Конспект урока русского языка в 10 классе «Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Русский язык. 10 класс

Развитие речи. Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravn._metaf._olitsetvor.konspekt_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное»

Цели урока:

  1.Совершенствовать навыки правописания;

  2.Повторить способы связи слов в словосочетаниях; морфемный разбор слов и синтаксический разбор сложного предложения;      

  3.Обобщить материал по теме «Сравнение. Метафора. Олицетворение»;

  4.Выполнить контрольные упражнения.

Оснащение:

 1.Карточки с индивидуальным заданием;

 2.Раздаточный материал   «Разновидности литературных тропов», «Тренировочные упражнения», «Тексты для контроля»;

 3.Алгоритм «Различай: сравнение, метафора, олицетворение»

Ход урока

I.Словарный диктант.

Неувядаемый, загримированный, соприкосновение, безысходный, четырехэтажный, адъютант, вскачь, по-людски, с боку на бок, вследствие непогоды, серебряный, как будто ненавидит, смешон, дешевый, цитрусовый, стеклянный, на цыпочках, расстилаться, обежать стадион, озариться, гигантский, возрастать, припадать к земле, изредка.

Задания к диктанту:

1.Сделать морфемный разбор слов: неувядаемый, соприкосновение, расстилаться, гигантский, изредка;

2.Составить словосочетания с разными видами связи (с управлением, примыканием, согласованием)

II.Работа по карточкам у доски.

Карточка №1

1.Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить и объяснить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор последнего предложения.

  Выдался замечательный день как (по) заказу тихий солнечный редкос…ный для конца окт..бря в этих м..стах. Пр..обладали два тона (во) круг синий и з..л..тистый. Синим было чистое небо а з..л..тистыми холмы р..скинувшиеся под небом да ещ… со…нце большое и (резко) очерче…ое в густой синеве.

Карточка №2

 1.Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить и объяснить знаки препинания. Выписать примеры на все виды связи слов в словосочетании.

   Конечно иногда х..лмы были кр..сноватыми что х..рактерно для …дешних мест иногда среди осе…ней ж…лтизны ярко и барх…тно ч…рнели (прямо)угольники вспаха…ого (черно)зема конечно леса на х…лмах и во впадинах между холмами уже пот…ряли большую ч…сть л…ствы и были  теперь ч…рноватыми кроме дубоваых рощ… (по)прежнему (медно)красных л…тых и чека…ых.

III. Списать с доски, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, поставить и объяснить знаки препинания.

1.(Не)далеко от холма мал…нькая реч…ка р…сползалась в лужицу г…рячие лучи и р…скале…ая поч…ва жадно вып…вая ее отн…мали у нее силу но немножко далее она вероятно сл…валась с другой такою(же) реч…нкой потому(что) шагах в ста от холма по ее т…чению з…ленела густая пышная осока из которой когда под…езжала брич…ка с криком вылетело три б…каса. 2.Песня тихая т…гуч…я и заунывная похожая на плач…  и едва уловимая слухом слыш…лась то (с)лева то (с)верху то из(под) (З,з)емли точно над степью н…сился  (не)видимый дух и пел.

 Задание: I вариант делает синтаксический разбор первого предложения, II вариант разбирает второе предложение.

IV.Проверка работы по карточкам.

V. Стилистика.

 

1.Используя таблицу «Разновидности литературных тропов»,  дать определение сравнения, метафоры, олицетворения.

Сравнение - образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим; непременно содержит два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается; выражается с помощью слов: как, словно, будто, точно, похож на…

Метафора – употребление слова или выражения, обозначающего предмет, явление, действие, признак, для образного названия другого предмета, явления, действия, признака по принципу их сходства.

Олицетворение – прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

2.Найти в записанных предложениях данные тропы (метафора: речонка расползалась; лучи и почва, выпивая ее, отнимали силу; сравнение: песня, похожая на плач, точно носился неведомый дух и пел).

3.Обратиться к раздаточным материалам «Тренировочные упражнения».

Задание по вариантам: устно прокомментировать использование тропов в данных примерах (I вар. - 1-5пример, II вар. – 6 -10 пример). Выписать предложения, в которых сравнения употребляются с разными союзами.

VI.Подведение итогов урока.

VII.Задание на дом: упр.№503 ( выделить все известные вам тропы)

Дидактический материал к уроку

Тренировочные упражнения

Сравнение

1.Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. (М.Шолохов)

2.Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Паустовский)

3.Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня… (Н.Гоголь)

4.Он шел, пошатываясь и осторожно опираясь об стенку. Девушка же шла, словно стрелка, торопливо и робко, как вообще ходят все девушки, которые не хотят, чтоб кто-нибудь вызвался провожать их ночью домой. (Ф.Достоевский)

5.Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. (М.Горький)

6.Коренник сеет иноходью, передние поджарые лошади, пофыркивая, несутся вскачь, комья снега бьют в передок, а около саней быстро-быстро, как змея, вьется длинный кнут кучера. (И.Бунин)

7.К обеду солнечный день окончательно разыгрывается.С навеса крыльца падают капли. Как слоновая кость, блестят по деревенскому выгону отшлифованные ухабы дороги. (И.Бунин)

8.И вот уже в повествовании, начавшемся со случайности, возникают мысли, возникает сложная судьба людей. И писатель уже не в силах справиться со своим волнением. Он, как Диккенс, плачет над страницами своей рукописи, стонет от боли, как Флобер, или хохочет, как Гоголь. (К.Паустовский)

9.Опять над полем Куликовым

    Взошла и расточилась мгла,

    И, словно облаком суровым, 

    Грядущий день заволокла.

                            (А.Блок)

10.Люди, годы и народы

      Убегают навсегда,

       Как текучая вода.

                     (В.Хлебников)

11.Надо мною свод воздушный,

      Словно синее стекло.

                       (А.Ахматова)

4.Задание: записать два предложения с метафорй, в которых, по вашему мнению, создан особенно яркий образ. Прокомментировать.

Тренировочные упражнения

Метафора

1.Когда выйдешь в поле и ветер треплет колосья пшеницы, кажется, мир погрузился в тишину, все иные звуки пропали, а эта песнь ветра специально ласкает ухо, чтобы ты оглянулся и понял, какая вокруг тишина. (Е.Леонов)

2.Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь. (К.Паустовский)

3 Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы. (К.Паустовский)

4.Поезд быстро бежит среди ровных снежных полей, вагон озарен утренним солнцем. Белый дым волнующимися клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени. Свет солнца от этого то будто меркнет, то снова врывается в окна яркими, янтарными полосами. (И.Бунин)

5.А между тем догорает короткий день; встали лиловые тучи с запада, солнце ушло в них, и наступает тихий зимний вечер. (И.Бунин)

6.Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. (По М. Булгакову)

7.В саду горит костер рябины красной,

    Но никого не может он согреть.

                                          (С.Есенин)

8.Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

    На печальные поляны льет печальный свет она.

                                            (А. Пушкин)

9.Ночевала тучка золотая

    На груди утеса-великана,

    Утром в путь она умчалась рано,

    По лазури весело играя.

                                 (М. Лермонтов)

10.И, прежний сняв венок, они венец терновый,

      Увитый лаврами, надели на него,

      Но иглы тайные сурово

      Язвили славное чело.

                                    (М.Лермонтов)

11.Догорит золотистым пламенем

      Из телесного воска свеча,

      И луны часы деревянные

      Прохрипят мой двенадцатый час.

                                  (С.Есенин)

5.Задание:

1.Выписать предложение, в котором есть и  олицетворение, и сравнение.

2.Выписать предложение, в котором олицетворение является обособленным обстоятельством.

Тренировочные упражнения

Олицетворение

1.У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других - не очень. Иногда он был в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично позвякивал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков…Иногда дом сердился или скучал. (В.Крапивин)

2.Но вот наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнета и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью - я, мол, готово – и нахмурилось. (А.Чехов)

3.Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи… (А.Чехов)

4.Вертушинка все время вертится, как егоза, шныряет, журчит, бормочет, звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы, тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришепетывает и несет по хрящеватому дну очень прозрачную воду. (К.Паустовский)

5.Вася замолчал, говорила лишь скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. Голос ее становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (В.Астафьев)

6.Дождь настойчиво подпрыгивал за окном, приплясывая по цинку подоконника, брызгами заглядывая в комнату, уговаривая перебросить тело через карниз, окунуться в ночную сырость…(Д.Громов,О.Ладыженский)

7.Странный тюльпан, напоминавший залитый свежей кровью пергамент, склонился ко мне из вазы и попытался прочесть написанное. Я прикрыл

слова ладонью, улыбнулся и пощекотал любопытный цветок кончиком пера. Он обиженно качнулся на упругом стебле и сомкнул лепестки. Тюльпан мерз, как и я. (Д.Громов, О.Ладыженский)

8.  На родину тянется туча,

     Чтоб только поплакать над ней.

                                      (А.Фет)

9.И цветущие кисти черемух

   Мыли листьями рамы фрамуг.

                            (Б.Пастернак)

10.О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины,

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

                                   (С.Есенин)

6.Сделать выводы: что объединяет и что отличает сравнение, метафору и олицетворение?

Данные изобразительные средства объединяет то, что они содержат сопоставление, явное или скрытое.

 Отличительные черты данных тропов:

в сравнении присутствуют два элемента сопоставления – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают;

в метафоре присутствует только вторая часть сравнения (то, с чем сравнивают);

олицетворение - особый вид метафоры, сопоставление происходит только с человеческими способностями и свойствами.

7.Работа по текстам для контроля.

В текстах (на листочках) подчеркнуть сравнение, метафору, олицетворение. На полях, рядом с номерами, указать троп (с – сравнение, м – метафора, о – олицетворение)

Тексты для контроля

1.Никто из нас не пожелает себе жизненных испытаний: они заставляют нас страдать. Несчастья вторгаются в нашу жизнь, опустошая ее, лишая смысла. Предательство друга, измена близкого человека, теракт, уход из жизни того, кто дорог тебе…Все это испытания, которые не просто ранят, но ставят под удар основы нашего существования…(По Ю. Пучковой, Ж. Сергеевой)

                                               7

2.Видно, непросто было сохранить в сердце эти качества и в пушкинские времена. Что же говорить о наших? Порой нам, как Золушке в старом фильме, хочется воскликнуть: «Добрые люди, где же вы?» (Д.Шеваров)

3.Если не было живых роз, Константин Алексеевич покупал бумажные и они оживали у него на полотне. Розы на окне, розы на фоне моря, розы в лунную ночь. (Д.Шеваров)

4.В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (По В.Пескову)

5.В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный красный гриб. Огонь рябин. Серебристые ниточки паутины. (По В.Пескову)

6.Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись.(По В.Конецкому)

7.Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки желтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал легкие. (По К. Акулинину)

8.Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных,- да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.(Н.В.Гоголь)

9.Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (По И. Кабыш)

 

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"

Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...

Конспект урока русского языка по теме Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»,7класс

Материалы конспекта урока по пройденным темам позволят обобщить и закрепить знания учащихся...