Статья «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»
статья (8, 9, 10 класс) на тему
Статья «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»
Знакомство учащихся с жанрами публицистического стиля происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и на занятиях кружка юных журналистов.
Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.
Однокоренные слова к слову «публицистика»: публика, публикация, публикует, опубликовать.
Выделяют следующие публицистические жанры:
по форме представления информации
1) Газетные жанры (письменная форма публицистики): статья, информация (хроникальная и неофициальная), очерк, фельетон, репортаж, заметка, путевые заметки, зарисовка, колонка комментатора и другие.
2) Жанры радио-, теле-, киножурналистики (устная форма публицистики): информационные программы, обозрения, выступления телекомментаторов, интервью, беседа, репортаж и другие.
3) Другие жанры публицистики: эссе, публичная лекция, памфлет и другие.
по цели представления информации
1) информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);
- аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и
- художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).
Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим – функция воздействия.
Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.
Интервью – предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по актуальным вопросам.
Интервью (англ.) – 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам;
2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений.
(Словарь иностранных слов и выражений. 1998.)
Актуальный – важный, существенный для настоящего времени.
Респондент – тот, кто отвечает на вопросы, у кого берут интервью.
Интервьюер – лицо, которое берет интервью.
Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.
Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Ведь успех во многом зависит от ведущего, то есть журналиста. Он должен быть высококультурным, знающим.
К интервью необходимо подготовиться:
- познакомиться с имеющейся под рукой литературой;
- проконсультироваться у сведущих людей;
- составить предварительный перечень вопросов;
- определить, в каком виде желательно писать интервью.
Интервью делится на следующие виды:
- Интервью-монолог. Избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.
- Интервью-диалог. Это беседа в вопросах и ответах.
- Интервью коллективное. Оно дает представление о мнении нескольких людей по какому-нибудь вопросу.
- Интервью-зарисовки, в котором журналист не только задает вопросы, но высказывает свое мнение по поводу темы или вопросов беседы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует ее, сообщает о своем впечатлении, об ответах, воссоздает в какой-то мере облик своего собеседника.
- Анкета. Особый, массовый вид интервью. Желательно узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь теме, проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его по почте. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.
- Эксклюзивное интервью – это значит единственное, составленное сразу после какого-то события, открытия с человеком или группой лиц, которые сделали то, чего до сих пор не было сделано. В таком интервью дается информация, которая для читающих и слушающих была еще неизвестной. В эксклюзивном интервью человек может рассказать о своей жизни, работе, увлечениях, открытиях, своем творчестве.
Эксклюзивный, исключительный, распространяемый на определенный круг людей, лиц, предметов (например, эксклюзивное интервью, предоставляемое какому-либо одному журналисту, печатному органу, отделу в журнале и т. п.)
- Самоинтервью – это письменное высказывание на определенную тему. Пишется оно автором самостоятельно. Ученик сам составляет вопросы и подбирает ответы на них. Это и будет текст, написанный в жанре интервью.
Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с различными целями:
- сообщить читателям, слушателям, зрителям об очередных политических, производственных и иных задачах;
- рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, рекордсменов и других;
- информировать о предстоящем событии, к которому заранее готовятся, или сообщить подробности происшедшего события;
- разъяснить более подробно тот или иной факт, уже известный;
- узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля, по какому-нибудь вопросу или группе вопросов
Основные требования к составлению интервью
- Обращению к лицу, мнение которого интересно окружающим.
- Тема интервью должна быть важной, актуальной.
- Интервью состоит из 3 частей:
- Вступление (представление человека, у которого берется интервью).
- Основная часть(беседа по вопросам, расположенным в логической последовательности, ведущим к раскрытию темы интервью).
- Заключение (вопросы о планах на будущее или какой-то вывод из всего сказанного).
4.Диалог является обязательной формой беседы.
Репортаж – это материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие очевидца или действующего лица.
Репортер – журналист, который ведет и пишет репортаж.
Репортаж -1.Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению)
Словарь иностранных слов дает такое толкование: Репортаж (французское слово) – 1. работа репортера; 2. сообщение о событиях дня, оперативная информация.
Репортажи ведут и пишут репортеры.
Репортер – это газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни.
Требования к репортажу
- Репортаж пишется только с места события. Нет события – не может быть и репортажа.
- Не каждое событие можно отразить в форме репортажа. Происходящие в жизни явления имеют или статичный или динамичный характер. Для репортажа годиться только динамика.
- Событие, отражаемое в репортаже, обязательно должно содержать элемент новизны. Ценность любого информационного текста обусловлена наличием новых сведений.
- Репортаж пишется только в том случае, если репортер присутствовал на месте события. Репортерское отражение дается через непосредственное восприятие автора, который обязательно сам должен все наблюдать, слышать и чувствовать, а при возможности участвовать в событии.
- Репортаж от начала до конца пронизан авторским «я» - я вижу, я слышу, я думаю, я предлагаю.
- Для репортажа подбираются темы, наиболее яркие эпизоды и явления из нашей действительности, имеющие познавательное значение
- Интересный репортаж содержит не только повествование, но и диалог, красочное отступление, характеристику персонажей.
- В репортаже могут сочетаться все виды информации, Репортер имеет возможность рассказать о фактах и явлениях всеми доступными ему способами: включить в репортаж элементы беседы, зарисовки и другие.
- Особенностью репортажа является показ хода события в той последовательности, как все происходило.
Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать текст за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях". В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.
Такой текст представляет собой чередование по-репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…".
Эссе – (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
Некоторые признаки эссе
• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!
Важно написание эссе и для молодого специалиста.
То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).
Структура эссе
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
• вступление
• тезис, аргументы
• тезис, аргументы
• тезис, аргументы
• заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:
1) Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:
– отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
– в чем проявилось это качество?
2) О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):
– что заставило меня заняться этим видом деятельности?
– почему я продолжал(ю) заниматься этим?
3) О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:
– почему мне запомнилось именно это событие?
– изменило ли оно меня как личность?
– как я на это отреагировал?
– было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?
4) О каждом человеке, которого вы упомянули:
– почему я назвал именно этого человека?
– стремлюсь ли я стать таким как он?
– какими его качествами я восхищаюсь?
– было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
– пересмотрел ли я свои взгляды?
5) О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:
– почему мне это нравится или не нравится?
– повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?
6) О каждой вашей неудаче:
– чему я в результате научился?
– что полезного я вынес из этой ситуации?
Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логичность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.
В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа "приведем пример", "рассмотрим причины" и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.
Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи – композиция и стиль текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент "к авторитету".
Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логичности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.
Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.
Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разновидности жанров публицистического стиля.
Данный элективный курс по русскому языку расчитан на учащихся 8-9 классов...
Очерк как жанр публицистического стиля
Презентация для работы на уроке русского языка в 11 классе...
Тема: «Жанры публицистического стиля»
Урок 11 класса по русскому языку на тему «Жанры публицистического стиля»...
План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"
Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...
Конспект урока "Основные жанры публицистического стиля"
Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Задачи. Предметные. 1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле. 2...
Презентация урока "Основные жанры публицистического стиля"
В презентации содержится материал к уроку "Основные жанры публицистического стиля"Использованные технологии, цель и задачи урока, таблица для систематизации знаний по теме "Публицистический стиль речи...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...