Жизнь и творчество И. Я. Яковлева на уроках русского языка и во внеклассной работе
статья по русскому языку на тему

Ермилова Анна Леонидовна

 

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 165-летию И. Я. Яковлева

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Л.Ермилова,

ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения

Квалификации и переподготовки работников образования

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО  И. Я. ЯКОВЛЕВА  НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА (из опыта работы)

        За 20 лет работы в общеобразовательной школе накопился огромный опыт использования на уроках русского языка материалов регионального компонента. Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует развитию уважения  и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Ведь живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о  ее истории и сегодняшнем дне, что, в конечном счете, способствует общей гуманизации школьного образования.

        Актуальность данной работы определяется  прежде всего тем, что в 2013 году отмечается  165-летие И.Я.Яковлева.

        Материалы о жизни и творчестве И.Я.Яковлева не раз использовались мною на уроках русского языка и внеклассной работы:

1.На уроках развития речи для лингвистического анализа был предложен текст о жизни И.Я.Яковлева:

В гимназии

        При гимназии существовал пансион с оплатой 180 руб. в год, но Яковлев не воспользовался им, а продолжал жить у Раевских вплоть до осени 1868 г.

        В программу пятого класса гимназии входили следующие предметы: закон божий, русский язык, латинский, французский, немецкий языки, алгебра, геометрия, история и физика. Несомненно, в языковом отношении учеба в гимна­зии нерусской молодежи давалась труднее, чем русским.

        Яковлев особенно увлекался математическими дисциплинами, а также историей, но с трудом давались ему иностранные языки. В первые же месяцы учебы преподаватели гимназии заметили его трудолюбие. Он был первым из чувашей, кто поступил в гимназию.

        Первое полугодие V класса он завершил успешно и во втором полугодии за успехи в учебе был освобожден от платы. В протоколе педагогического совета гимназии 4 марта 1868 г. по этому поводу записано: «...освободить от платы за учение ученика V класса Яковлева Ивана, отличавшегося при бедности отличными успехами и поведением, исправностью в отношении посещения уроков».

        Яковлев зажегся идеей учить нерусских детей. В июне 1868 г, Яковлев выехал в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников, но удалось уговорить лишь одного. Это был Алексей Рекеев, ставший первым учеником Яковлева. Итак, обучаясь в гимназии, Иван Яковлевич Яковлев становится одновременно и учителем. Ему помогали обучать Рекеева одноклассники А. Л. Панаев и Н. П. Соколов.

        Во втором полугодии 1868/69 учебного года Яковлев за отличную учебу и поведение снова был освобожден от платы за учение, а по результатам экзаменов награжден Похвальным листом и книгой.[3]

2.При изучении темы «Имя числительное» в качестве проверочных диктантов влючались предложения из биографических данных:

С 1856 по 1860 годы И.Я.Яковлев обучался в Бурундукском удельном училище.

1(13) сентября 1868 году поступил  в V класс Симбирской мужской гимназии.

28 октября (9 ноября) 1868 года основал Симбирскую  чувашскую школу.

25 июня (7 июля) 1870 года  получил золотую медаль об окончании гимназии.

12 (24) августа 1870 года поступил  в Казанский университет.

В 1871-1873 годах  создал чувашскую  письменность, издал букварь и учебник для чувашских школ.

28 августа (9 сентября) 1875 года И.Я.Яковлев был назначен  инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.

В 1878 году состоялось открытие женского класса при центральной школе

В октябре 1922 года переезжает к сыну в Петроград, а летом 1923 года- в Москву.[4]

3. «Завещание И.Я.Яковлева» уместно использовать при изучении тем «Побудительные предложения» и «Повелительное наклонение глаголов», «Предложения с прямой речью» и «Цитаты». Например, мною были использованы предложения:

        «Чтите и любите великий, добрый, умный  русский народ. Верьте в Россию, любите её, и будет она вам матерью »

        «Берегите семью: в семье – опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш.  Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье- защита от жизненных  испытаний.  Крепкой и дружной семьёй не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережёте семью, обережёте детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда».

        «Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта- основное человеческое качество. Доброта и есть человечность».

        «Берегите веру в Бога.  Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир. Без веры холодно и мрачно на земле».

        «Будьте дружны между собой, избегайте мелких споров и распрей. Не делайте скороспелых выводов».

        «Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте  самое маленькое дело терпеливо и с любовью. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему, мирно и с любовью совершаемому делу».

        «Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим сородичам, не надеясь на то, что помощь  к ним придёт откуда- нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их среды. Вы вышли из народа и должны для них поработать. Служите великому русскому отечеству, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших».[3]

4.По теме «Собственные имена существительные» учащиеся частично познакомились с родословной И.Я.Яковлева.

Екатерина Алексеевна Бобровникова(Яковлева) –жена и соратница И.Я.Яковлева.

Дети:

-Алексей Иванович Яковлев (1878—1951) — известный историк, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР;

-Николай Иванович (1883—1949) — горный инженер, военный конструктор, музыковед;

-Лидия Ивановна (1881—1942) — филолог и переводчик.

Внуки:

Достойные продолжатели рода — внучка Ольга Алексеевна Яковлева, кандидат исторических наук, внук Иван Алексеевич Яковлев стал доктором физико-математических наук. Ещё две внучки: Елизавета Алексеевна Некрасова — доктор искусствоведения, Анна Алексеевна Некрасова — профессор Государственного института театрального искусства.

Правнуки:

А. Б. Покровская — народная артистка Российской Федерации, А. Б. Покровский — концертмейстер Московской консерватории, В. В. Павлов — заслуженный артист Российской Федерации, Екатерина Всеволодовна Павлова — кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе — профессор медицины (Франция), праправнук Михаил Олегович Ефремов — заслуженный артист Российской Федерации. Лидия Дмитриевна Некрасова — москвовед, искусствовед. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа.[4]

5.Для сочинения-описания архитектурного строения(8 класс) я выбрала памятник И.Я.Яковлеву . В качестве приложения предоставляю полный конспект данного урока.

6.Учащиеся во внеурочное время подготовили проект-газету, посвященную И.Я.Яковлеву.

        В заключении хочется сказать, что включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и  писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков – путешествий и т.д. [2]

        Конечно, на своих уроках я использую не только материалы о жизни и творчестве И.Я.Яковлева, но и других известных писателей нашего региона. Руководствуюсь, в первую очередь, памятными  юбилейными датами.

         На наш взгляд, обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях, исторических и местных.  [1]

Литература

1. Дело его жизни. Сборник научных статей. Издатель — фонд им. Яковлева. Редактор Кириллов И. П. Чебоксары 2008.

2. Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И. Я. Яковлева, «Записки Чувашского н.-и. института языка, литературы и истории», 2009. в. 8;

3. Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки. Чебоксары, 1976.

4. Волков Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. Чебоксары 2004.Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева. Путеводитель. — Ульяновск: Издательство

Приложение1.

Сочинение-описание памятника И.Я.Яковлеву в  г. Ульяновске

Урок развития речи в 8 классе

Подготовка к описанию памятника И.Я.Яковлеву в г. Ульяновске

Цели:

Обучающая: дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах;

Развивающая: развивать дар слова, умение описывать памятник скульптуры;

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, к личности И.Я.Яковлева; вызвать интерес к родной земле, родному языку.

Оборудование:

1. Раздаточные материалы с изображением памятника И.Я.Яковлеву

2.Плакаты с высказываниями И.Я.Яковлева

3.Компьютерное оборудование с проектором

Ход урока

1.       Вступительное слово учителя

В сквере «Колючий садик», что располагается на пересечении улиц 12 сентября и Л. Толстого  стоит бронзовая фигура И. Я. Яковлева   –  талантливого педагога и известного чувашского просветителя. Она хорошо знакома не только ульяновцам, но и многим людям, живущим в самых отдалённых уголках нашей страны и за границей. На пьедестале всегда лежат цветы. Чьи-то заботливые руки время от времени обновляют их. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым просветителем чувашского народа.

2.Несколько слов скажем о жизни и творчестве И.Я.Яковлева. Сообщение (презентацию) подготовил Буркин Игорь. Послушаем его.

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного (государственного) крестьянина в деревне Кошки – Ново-Тимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район РТ). Рано оставшись без родителей, он был усыновлён семьёй крестьянина Пахома Кириллова.

В 1856 году помимо воли опекунов Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с Старые Бурундуки Буинского уезда. В эти годы большое влияние на формирование его характера оказала русская семья Мушкеевых, где он жил на квартире. Именно здесь он получил истинно- русское православное воспитание, она заронила в его душу семена любви и уважения к русскому народу, к его культуре.

После окончания начального училища И.Я.Яковлев, как лучший ученик, удельным ведомством был направлен в Симбирское землемерное училище, завершив которое он получил должность мерщика.

Поездки по деревням Симбирской, Самарской и Казанской губерний, знакомство с жизнью и бытом различных народов, встречи с образованными людьми расширили его кругозор. У него зарождается мысль помочь родному народу, дать чувашам образование, приобщить их к русской культуре. Но для этого надо было сначала получить образование самому. Иван  освобождается от должности мерщика и осенью 1867 года, успешно сдав экзамены, был зачислен в 5 класс Симбирской классической гимназии.  Обучаясь в гимназии, он дает частные уроки чувашским мальчикам.

В 1870 году, окончив гимназию золотой медалью, И.Я.Яковлев поступает учиться в Казанский университет, в историко-филологический факультет.

В 1875 году, после окончания университета, Иван Яковлевич был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской  губерний с центром пребывания в г Симбирске. И.Я.Яковлев  руководил Симбирской чувашской школой, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. В делах Симбирской школы, особенно по просвещению чувашских девушек активное участие принимала его жена Екатерина  Алексеевна.

Осенью 1919 года И.Я.Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну.

Иван Яковлевич умер в 1930 году, в возрасте 82 года.

3.Завещание И.Я.Яковлева.

- Какое завещание оставил своим потомкам И.Я.Яковлевич?

Сообщение(презентация) Моисеева Владислава

«Чтите и любите великий, добрый, умный  русский народ. Верьте в Россию, любите её и будет она вам матерью »

«Берегите семью: в семье – опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш.  Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье- защита от жизненных  испытаний.  Крепкой и дружной семьёй не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережёте семью, обережёте детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда».

«Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта- основное человеческое качество. Доброта и есть человечность».

«Берегите веру в Бога.  Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир. Без веры холодно и мрачно на земле».

«Будьте дружны между собой, избегайте мелких споров и распрей. Не делайте скороспелых выводов».

«Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте  самое маленькое дело терпеливо и с любовью. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему, мирно и с любовью совершаемому делу».

«Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим сородичам, не надеясь на то, что помощь  к ним придёт откуда- нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их среды. Вы вышли из народа и должны для них поработать. Служите великому русскому отечеству, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших».

4. Памятник И.Я.Яковлеву   в разных городах России. Сообщение подготовил Алемесов Степан.

1 октября 2006 г. открыт в г. Ульяновске

Памятная доска на воротах сквера: «Памятник выдающемуся просветителю чувашского народа Ивану Яковлевичу Яковлеву установлен в 2006 году на средства благодарных потомков»

В г. Чебоксары

                         

18 апреля 2008 г.в селе Кошки-Новотимбаево открыт памятник И.Я.Яковлеву

 5.История создания памятника

·         Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник И.Я.Яковлеву. Но прежде всего мы должны узнать об истории его создания. Сообщение(презентацию) на эту тему подготовил  Ржата Кирилл. Послушаем его. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому во время сообщения запишите ключевые слова.

В 2005 году администрацией города Ульяновска и представителями чувашской общественности было принято решение об установке в Ульяновске памятника великому чувашскому просветителю, Почетному гражданину города Ивану Яковлевичу Яковлеву. Место для памятника было выбрано в сквере "Колючий садик", на пересечении улиц 12 сентября и Л. Толстого, напротив памятника его старшему товарищу и коллеге Илье Николаевичу Ульянову. В сооружение памятника свой вклад внесли более 500 простых граждан и около 100 предприятий и организаций Ульяновской области и Чувашской республики. Финансовую поддержку оказали и ульяновские власти.

 Автором памятника в Ульяновске стал заслуженный художник Чувашии и Башкирии, скульптор Владимир Порфирьевич Нагорнов. Бронзовая фигура И.Я. Яковлева высотой 2,6 метра установлена на невысоком постаменте, выполненным из гранита. Вес монумента составляет 6,5 тонн.

 Торжественное открытие памятника состоялось 1 октября 2006 года. На открытии присутствовали представители Республики Чувашия, гости из Москвы, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и мэр города Сергей Ермаков. На постаменте памятника начертаны слова из духовного завещания И.Я. Яковлева чувашскому народу: «Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью»

6.       Беседа. Словарная работа

·         Давайте рассмотрим памятник в деталях

·         Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)

*Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места»

·         Опишите позу И.Я.Яковлева

·         Во что одет И.Я.Яковлев?

·         Что выражает поза?

·          Попробуйте сказать о размерах памятника?

·         Какова была задача, которую ставил перед собой В.П.Нагорнов?

·         В какой момент В.П. Нагорнов изображает И.Я.Яковлева?

·         Подберите эпитеты к лицу (спокойно и приветливо, полно благородства и мысли)

·         Попробуйте описать лицо И.Я.Яковлева

7.       Составление плана

Составим план нашего сочинения

·         О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать лирическое вступление о фигуре в зелёном сквере «Колючий садик»)

·         Озаглавьте вступление (Создание памятника и история его открытия)

·         Какова была задача В.П.Нагорного? (Изобразить обычного человека)

·         Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это портрет поэта и обычного человека)

·         С чего мы начнём описание памятника? (С позы)

·         Озаглавьте первый подпункт (Поза, выражающая едва уловимое движение)

·         Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (плащ и книга в левой руке)

·         Как озаглавить подпункт о лице поэта? (Задумчивое лицо просветителя)

·         Не забудьте озаглавить подпункты о размерах памятника (Размеры памятника)

·         Что можно написать в заключении? (Почему этот памятник привлекает людей, считается одним из главных монументов в г. Ульяновске?)

·         Озаглавьте заключение (Памятник И.Я. Яковлеву – одна из тех прекрасных городских статуй, которые постоянно радуют взоры городских жителей)

8. Письменная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Использование дидактического синквейна на уроках иностранного языка и во внеклассной работе

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулирова...

Творчески-исследовательская работа на тему: " Валентин Иванович Филатов... Информация к размышлению..." (Из опыта преподавания творчества В.И.Филатова). Объём 205 листов.Творчество В.И.Филатова на уроках русского языка и литературы.

Институт повышения квалификации при АГУ   Творчески – исследовательская работа на тему:  «Валентин Иванович Филатов…Информация к размышлению…» /Из опыта преподавани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, ...