Конспект урока русского языка 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Знаки препинания при водных словах и вставных конструкциях»
Цели урока:
повторить и систематизировать материал по теме «Вводные слова и пунктуация»
Задачи урока:
обучающая: повторение и систематизация материала о вводных конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ;развивающая: развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания;
воспитывающая: формирование языковой компетенции, собственной нравственной позиции.
Ход урока
Организационный момент (слайд №1,2)
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов.
Сегодня у нас интересный урок: мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 11 лет вашей учёбы в школе, но ещё будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ.
I.Подготовка к ЕГЭ
1.1Орфоэпическая разминка (слайд№3)
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На столах у вас листы со словами. Ваша задача записать эти слова и правильно расставить в них ударение.
^ У доски работает ученик
Поставьте ударение в словах (А1)
крапивА, зАнятый ,исчЕрпать, дОверху, кАшлянуть, грУшевый, знАмение, закУпорить,
зубчАтый, тУфля, пАхота, христианИн, простынЯ, щавЕль. Проверяем!
Орфографическая разминка (слайд №4)
А ещё грамотный человек должен правильно писать слова. Орфография учит нас этому. Выполните орфографическую разминку.
Коллективная работа
А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Чисто прибра(1)ая белё(2)ая хата, украше(3)ая вышитыми рушниками, была заполне(4)а народом.
1) 1,3 2) 3,4 3) 2,4 4) 1,2,4
^ 1.3 Словообразовательная разминка (слайд №5)
Самостоятельная работа
В1 Задание: определите способ образования слов:
выход безызвестный
по-русски по-новому
подоконник пригород
ожидание зелень
Синтаксическая разминка (слайд №6)
Индивидуальная работа
В3 Задание: определите тип подчинительной связи в словосочетаниях
добрый совет по-летнему жарко
каждый из нас запомнить его
исполненный радости выполненное задание
желание учиться всякий раз
II. Повторение и систематизация по теме
«Вводные слова и вставные конструкции»
Поэтическая пятиминутка. (Слайд №7)
Возьмите вводные слова. От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому, Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью..» И потом Пусть что угодно говорят.
Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них Слова "во-первых", "во-вторых".
Они, начав издалека, Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока Не знаю где была душа.
(Александр Кушнер «Вводные слова»)
- Фронтальный опрос по теме «Вводные конструкции»
(слайды №8,9, 10,11,12)
^ Русский учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский считал, что вводные конструкции - это
«… инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».
- Как вы думаете, почему Пешковский считает вводные слова «внутренне чуждыми приютившему их предложению»?
- Какие слова называются вводными?( Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает)
- Являются ли вводные слова членами предложения?( Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением. К вводным словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, а значит, вводное слово не является членом предложения.)
- Сообщение ученика «Группы вводных слов»
(с использованием интерактивного плаката)
Слова, выражающие чувства (к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости)
Слова, выражающие оценку реальности (конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное)
Слова, указывающие на источник сообщения (говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению)
Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь (во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно)
Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (видишь ли, простите, допустим, предположим)
Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли (словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится)
Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении (по крайней мере, самое большее)
Слова, выражающие экспрессивность (честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано) - Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится (бывало, по обычаю, по обыкновению)
- Устный ответ у доски «Знаки препинания при вставных конструкциях»
Вставные конструкции – это словосочетания и целые предложения, которые содержат добавочные, попутные замечания, уточнения, поправки. Конструкции грамматически не связаны с предложением, расположены обычно в середине и в конце его.
Вставные конструкции выделяются скобками или тире.
А Каракатица (так по-настоящему называют госпожу К.) не спеша - ведь она была уверена, что добыча от неё не уйдёт! - бесшумно подплывала всё ближе. (Б.Заходер)
Слово учителя
2.5 Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ-2013 (слайд №13)
А 22 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
В5 Простое осложнённое предложение
В8 Речь. Языковые средства выразительности
С1 Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
- Коллективная работа «Повторение трудных случаев употребления вводных слов с опорой на схемы» (слайды № 14,15,16,17,18,19)
Трудности
1)Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения ;
2) Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения
3) Определение синтаксической роли слов: однако, наконец, вообще, значит, точнее, собственно, вернее и др.
Пути их преодоления
- Запомните те слова, которые никогда не употребляются в роли вводных слов
- Определите синтаксическую роль слов
- Определите лексическое значение слова путём подбора синонима
Важно!
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания
- Якобы как раз
- Словно к тому же
- Даже по решению
- Едва ли по представлению
- Вдруг поэтому
- Буквально вдобавок
- Будто в конечном счёте
- Ведь небось
- Вряд ли как будто
- Всё-таки
Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложении
Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения
Она кажется утомлённой
Вводные слова (конструкции) не являются членами предложения, поэтому к ним нельзя поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения
Я, кажется, вас поняла
Слово «Однако»
Запятая не ставится - В начале предложения или во второй части ССП однако = но и не является вводным
Однако (=но) письмо он так и не получил
Запятая ставится - В середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми.
Долго, однако, нам пришлось тебя ждать.
Ты опоздал, однако.
Слово «Значит»-
- Запятая не ставится
Значит = «означает» или стоит между подлежащим и сказуемым
Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое.
Запятая ставится
Значит – «стало быть», «следовательно»
Ты, значит, к поезду не успел?
Слово «Наконец»
Запятая не ставится - Наконец = «под конец», «напоследок». Можно прибавить частицу – то
Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец (-то) дождался
Запятая ставится - Указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление. Наконец = «и ещё»
А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания
Ш. Закрепление материала
Тестовая работа
Тестовый тренинг | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа над сочинением. Проверяем!
IV. Работа с текстом (слайды №32,33,34)
Определите проблему, поднятую автором в тексте
(1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не при придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.
(Д. С. Лихачев)
- Напишите фрагмент сочинения, используя вводные слова
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста.
Считаю, на мой взгляд, думаю, по-моему, несомненно, как мне кажется и т.д.
Сформулируйте позицию автора.
По мнению автора, бесспорно,
надо полагать,
кроме того,
с одной стороны, с другой стороны и т.д.
Выскажите своё мнение по проблеме, поднятой Д.С. Лихачёвым. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Несомненно, конечно, например, допустим, вообще говоря, словом и т.д.
Чтение сочинений
V.Итоги урока. (Слайд №35)
1. Вводные конструкции в предложении имеют характер дополнительной (но не обязательной ) информации.
2. Вводные слова, словосочетания, предложения не являются членами предложения, не связаны грамматически с другими членами.
3. Вводные конструкции обособляются паузами, запятыми, тире, скобками.
4. Для вводных слов характерно быстрое произнесение
VI. Домашнее задание (слайд № 36)
1.Повторить на странице 93 – 97 теоретический материал по теме «Вводные слова и предложения» (сборник Н.А.Сениной).
2. Выполнить тестовые задания:
№ 286 - №299
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...