Конспект урока "Основные жанры публицистического стиля"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_osnovnye_zhanry_publ._stilya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение кадетская школа - интернат «Кадетский корпус» имени Д.М. Пожарского
Владимирской области
Урок русского языка в 8 классе
«Основные жанры публицистического стиля».
Подготовила Матвеева Валентина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
2014 год
Урок русского языка в 8 классе
«Основные жанры публицистического стиля».
Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей.
Задачи.
Предметные.
1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле.
2. Знать жанровые особенности текстов публицистического стиля, уметь различать и создавать их.
Метапредметные:
1. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 2. Извлекать информацию из разных источников.
3. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Личностные:
1.Воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Тип речи: урок сообщения новых знаний
Оборудование:
Газета «Кадетский вестник», компьютер с проектором, презентация «Словарная статья»; презентация «Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею», таблица «Публицистический стиль речи», ча синквейна, листок оценивание себя, видеоролик «Выступление В. В. Путина», учебник «Русский язык» для 8 класса под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова-М.,: Мнемозина, 2012 г.
Эпиграф
Репортаж - это глаза и уши читателя.
Г.Я. Солганик
Ход урока.
1.Организационный момент. Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.
Добрый день! Ребята, сейчас мы с вами посмотрим видеоролик: выступление президента РФ В.В.Путина о присоединении Крыма к России. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.
Когда вы слушали публичное выступление нашего президента, вы, конечно, догадались, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? (Ученики говорят, что, скорее всего, мы будем говорить о публицистическом стиле и, в частности, об информационных жанрах). Формулировка темы урока, проблемы: расширить знания о жанрах публицистического стиля речи. Каждый из воспитанников записывает тему урока и свою цель в тетрадь.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Г.Я. Солганика: «Репортаж - это глаза и уши читателя». Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь, обозначают грамматическую основу, объясняют постановку тире в предложении.
2.Систематизация знаний о публицистическом стиле.
Цель: актуализация необходимых знаний для последующей работы на уроке.
- Посмотрите на таблицу и скажите: «Какую информацию она несёт». О чём рассказывает?
-Как можно озаглавить таблицу?
Таблица
Задача | Сфера применения | Особенности | Жанры |
Воздействие на читателя | Выступление | Призывность | Публичное выступление |
Информирование | Газета | Оценочность | Заметка |
Убеждение | Радио | Образность | Интервью |
Телевидение | Эмоциональность | Статья | |
Репортаж |
3.Презентация «Словарная статья».
Учащиеся работали в группах дома, составляли словарную статью о жанрах публицистического стиля речи.
Слайд1 Заметка -и, ж 1 группа
- Краткая запись. Заметка в дневнике.
- Сообщение в печати. Газетная заметка о чём-то.
Слайд 2. Интервью- нескл., ср. 2 группа
- Беседа с каким-нибудь лицом.
- Получить интервью.
Слайд 3. Статья. –и, ж. р. 3 группа
Научное или публицистическое сочинение небольшого размера.
- Газетная, журнальная статья.
- Глава, раздел в каком-нибудь документе, перечне, справочнике.
- Статья закона. Словарная статья.
Слайд 4. Репортаж- и., м. 4 группа
- Публицистический жанр не только сообщает о событии, но изображает это событие так, как будто читатель становится его участником.
- Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни.
- В репортаже автор подчёркнуто и ярко выражает отношение к тому, о чём он пишет.
4. Практическая работа в группах.
Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому, получение новой информации.
Задание:
1 гр. Бегло просмотреть номер газеты «Кадетский вестник» и найти заметку, аргументируйте свой ответ.
2 гр. Найти интервью в газете «Кадетский вестник», аргументировать свой ответ.
3 гр. Упр.№110 (1) Статья. Прочитать, списать первый абзац, ответить на вопросы, подготовить сжатый пересказ статьи.
4 гр. Работа с текстом (репортаж). Прочитать текст, определить жанр, аргументировать, проследить композицию текста, определить языковые особенности.
Выполнение задания.
Проверка выполненной работы в группах. Определить отличия заметки от статьи и интервью.
Заметка носит информационный характер, содержит сообщение о каких-либо фактах. Её главная задача - точность и конкретность сообщения.
В статье же факты не просто сообщаются, а обсуждаются, анализируются, им даётся эмоциональная оценка.
Воспитанники 1 и 2 групп выполнили задания раньше и подключаются к работе над репортажем. Текс у всех на парте.
Слушаем ответ 4 группы ребят. Анализ репортажа «Нет им дела до игрушек». Учащиеся находят в тексте зачин, основную часть и концовку. В основной части выделяют глаголы в форме настоящего времени, а также глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Обращаюсь к словам известного лингвиста Г.Я Солганика: «Репортаж – это глаза и уши читателя».
- Как вы понимаете это высказывание?
Репортаж-это рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего так, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.
1.Репортаж изображает событие как процесс.
2. Всегда присутствует автор, проявляется его отношение к событию.
3. Наличие зачина репортажа. Это может быть описание места действия, состояние окружающей среды – всё зависит от авторского замысла. Зачин должен быть динамичным (использование односоставных предложений, обращений к слушателю, читателю.)
4. Основная часть – рассказ о событии. Используются глаголы в форме настоящего времени, что создаёт впечатление о «Сиюминутности» происходящего, а также глаголы прошедшего времени совершенного вида.
5 Концовка – оценка событий, краткий вывод, к которому он приводит читателя..
Заслушиваем ответ 3 группы учащихся. Упражнения 110 (1). К какому жанру относится текст. Соотнесите его с иллюстрацией в учебнике на стр. 66. Как связаны рисунок и содержание статьи. Сжатый пересказ теста. Рассказ о Третьякове, об основании Государственной Третьяковской галерее.
6. Виртуальная экскурсия. Презентация произведений живописи, выполненная группой учащихся. Упр. № 110 (2)
Цель задания: повышение интереса воспитанников к видам искусства. Оценивание учащихся.
Слайд 1.Картины Третьяковской галереи. Название презентации и имена авторов презентации.
Слайд 2. Изображения памятника П.М. Третьякову у здания созданной им галереи.
Слайд 3.Иллюстрация картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и комментарии к ней.
Слайд 4.И.Э.Грабарь «Мартовский снег».
Слайд 5. В.М. Васнецов «Три богатыря».
7. Подведение итогов.
Цель: обобщить полученную информацию, резюмирование информации.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Как вы сами оцените свою работу на уроке?
- Какой вид деятельности понравился?
Комментирование оценок.
Составление синквейна. В это время учитель выставляет оценки в дневник.
Схема
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение-отношение к теме
Синоним к первому слову
8. Оформление листа самооценивания.
- Я научился…
- Я умею…
- Я получил наиболее полные…
- Я понял…
9.Задание на дом: 1 гр. – написать заметку; 2 гр. – написать интервью. 3гр.- статью, 4гр – репортаж. Урок окончен
Текст
Нет им дела до игрушек
Мы вошли в небольшое здание из красного кирпича с вывеской “Загорский историко-педагогический музей игрушки”. И почти сразу попали в экспозиционный зал.
Тут была загорская матрешка из 30 куколок… Швейцарская заводная игрушка “Сельский праздник”: механические человечки пляшут, играют и поют, механические птицы порхают…
Действующая корабельная пушка – игрушка Александра I… Едва мы углубились в изучение диковинных экспонатов, как экспозиция закончилась. Неужели все?
- В музее 30 тысяч экспонатов, - объясняет нам научный сотрудник Виктор Алексеевич Соловьев, - но в экспозиции выставлены только две с половиной тысячи. Нам катастрофически не хватает места. Восемь лет просим расширить помещение, но пока все тщетно.
Жаль, что взрослые не играют, поэтому и нет им дела до музея игрушек, да и до игрушек вообще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разновидности жанров публицистического стиля.
Данный элективный курс по русскому языку расчитан на учащихся 8-9 классов...
Очерк как жанр публицистического стиля
Презентация для работы на уроке русского языка в 11 классе...
Тема: «Жанры публицистического стиля»
Урок 11 класса по русскому языку на тему «Жанры публицистического стиля»...
План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"
Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...
Презентация урока "Основные жанры публицистического стиля"
В презентации содержится материал к уроку "Основные жанры публицистического стиля"Использованные технологии, цель и задачи урока, таблица для систематизации знаний по теме "Публицистический стиль речи...
Статья «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»
Статья «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...