 Учитель:  Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение
имело в далёком прошлом, как изменилось его значение. Ответить на этот вопрос мы попросим «Этимологический словарь».

Группа №6 - «Этимологический словарь»:

«Этимология» - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении («этимос» - «истина»). Слово «родина» общеславянское по происхождению, во многих славянских языках обозначает «семья» и «место рождения», а в сербохорватском-«обилие плодов».В значении «родная сторона» встречается впервые у Державина.

Учитель:  А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому  «Орфографическому словарю».

Группа №7 - «Орфографический словарь»:

Слово «родина» имеет орфограмму только в суффиксе «ин», а вот его производные, например, «прародина» - в приставке, «родной» - в корне.

– Мы познакомились с   разными  видами  лингвистических словарей, а теперь переходим к практической части нашего урока -  работа со словарями.

Они используются как справочное пособие. Справки даёт «Справочное бюро», обязанности которого ученики выполняют по группам.

Задания даются в игровой форме.

Игра «Справочное бюро»:

Выбери слово, соответствующее лексическому значению: а) хамелеон, хамство, ханжа (дерзкое, грубое, бесцеремонное поведение); б) невежа, неологизм, невежда (человек низкой общей культуры); в) парадокс, привилегия, псевдоним (вымышленное имя, заменяющее настоящее в печати или на сцене).

Игра «Эрудит»:

Раскрой значение выделенных слов:

Как музыка, звучат сейчас полузабытые слова -милосердие, достоинство, совесть.

Игра «Эстафета»:
Напиши правильно:

Бл..городный, грам..отный, негодовать, расчётливый, правильный, спр..в..дливый, пс.черк, проф..ес..ия, расписание, соревноваться, трен.роваться.

Игра «Диктор»:

«Расставь ударения, произнеси правильно: звонишь, квартал, облегчить, свёкла, торты, углубить, фарфор, щавель, договор, баловать.

Игра «Кто больше?».Подбери синонимы к словам: грусть, известить, пугаться.

При проведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы группы со словарями.

Составление  Словаря добрых слов: уважение, сострадание, помощь, деликатность, гостеприимство, милосердие, сострадание, сочувствие, скромность, тактичность.

Рефлексия.

Задание на дом: составить несуществующий словарь (объём 25-30 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А знаем ли мы птиц?"

Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...

Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...

презентация "Что я знаю об истории освоения космоса?"

Презентация к исследовательскому проекту "Что я знаю об истории освоения космоса?", выполненной учащимися 2 класса МОУ Седельниковская СОШ №1"...

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

"Хорошо ли я знаю Германию" (обобщающий тест)

Тест помогает проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили страноведческий материал...

Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках ?

Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках?  (некоторые аспекты применения системы управления качеством обучения)    Основная проблема современной педагогики заключается ...

Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.

Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...