Что мы знаем о словарях?
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мини-проект. 5класс.
Что мы знаем о словарях?
Эпиграф: «Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные».
А. Франс
Цели урока:
Обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения пользоваться справочной литературой, работать в командах.
Задачи урока:
- Формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защитить свою работу во время урока; воспитать чувство ответственности за результат своего труда.
- Воспитать чувство товарищества и взаимопомощи, уверенность в себе, стремление к самостоятельному получению знаний..
Ход урока-проекта:
Учитель: Известный французский писатель А. Франц писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!».
- А знаете ли вы, кто занимается созданием словарей? Лексикографы. Они создали целый ряд словарей: энциклопедические и языковые. Сегодня на уроке мы будем представлять лингвистические словари. Представляя свой словарь, мы говорим о слове «Родина» - самом главном слове в жизни каждого человека.
Выступления групп учащихся от имени Словарей.
Группа №1 - «Толковый словарь»:
«Родина» - слово многозначное. Каковы же его значения?
- Страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отчизна. («Я песни родине слагал!»).
- Место зарождения, произрастания чего-либо.
(Я на родине ядовитых перцев, пряных кореньев, слонов…)
Группа №2 - «Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля»:
- «Комната русского культурного человека - это стол, стул и Даль», - так порой говорили о тех, в ком хотели подчеркнуть истинную, подлинную интеллигентность. Словарь Даля - явление исключительное. Даль составил его один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряженному, поистине героическому труду. И ведь Даль не был филологом-профессионалом. Словарь и поныне является непревзойдённым по количеству включённых в него слов (более 200 тысяч). В нём собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений, что и сейчас заставляет обращаться к нему писателей и переводчиков.
Словарь Даля - это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века. Он содержит ценнейшие этнографические сведения. Читая его, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков.
Кроме толкования значения слов, словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них огромное количество пословиц о Руси – родине, русских городах. Вот некоторые из них:
Родимая сторона - мать, чужая – мачеха.
Земля русская вся под богом.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
На родной стороне и камешек знаком.
Где кто родится, там и пригодится.
Учитель: Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова «родина» нам может поведать «Словарь синонимов».
Группа №3 - «Словарь синонимов»:
Синонимы слова «родина» - «отечество, родная страна, отчизна, отчий край, край отцов». Но синонимами эти слова являются только до тех пор, пока они находятся в словаре. В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя, дорога или путь. То же самое можно сказать и о словах «родина» и «отчизна». Слово «отчизна» в словаре имеет помету «высокое» и употребить его можно в следующем контексте «беззаветная преданность отчизне», а слово родина является нейтральным и используется во всех стилях русского языка.
Учитель: Случается, что и враг даст полезный совет. С противниками слова «родина», познакомит нас «Словарь антонимов».
Группа №4 - «Словарь антонимов»:
Антонимы - это слова с противоположными значениями: родина - чужбина, чужая сторона. Антонимы являются сильным художественным средством, они оживляют речь, делают её нарядней, выразительнее, образнее. Вот почему многие поэты часто используют это выразительное средство для создания контраста: «Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село». Пушкин.»19 октября». На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.
Учитель: Чтобы о слове всё узнать, надо его по косточкам разобрать, с роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать нам это поможет
«Словообразовательный словарь».
Группа №5 - «Словообразовательный словарь»: «Слово «родина» производное, оно состоит из корня «род», суффикса »ин» и окончания «а» Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 50 слов: прародина, род и все производные от этого корня.
Учитель: Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение
имело в далёком прошлом, как изменилось его значение. Ответить на этот вопрос мы попросим «Этимологический словарь».
Группа №6 - «Этимологический словарь»:
«Этимология» - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении («этимос» - «истина»). Слово «родина» общеславянское по происхождению, во многих славянских языках обозначает «семья» и «место рождения», а в сербохорватском-«обилие плодов».В значении «родная сторона» встречается впервые у Державина.
Учитель: А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому «Орфографическому словарю».
Группа №7 - «Орфографический словарь»:
Слово «родина» имеет орфограмму только в суффиксе «ин», а вот его производные, например, «прародина» - в приставке, «родной» - в корне.
– Мы познакомились с разными видами лингвистических словарей, а теперь переходим к практической части нашего урока - работа со словарями.
Они используются как справочное пособие. Справки даёт «Справочное бюро», обязанности которого ученики выполняют по группам.
Задания даются в игровой форме.
Игра «Справочное бюро»:
Выбери слово, соответствующее лексическому значению: а) хамелеон, хамство, ханжа (дерзкое, грубое, бесцеремонное поведение); б) невежа, неологизм, невежда (человек низкой общей культуры); в) парадокс, привилегия, псевдоним (вымышленное имя, заменяющее настоящее в печати или на сцене).
Игра «Эрудит»:
Раскрой значение выделенных слов:
Как музыка, звучат сейчас полузабытые слова -милосердие, достоинство, совесть.
Игра «Эстафета»:
Напиши правильно:
Бл..городный, грам..отный, негодовать, расчётливый, правильный, спр..в..дливый, пс.черк, проф..ес..ия, расписание, соревноваться, трен.роваться.
Игра «Диктор»:
«Расставь ударения, произнеси правильно: звонишь, квартал, облегчить, свёкла, торты, углубить, фарфор, щавель, договор, баловать.
Игра «Кто больше?».Подбери синонимы к словам: грусть, известить, пугаться.
При проведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы группы со словарями.
Составление Словаря добрых слов: уважение, сострадание, помощь, деликатность, гостеприимство, милосердие, сострадание, сочувствие, скромность, тактичность.
Рефлексия.
Задание на дом: составить несуществующий словарь (объём 25-30 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"А знаем ли мы птиц?"
Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
презентация "Что я знаю об истории освоения космоса?"
Презентация к исследовательскому проекту "Что я знаю об истории освоения космоса?", выполненной учащимися 2 класса МОУ Седельниковская СОШ №1"...
Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью
Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...
"Хорошо ли я знаю Германию" (обобщающий тест)
Тест помогает проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили страноведческий материал...
Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках ?
Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках? (некоторые аспекты применения системы управления качеством обучения) Основная проблема современной педагогики заключается ...
Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.
Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...