ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « УМНИКИ И УМНИЦЫ».
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « УМНИКИ И УМНИЦЫ».
Тип: лингвистическая игра.
Количество учащихся: игра проводится между параллелями 5-х классов- 5а, 5б, 5в, 5д,5г.
Педагогические возможности: игра учит коллективному поиску ответов на вопросы, способствует развитию межвозрастного общения, стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.
Цели игры: в форме игры проверить и оценить текущие знания учащихся, расширить их кругозор, развивать интерес к урокам русского языка, воспитывать любовь и уважение к родному языку, воспитывать ответственность каждого участника за команду.
Оборудование: плакаты- эпиграфы, карточки с заданиями, воздушные шары для оформления кабинета.
Подготовительный этап: каждый класс получает домашнее задание - выбрать название команды, девиз, эмблему и капитана.
Ход игры:
Добрый день!
Приветствую вас на лингвистической игре «Умники и умницы».
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Г.Паустовский). И сегодня мы собрались здесь для того, чтобы определить лучших знатоков волшебного русского языка, выбрать «умников и умниц».
Оценивать игру будет наше уважаемое жюри. (школьные учителя, родители)
А начнём мы игру с проверки домашнего задания.
(Выступление команд).
Итак, команды сформированы, капитаны выбраны.Предлагаю начать!?
1 гейм.
Ребята, со словами случилась беда! Каждое из них потеряло свою вторую половину. Давайте поможем им и соединим половинки слов.
На карточках список слов (из шести букв), разбитых пополам в две колонки. В каждой из них может быть и первые и последние половинки. Ваша задача за 1 минуту составить из них целые слова. Побеждает тот, кто больше составит слов.
ара ата
тан ика
ска кет
опт хис
ица кер
ада пля
пал пар
арм кур
(арахис, оптика, паркет, курица, палата, пляска, армада, танкер)
/Армада- большое соединение кораблей, самолётов, танков/.
/Танкер- судно для перевозки жидких грузов в танках/.
2 гейм.
Посвящён нашим великим писателям. Сейчас каждой команде будут выданы портреты писателей. Ваша задача - правильно определить кто изображён, т.е. назвать Ф.О.И. писателя.
1 команда- Л.Н.Толстой
В.А.Жуковский
2 команда - А.П.Чехов
М.Ю.Лермонтов
3 команда- М.В.Ломоносов
Н.А.Некрасов
4 команда - А.С.Пушкин
И.А.Крылов
5 команда - И.С.Тургеньев
Н.В.Гоголь
3 гейм.
А сейчас вспомним антонимы. На карточках вам выдадут слова. Ваша задача - подобрать к ним слова. Оценивается быстрота и правильность ответа.
Внимание!!! Первые буквы пропущенных слов (антонимов), если их прочитать по вертикали, составят ещё два хороших слова.
/грязный Чистый
искусственный Естественный
трусливый Смелый
мягкий Твёрдый
грубый Нежный
замкнутый Открытый
слабый Сильный
светлый Тёмный
(честность)
широкий Узкий
твёрдый Мягкий
старый Новый
скучный Интересный
бесполезный Ценный
неряшливый Аккуратный/
(умница)
4 гейм.
Посвящён пословицам и поговоркам. Каждая команда получит карточки, на которых содержаться две фразы. Ваша задача - из этой фразы написать пословицу. А для этого вы её должны перевернуть, т. е заменить каждое слово его антонимом. Поможет смекалка.
1 команда
1).Собак не страшиться - по городу гулять (Волков бояться - в лес не ходить).
2).Начал развлечение - робко работай (Кончил дело - гуляй смело).
2 команда
1). Чужие ботинки дальше от ног (Своя рубашка ближе к телу).
2). На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит).
3 команда
1). Курица кабану подружка (Гусь свинье не товарищ).
2). Борщ сметаной поправишь (Кашу маслом не испортишь).
4 команда
1). Это плохо, если плохо начинается (Всё хорошо, что хорошо кончается).
2). Безделью часы - слезам год (Делу время - потехе час).
5 команда
1). Счастье перемещается кучами (Беда не ходит одна).
2). От смелости затылок мал (У страха глаза велики).
Гейм капитанов.
Гейм называется «Молодец». Каждый капитан за 30 секунд должен расшифровать данные ему фразы (дать лексическое значение), написав соответствующие слова. НО! Внимание!!! ваши слова должны оканчиваться на – ец.
умный человек | мудрец |
торговал на Руси | купец |
делает подковы | кузнец |
венчает дело | конец |
Остался без жены | вдовец |
не самка | самец |
школьная сумка | ранец |
горькое растение | перец |
скрывается от милиции | беглец |
5 гейм.
Синонимы. На карточках 2 столбика со словами. Ваша задача - соотнести слова из левого столбика с их синонимами из правого. Оценивается быстрота и правильность.
неразговорчивый - молчаливый
непрестанный - беспрерывный
невнимательный - рассеянный
ненормальный- безумный
неистовый - буйный
неплодотворный - бесплодный
неудачный - безуспешный
несложный - простой
несерьёзный - легкомысленный
6 гейм.
Знатоки басен И.А.Крылова. За 20 секунд вы должны по строчке определить название басни.
1 команда
1). «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
2). «Ах, Моська, знать она сильна…». («Слон и Моська»)
2 команда
1). «Когда в товарищах согласья нет». («Лебедь, Рак и Щука»)
2). «А вы, друзья, как не садитесь». («Квартет»)
3 команда
1). «Ты сер, а я, приятель, сед». («Волк на псарне»)
2). «Лишь были б жёлуди». («Свинья под дубом»)
4 команда
1). «А ларчик просто открывался». («Ларчик»)
2). «От радости в зобу дыханье сперло». («Ворона и Лисица»)
5 команда
1). «Попрыгунья Стрекоза». («Стрекоза и Муравей»)
2). «Спой, светик, не стыдись».(«Ворона и Лисица»)
7 гейм.
А в заключение нашей игры давайте выявим самых лучших поэтов. На карточках у вас строки из стихотворения Н.Разговорова, но все строчки в стихотворении перепутаны. Первые слова каждой строчки в правильной последовательности написаны слева, а продолжение- справа. Ваша задача - уничтожить ералаш и вернуть стихотворению правильную форму.
Злой кабан | Сидел на ветке |
Пароход | Томился в клетке |
Соловей | Точил клыки |
Дикобраз | Давал гудки |
Кошка | Физику учила |
Маша | Хвостик свой крутила |
Буратино | Сшил себе штаны |
Портной | Все поел блины |
Ёж | Накрыт к обеду был |
Чиж | Усами шевелил |
Рак | Летал под облаками |
Стол | Гонялся за мышами |
Чайник | Прыгал во дворе |
Мальчик | Булькал на костре |
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикобраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Ёж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.
Подведение итогов игры, распределение призовых мест, награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы" (5 класс)
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5 класса....
Интеллектуальная игра-конкурс "Умники и умницы" (Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...
презентация внеклассного мероприятия по русскому языку «Умники и Умницы»
«Умники и Умницы»Цели урока:1. Обучающая: познакомить учащихся с понятием языка международного общения, его сферами функционирования и особенностями, определить место русского языка в круг...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов (“Smart Boys and Girls”)
Внеклассное мероприятие по английскому языку...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов
Методическая разработкавнеклассного мероприятия по английскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку....