Рабочая программа по русскому языку для 7 класса к учебнику Т.А.Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана школы на 2014 – 2015 учебный год и примерной Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2011 год), утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/r.p._russkiy_7.doc | 414 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Краснояриха муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
«Принято» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель школьного МО | Заместитель директора по УВР | Директор школы |
______________/__________ / | ______________/____________ / | _____________/_____________/ |
Протокол №______ | ||
От_________/________________/20___ | _________/________________/20___ | _________/________________/20___ |
Рабочая программа
Конновой Татьяны Анатольевны
учителя русского языка
первой квалификационной категории
по предмету «Русский язык»
для 7 класса
(базовый уровень)
с.Краснояриха
2014г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана школы на 2014 – 2015 учебный год и примерной Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2011 год), утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Количество часов соответствует программным требованиям: 170 часов (5 часов в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать: | К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: | ||
определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. |
| ||
По орфографии: | По пунктуации: | По связной речи: | |
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами. | выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты. | адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. |
3. Содержание программы
VII КЛАСС (170ч)
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (25 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в па дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо-
ротом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (28 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (4 ч + 2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
П. Выборочное изложение текста с описанием состояния че ловека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (11 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
4. Контроль уровня обученности
Учебный период | Учебный раздел | Вид контроля | Формы контроля | Тема контроля |
1 четверть | Повторение изученного в 5-6 классах | Текущий | Диктант | Повторение изученного |
Причастие | Текущий | Изложение | ||
Текущий | Выборочное изложение | |||
Тематический | Контрольный диктант | Причастие | ||
Текущий | Сочинение по личным наблюдениям | |||
2 четверть | Тематический | Контрольный диктант | Причастие | |
Деепричастие | Текущий | Сочинение – рассказ по картине | ||
Тематический | Контрольный диктант | Деепричастие | ||
Наречие | Текущий | Сочинение по картине | ||
Текущий | Сочинение – рассуждение | |||
Текущий | Сочинение – репортаж | |||
Текущий | Подробное изложение с элементами сочинения | |||
3 четверть | Текущий | Сочинение по картине | ||
Тематический | Диктант | Наречие | ||
Текущий | Тематический зачет | |||
Категория состояния | Текущий | Сжатое изложение | ||
Предлог | Текущий | Сочинение | ||
Союз | Текущий | Сочинение – рассуждение | ||
Тематический | Тест | Союз | ||
4 четверть | Тематический | Диктант | ||
Частица | Тематический | Контрольный диктант | Союз, предлог | |
Текущий | Сочинение | |||
Текущий | Сочинение - рассказ | |||
Повторение изученного в 5-7 классах | Текущий | Сочинение | ||
Текущий | Контрольный диктант | Повторение изученного в 7 классе | ||
Итоговый | Диктант. | |||
Итоговый | Тест |
5. Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
1. Повторение изученного в 5 -6 классах | 12+2 |
2. Причастие | 25+6 |
3. Деепричастие | 10+2 |
4. Наречие | 28+6 |
5. Категория состояния | 4+2 |
6. Предлог | 12+2 |
7. Союз | 16+2 |
8. Частица | 18+4 |
9. Междометие | 4 |
10. Повторение изученного в 7 классе | 12+2 |
Итого: | 170 часов |
7. ЛИТЕРАТУРА
УМК
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский - М. Просвещение, 2009.
Для учителя
Обязательная
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение, 2011.
Дополнительная
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1995.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Для учащихся
Дополнительная
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 2006
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004.
6. Учебное календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
Первая четверть | |||||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Изучение нового материала | Коллективная, самостоятельная | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | С. 5, вопросы. Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем). | 02.09 | |
Повторение (12+2ч Р.р.) | |||||||||
2 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений | Упр. 8 (комплексный анализ текста). С. 7, вопросы. | 03.09 | |
3,4 | Синтаксис и пунктуация. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | Умение конструировать предложения | Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова) | 04.09 05.09 | |
5 | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный | Практическая, творческая | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем | Навыки работы со словарём, обогащение словарного запаса учащихся | Упр. 14 (списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы, объяснить лексическое значение). | 08.09 | |
6,7 | Фонетика и орфография. | 1 | Комбинированный | Практическая, самостоятельная | Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи | Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту | Упр. 18 ,Упр. 21 (определить ситуацию использования текста, пересказать его сжато) | 09.09. 10.09. | |
8,9 | Словообразование и орфография. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» | Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора, умение составлять слова по заданным схемам | Упр. 26 С.14,вопросы. Упр. 30 | 11.09. 12.09. | |
10 | Морфология и орфография. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Работа по карточкам, предупредительный диктант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр. 34 ,Упр. 40 | 15.09. | |
11,12 | Морфология и орфография. | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание | Закрепление орфографических навыков | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | 16.09. 17.09. | |
13 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | нет | 18.09. | |||
14 | Р/р. Текст. | 1 | Изучение нового материала | Практическая | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, составить план | Умение составлять тексты определённого стиля | Упр. 45 (озаглавить текст, указать средства связи, разделить на абзацы, списать) | 19.09. | |
15 | Р.р.Стили литературного языка. | 1 | Изучение нового материала | Практическая, | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль | 22.09. | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (25+6ч Р.р.) | |||||||||
16 | Причастие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи. | Формирование умения находить причастия в тексте. Умение строить предложения с причастиями. | § 9. Упр. 56 Упр. 57 | 23.09. | |
17 | Р/Р Публицистический стиль | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Работа с текстами | Уметь определять текст публицистического стиля | Упр. 62 (составить выступление-обращение), упр. 63 | 24.09. | |
18 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Осложнённое списывание, склонение причастий, работа по карточкам. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §11. Упр. 67 | 25.09. | |
19 | Причастный оборот. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная. | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | §12. Упр. 70 | 26.09. | |
20 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | 29.09. | ||
21 | Р/р. Описание внешности человека. | 1 | Урок изучения нового материала | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | Уметь определять типы текстов. Активизирование словарного запаса учащихся. | Сочинение-описание | 30.09. | ||
22 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | § 14. Упр. 83 | 01.10. | |
23 | Краткие страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | 02.10. | ||
24-25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека | Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §16. Упр. 94 | 03.10. 06.10. | |
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Творческое списывание | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §17. Упр. 99 Стр. 26-44, выучить словарные слова; | 07.10. | |
27 | Р.р. Изложение | 1 | Изложение | Изложение | 08.10. | ||||
28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | § 18. Упр. 101 | 09.10. | |
29 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная. | Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §18. Упр.104 | 10.10. | |
30 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Словарный, распределительный диктанты | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §19. Упр. 108 | 13.10. | |
31 | Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Комплексный анализ текста | Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких причастиях | С.54-55, Тест №3 вариант №2,3,4; С.18-21 | 14.10. | |
32,33 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §24. Упр. 136 | 15.10. 16.10. | |
34,35 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | 17.10. 20.10. | ||
36 | Р.р.Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя) | Изложение | Изложение | 21.10. | |||||
37 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста | Повторение знаний, полученных на уроках | §23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи) | 22.10. | |
38 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | Диктант | Диктант | 23.10. | |||||
39,40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Составление таблицы «НЕ с причастием» | Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными | Упр.137 | 24.10. 27.10. | |
41 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант, | Формирование навыка написания букв Е-Ё в суффиксах страдательных причастий | §25. Упр. 142 | 28.10. | |
42 43 | Р/р. Сочинение по личным наблюдениям на тему:«Вы с ним знакомы». | 2 | Сочинение | Сочинение | §21-24, повторить | 29.10. 30.10. | |||
44 45 | Повторение по теме «Причастие». | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, творческая | Работа с текстами разных стилей и жанров. | Систематизация знаний о причастии | Упр. 158 | 31.10. 10.11. | |
Вторая четверть | |||||||||
46 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | Комплексный анализ текста | Повторить изученные орфограммы и словарные слова | 11.11. | |||||
Деепричастие (10+2ч Р.р.) | |||||||||
47 48 | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, исследовательская | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях | §27.Упр. 166 | 12.11. 13.11. | |
49,50 | Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте. | 2 | Урок обобщения | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте
| 14.11. 17.11. | |||
51 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая самостоятельная | Диктант «Проверь себя» | Формирование орфографических навыков | §29. Упр. 175, По упр. 175 составить текст. | 18.11. | |
52 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, | Редактирование текста, осложнённое списывание | Навык морфологического разбора деепричастия | 19.11. | ||
53 | Закрепление темы «Деепричастие» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Самостоятельная, практическая, творческая | работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | 20.11. | ||
54 | Обобщение и систематизация материала по теме: «Деепричастие». | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Самостоятельная, практическая, творческая | работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | 21.11. | ||
55,56 | Р.р. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь». | 2 | Сочинение | 24.11. 25.11. | |||||
57 | Обобщение и систематизация материала по теме: «Деепричастие». | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Самостоятельная, практическая, творческая | работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | 26.11. | ||
58 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | Тест | § 26-31, повторить | 27.11. | |||||
Наречие (28+6чР.р.) | |||||||||
59,60 | Наречие как часть речи. | 2 | Урок изучения нового материала | Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. | 28.11. 01.12. | |||
61, 62 | Смысловые группы наречий. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая, самостоятельная | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | Умение определять смысловые группы наречий, формирование орфографических навыков. | Составить связный рассказ о группах наречий по значению. | 02.12. 03.12. | |
63 | P.p. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | Контрольный | Творческая | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | Формирование умения писать сочинения. | Повторить материал о степенях сравнения имён прилагательных. | 04.12. | |
64 | Степени сравнения наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, исследовательская | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени, умение отличать их от степени сравнения имён прилагательных. | 05.12. | ||
65 | Морфологический разбор наречий. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Формирование навыка морфологического разбора наречия | Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как части речи. Упр. 218 | 08.12. | |
66 | Р.р. Сочинение –рассуждение на тему: «Прозвища». | 1 | Сочинение | Сочинение | 09.12. | ||||
67, 68,69 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 3 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы. | Формирование навыка написания Не с наречиями. | Графически объяснить правописание НЕ с наречием. Упр. 226, 224 (устно) | 10.12. 11.12. 12.12. | |
70, 71 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая. | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? | Формирование умения различать на письме буквы Е-И в приставках Не-, НИ- | Составить 9 словосочетаний «глагол + отрицательное наречие», обозначить орфограмму, упр. 231, тест №3, вариант 2,3,4 на с. 70-73 | 15.12. 16.12. | |
72,73, 74 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 3 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая. | Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. | Формирование навыка написания Н-НН в наречиях | Образовать от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму. Упр. 236. | 17.12. 18.12. 19.12. | |
75 | Р/р. Описание действия. | 1 | Контрольный урок | Творческая | Сочинение | Формирование умения писать сочинения в жанре заметки или репортажа | Сочинение | 22.12. | |
76 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала. | Практическая, самостоятельная. | Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е. | Формирование навыка написания букв О-Е после шипящих на конце наречий | 23.12. | ||
77 | Р.р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | 1 | Сочинение | Сочинение | 24.12. | ||||
78 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная. | «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | Формирование навыка написания букв О-А на конце наречий | Из толкового словаря выписать по 3 слова с разными приставками, придумать с ними предложения | 25.12. | |
79 | Р.р. Подробное изложение с элементами сочинения. | 1 | Изложение | Изложение | 26.12. | ||||
80 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная. | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. | Формирование навыка написания наречий через дефис | Упр. 255 | 29.12. | |
Третья четверть | |||||||||
81 | Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | Сочинение | Сочинение | 13.01 | |||||
82,83 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Практическая, самостоятельная, | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. Словарная диктовка | Формирование навыка написания наречий через дефис | 14.01 15.01 | |||
84,85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная. словарная | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий». | Формирование навыка слитного и раздельного написания наречий, обогащение словарного запаса. | Заполнить таблицу своими примерами, запомнить написание слов в рамках на с. 119-120. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 262 | 16.01 19.01 | |
86 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная | Выборочный диктант, работа по перфокартам. | Формирование навыка употребления мягкого знака в наречиях | 20.01 | ||
87,88, 89 | Повторение темы «Наречие». | 3 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | 21.01 22.01 23.01 | |||
90 | Контрольный диктант. | Диктант | Диктант с дополнительными заданиями | 26.01 | |||||
91 | Анализ контрольного диктанта. | 27.01 | |||||||
92 | Тематический зачет по теме «Наречие». | 28.01 | |||||||
Категория состояния (4 + 2) | |||||||||
93,94 | Категория состояния как часть речи. | 2 | Изучение нового материала | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | Упр. 278, 279, | 29.01 30.01 | |||
95 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Самостоятельная, практическая работа | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | 02.02 | ||||
96 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 | Изложение | Изложение | 03.02 | ||||
97 | Категория состояния (закрепление темы) | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Самостоятельная, практическая работа | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | 04.02 | |||
98 | Р.р. Сочинение. | 1 | Сочинение | Сочинение | 05.02 | ||||
Самостоятельные и служебные части речи (1ч ). | |||||||||
99 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Самостоятельная, практическая работа | Работа с текстом | Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. | § 47, написать миниатюру «Утро в селе», подчеркнуть служебные части речи | 06.02 | |
Предлог (11+2ч Р.р.) | |||||||||
100 | Служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная, практическая работа | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | Уметь выделять предлог в тексте | §48. Упр. 288 | 09.02 | |
101 | Употребление предлогов. | 1 | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант. Редактирование текста | Знания о многозначности предлогов. Формирование орфографических умений и навыков | § 49. Упр. 294 | 10.02 | ||
102 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | Умение отличать производные и непроизводные предлоги | § 50. Упр. 302 (исправить ошибки, указать их вид) | 11.02 | |
103 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Урок изучения нового материала | Самостоятельная, практическая | Работа по карточкам. Упр. 306 | Умение отличать простые и составные предлоги | §51. Упр. 304 | 12.02 | |
104, 105 | Р/р Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине. | Сочинение | Умение писать сочинение на лингвистическую тему. Совершенствование навыка доказывать, аргументировать делать выводы | 13.02 16.02 | |||||
106, 107 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Изучение нового материала | Практическая | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 308 | 17.02 18.02 | |
108, 109 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Практическая и самостоятельная | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 308 | 19.02 20.02 | ||
110, 111, 112 | Предлог(повторение темы) | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | 24.02 25.02 26.02 | ||||
Союз (16+2ч Р.р.) | |||||||||
113 | Союз как част речи. | 1 | Изучение нового материала | Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | § 54. Упр. 315 | 27.01 | ||
114 | Простые и составные союзы. | 1 | Изучение нового материала | Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | 02.03 | |||
115 | Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | Умение отличать сочинительные и подчинительные союзы | §56. Упр. 323 | 03.03 | |
116 | Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, самостоятельная, творческая | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | § 57. Упр. 326 | 04.03 | |
117 | Сочинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Предупредительный диктант | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | §58. Упр. 331 | 05.03 | |
118 | Роль сочинительного союза в простом предложении с однородными членами и в сложном. | 1 | Практическая | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | 06.03 | ||||
119 | Сочинительные союзы. | 1 | Практическая, творческая | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | 10.03 | ||||
120 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Конструирование предложений Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | Умение находить подчинительные союзы в предложении и определять их роль Формировать навыки морфологического разбора союза | §59. Упр. 337 | 11.03 | |
121, 122 | Р.р. Сочинение-рассуждение. | 2 | Контрольный урок | Творческая | 12.03 13.03 | ||||
123, 124 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная. | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». | Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов | § 61. Упр. 345 | 16.03 17.03 | |
125, 126 | Закрепление изученного по теме «Союз». | 2 | Урок обобщения и систематизации | Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле | Систематизация знаний | §54-61. Упр. 355 | 18.03 19.03 | ||
127 | Резервный | 1 | Тренировочные упражнения | 20.03 | |||||
Четвертая четверть | |||||||||
128 | Урок-зачет по теме «Союз». | 1 | Контрольный урок | Тест | Подгот. К к/д | 01.04 | |||
129 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | нет | 02.04 | |||
130 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 03.04 | ||||||
Частица (18+4ч. Р.р.) | |||||||||
131 | Понятие о частице. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Определить значение частиц в тексте | Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. | §62. Упр. 359. Упр. 358 | 06.04 | |
132 | Формообразующие частицы. | 1 | Урок изучения нового материала. Совершенствование знаний | Практическая, самостоятельная, творческая | Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | 07.04 | ||
133, 134, 135 | Смысловые частицы. | 3 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы и их значение | §64. Упр. 367 | 08.04 09.04 10.04 | |
136 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Свободный диктант. Работа с текстом | Формирование навыка дефисного написания частиц | §65. Упр. 378 | 13.04 | |
137 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практическая, самостоятельная, | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз) | Формирование навыка морфологического разбора частицы | §66. Упр. 384 | 14.04 | |
138, 139 | Отрицательные частицы. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ | Формирование навыка написания отрицательных частиц | §67. Упр. 387 | 15.04 16.04 | |
140, 141 | Различение НЕ и НИ. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая. | Диктант «Проверяю себя», работа по перфокартам. | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ | §67. Упр. 389 | 17.04 20.04 | |
142, 143 | Приставка не- и частица не с различными частями речи. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая. | Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки, | Умение различать частицу и приставку НЕ | §68. Упр. 394 | 21.04 22.04 | |
144 | Закрепление частицы не с различными частями речи. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая. | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | Умение различать частицу и приставку НИ | §69. Упр. 406 ,Упр. 403 | 23.04 | |
145, 146 | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Умение различать частицу и приставку НИ | 24.04 27.04 | |||
147 | Повторение изученного о частицах. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения | Систематизация знаний по теме «Частица» | Подготовиться к диктанту | 28.04 | |
148 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | С. 183-184 (повторить | 29.04 | |||
149 | Р.р. Придумывание обрамлений к рассказу. | 1 | 30.04 | ||||||
150, 151 | Р/р. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. | 2 | Сочинение | Повторить правила правописания НЕ и НИ. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ-НИ РАЗ | 04.05 05.05 | ||||
152 | Р.р. Написание рассказа по данному сюжету. | 1 | Контрольный урок | Умение выстраивать схему текста-повествования. | 06.05 | ||||
Междометие (4 ч.) | |||||||||
153, 154 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | §70. Упр. 416 | 07.05 08.05 | |
155, 156 | Междометие. Знаки препинания при междометиях. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая. | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | 11.05 12.05 | |||
Повторение обобщение изученного в 5 – 7 классах(12 + 2ч Р.р.) | |||||||||
157 | Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | .1 | Комбинированный урок | Практическая | Анализ текста Лингвистический тренажёр. С.120-124 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Тест на с. 126, вариант 2 | 13.05 | |
158, 159 | Р.р. Контрольное сочинение. | 2 | Контрольный урок | Сочинение | нет | 14.05 15.05 | |||
160 | Фонетика. Графика. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика | 18.05 | |||
161 | Контрольный диктант. | 19.05 | |||||||
162 | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Анализ текстов разных типов и стилей | Формирование умения не допускать нарушения грамматических норм | Упр. 423 | 20.05 | |
163 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | Формирование умения не допускать нарушения интонационных норм | Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок» | 21.05 | |
164 | Морфология. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Творческое списывание. Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Формирование умении построения текста | 22.05 | ||
165 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Произнесение одной и той же фразы разным тоном с заданным настроением, выражение голосом разных чувств и настроений. Интонационный анализ прозаических и поэтических текстов. Обратиться с вопросом «который час?» или другими к незнакомому человеку, соседу по парте, учителю, участнику молодежной тусовки. Выбрать слова, смягчающие отказ, ответить вежливо на просьбу | Речевой этикет | Проанализировать особенности речи окружающих вас людей (родных, знакомых, дикторов, политических деятелей и др.), чью речь можно назвать интонационно-выразительной? Аргументируйте свой выбор | 25.05 | |
166, 167 | Орфография и пунктуация. | 2 | Комбинированный урок | 26.05 27.05 | |||||
168 | Контрольная работа. | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | Диктант | 28.05 | |||
169 | Итоговый тест. | 1 | Контрольный урок | Тест | Тест | нет | 29.05 | ||
170 | Резервный. | 1 |
Урок.13 Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»
Осень.
Осень — причудливая волшебница. Приходит о и на расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
Хорошо побродить по городу в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен.* Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром.**
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (112 слов)
(По А. Иллюминаторской)
Задания:
1. Сделать морфологический разбор 1в. Загорелась, 2в. Приходит
2. Разобрать по составу: 1в. Расстилает, прикоснулся 2в. Обнажатся, побродить
3. Составить схему отмеченного предложения: 1в. * 2в.**
Урок.38 Контрольный диктант по теме «Причастие»
Анды.
Анды — самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг.4 Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь горные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Едем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.
Но вот появляется загадочный город, расположившийся на обнажившейся скалистой вершине. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе.4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас.
(По Я. Палкевичу.)
(121 слово.)
Задание:
1. Объяснить графически постановку (отсутствие) знаков препинания при причастных оборотах.
2.Разобрать по составу причастие (на выбор).
Урок.46. Контрольный диктант по теме «Причастие»
У моря
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
(116 слов)
Задание:
1. Объяснить графически постановку знаков препинания при причастных оборотах.
2. Объяснить написание суффиксов причастий.
Урок 58. Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь все ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.
Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый снег просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.
Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра.
(118 слов)
Задание:
1. Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях: 1 вариант - первого абзаца, 2 вариант – третьего абзаца.
Урок 90 . Контрольный диктант по теме «Наречие»
Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. Дорога мне хорошо знакома, и я, перейдя неширокую речонку, взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек.
Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда прилетают они в начале весны.
Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из рубленых березок. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки.
(129 слов)
(По Г.Скребицкому.)
Задание:
1. Объяснить знаки препинания в тексте (по мере написания диктанта).
2. Разобрать морфологически любое наречие.
Урок 129 . Контрольный диктант
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.
Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять режим. Составьте его в начале сентября и старайтесь выполнять в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступить и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.
(128 слов)
Задание:
1. Объяснить графически пунктуационные правила в диктанте.
2. Разобрать морфологически один из союзов.
Урок 148. Контрольный диктант
Юннаты блокадного Ленинграда
В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, во Дворце пионеров была организована работа кружка юннатов.
Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбаками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.
Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.
Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте: это следы рук детей несломленного Ленинграда.
(130 слов)
Урок 161. Контрольный диктант.
Славный мастер
Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известные такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.
Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.
Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.
Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось представление.
Часы Кулибина раскрыл дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.
(125 слов)
(«Комсомольская правда».)
Задание:
1. Выписать из текста и разобрать морфологически: 1 вариант - действительное причастие; 2 вариант – страдательное причастие.
2. Объяснить графически знаки препинания: 1 вариант – в третьем предложении первого абзаца; 2 вариант – в первом предложении третьего абзаца.
Урок 168. Контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения[1], Примерной программы по русскому (родн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по Программе Т.А. Ладыженской в соответствии с ФГОС (6 часов в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А, Тростенцовой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколен...
Рабочая программа по русскому языку.. 7 класс. По учебнику Т.А. Ладыженской..
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (к учебнику Т.А. Ладыженской и др.)
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ.Программа составлена в соответствии с положением Федерального государс...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику Т.А.Ладыженской
Рабочая программа предназначена для учителя....