Использование дидактического синквейна на уроках иностранного языка и во внеклассной работе
план-конспект урока (5 класс) по теме

Рябинина Надежда Васильевна

 

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках ,например, для подведения итогов по пройденному материалу,   практикуется и использование синквейна в начале урока для определения целей и задач, что особенно актуально сегодня в соответствии с требованиями стандартов 2 поколения.

  Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат.

В данном материале представлены разработка урока немецкого языка в 5 классе по теме "Лучшее время года"  и презентация к мастер-классу по составлению открытки к Масленице с использованием дидактического синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinkveyn_na_uroke.doc94.5 КБ
Файл master-klass_sinkveyn.1_pptx.pptx155.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование дидактического синквейна на уроках иностранного языка  и во внеклассной работе.

Что такое СИНКВЕЙН?

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. 
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

 

 Синквейн (от фр. cinquainsангл. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Разработана американскаой поэтессой Аделаидой Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.  

Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычносуществительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту,крулатое выражение, афоризм, пословица .

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Учитель.

Творческий, добрый

Учит, воспитывает и опекает.

Мне нравится работа учителя.

Наставник.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках ,например, для подведения итогов по пройденному материалу,   практикуется и использование синквейна в начале урока для определения целей и задач, что особенно актуально сегодня в соответствии с требованиями стандартов 2 поколения.

  Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли[6]. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся[2] Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

Его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейны – превосходный способ контроля.

Преимущества СИНКВЕЙНА:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Презентация

Слайд №1

Мастер-класс: «Использование дидактического синквейна для создания поздравительной открытки»

Рябинина Н.В., учитель немецкого языка МБОУ «Малышевская СОШ»

Слайд №2

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций, характеризующая предмет (тему), состоящая из пяти строк,   пишется по определённому плану.

 

Сегодня мы с вами попробуем использовать синквейн как прием  технологии развития критического мышления для создания поздравительной открытки с праздником Масленицы. Поскольку технология написания этого короткого литературного произведения, характеризующего предмет (тему ), впервые   возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии разработанная американской поэтессой Аделаидой Крэпси (Adelaide Crapsey),  требует глубокого погружения в информационный материал, закономерен вопрос: Что вы знаете об этом празднике? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим событием?  

Слайды №3-8

Дидактический синквейн  основывается  на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают

описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка —

 образована тремя глаголами или деепричастиями,

описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, крылатое выражение, афоризм, пословица .

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

 

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

А теперь давайте подумаем и скажем: Что мы знаем и можем рассказать о Масленице какие ассоциации у вас возни кают, когда вы слышите слово «мМасленица»?

( Участники мастер-класса предлагают свои варианты. Можно выбрать наиболее часто употребляемые варианты ответов и записать их на доске или предложить в качестве образца заготовленные заранее)

 Слайды № 9-11

 

 

 

                                              МАСЛЕНИЦА

 

Слайд № 12

Как вариант синквейна можно использовать диамант-двойной синквейн-белый стих.выражающий отношение к разным точкам зрения на одно и тоже событие или к разным событиям.

Он состоит из 7 строк.

  1. Первое событие-1 существительное
  2. Описание события-2 прилагательных(причастия)
  3. Действия, характерные для события-3 глагола(деепричастия)
  4. Фраза, связывающая 2 события, или разные точки зрения на событие-4 слова любых частей речи(предложение, афоризм)
  5. Действия, характерные для второго события-3 глагола (деепричастия)
  6. Описание второго события-2 прилагательных(причастия)
  7. Второе событие-1 существительное.

Задание:

Внимательно посмотрите на ассоциации и в соответствии с правилами написания синквейна напишите, пожалуйста, поздравление присутствующим здесь людям .

 Оформите их на этих бумажных блинчиках с обратной стороны.(Художественно оформленные кружочки бумаги)

Рефлексия. Теперь мы положим наши произведения в эту коробочку и подарим их   друг другу (достают из коробочки поздравления и зачитывают вслух) 

В заключении :синквейн-диамант  всем присутствующим от меня

Слайд№13

Масленица.

Широкая, разгульная.

Веселимся,  шумим, пляшем.

«Есть блин, так вместе съедим!»

Благотворите, примиряйтесь, прощайте!

Добрые, покаянные…

Великий Пост.

 Урок «Лучшее время года»

Класс 5

Предмет: немецкий язык

Учитель Рябинина Надежда Васильевна

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Знакомство с весенними праздниками в Германии

Задачи:

  • Привлечение внимания школьников к празднованию весенних праздников.
  • Закрепление навыка перевода текста с немецкого языка на русский.
  • Тренировка в описании погоды весной с опорой на готовый текст.
  • Активизация употребления отрицаний.
  • Знакомство с построением дидактического синквейна и возможностью его использования для рассказа о чем-либо
  • Знакомство с немецкими песенками о весне.
  • Воспитание толерантного отношения к культуре немецкого народа путем сопоставления народных обычаев в России и Германии.

     

Ход урока

  1. Начало урока.Оргмомент

-GutenTag.Kinder!Schönes Wetter, nicht wahr?

Sprecht mir nach!

Guten Morgen-ruft die Sonne

Guten Morgen-ruft der Wind

Guten Morgen-ruft der Vogel

Guten Morgen-ruft das Kind!

Ich heiβe Rjabinina NW . Ich bin ihre Deutschlehrerin für heute. Einverstanden? Und wie heiβt ihr?-…

Nun wir beginnen unsere Arbeit. Unser Thema heiβt “Die beste Jahreszeit”

Wie heiβt es auf Russisch? Wer kann übersetzen?

Im Rahmen dieses Thema wiederholen wir Grammatik und Lexik zu den Themen  “Der Frühling “ und “Die Frühlingsfeste”

Слайд 1 -9-Wir hören zu und singen mit! (№ 48)

 Der Winter ist nicht mehr da. Viele Menschen haben Winter gern.

Aber ,meiner Meinung nach? Die beste Jahreszeit ist… Und Was ist das sagen wir später zusammen.

Слайд 10- Lest, bitte ,und übersetzt ins Russische!

(повторение употребления отрицаний nicht и  kein в немецком предложении)

  1. Не холодно.

2.Не ветрено.

3.Снег не идет.

4.Снег повсюду  не лежит.

5.Дети не катаются на лыжах и коньках.

6.Они не лепят снеговика.

7.Они не играют в снежки.

Весна.

Слайд 11-посмотрели на экран послушали песенку(отдохнули)

Слайд 12-Und wie ist das Wetter im Frühling? Lest und übersetzt,

 Солнце ярко светит.

Тает.

Цветут первые цветы.

Птицы прилетают из теплых стран.

Люди работают в саду. Они сажают фрукты и сеют овощи.

Они празднуют также различные праздники.

Физкультминутка-  

Слайд 13-Und welche Frühlingsfeiertage wisst ihr?

(называют праздники, которые празднуются в России и Германии весной)

Россия:

Международный женский день

Первое апреля

День весны и труда

Пасха

День Победы

Германия:

Карнавал

День дурака

Пасха

Слайд 14-Also,die wichtigste Frühlingsfeiertage in Deitschland sind:…        

 

  • Der Karneval

 

  • Ostern

 

Следующий слайд переключить позже!

 -Und was wisst ihr über Ostern?

(дети рассказывают что они знают о праздновании Пасхи в России и Германии. Кто и что является Символом пасхи в Германии)

 

Jetzt hören wir ein Kinderlied und singen mit! Steht auf! Macht mit mir zusammen.

(поют песенку № 17 с движениями, отдыхают)

Слайд 15

Osterhase, komm!                                      

Komm, bitte, komm,

Osterhase, komm!

Bonbons, Schokolade

Möcht ich gerne haben.

Komm, bitte, komm,

Osterhase, komm!

Komm, bitte, komm,

Osterhase, komm!

Bonbons, Schokolade

Möcht ich gerne haben.

Komm, bitte, komm,

Osterhase, komm!


Заключение:

 подведение итогов урока.

Слайд 16

(синквейн              Весна

                  Тепло,солнечно,красиво

           Сажают, восхищаются,празднуют

                 Все цветет и пахнет.

                 Лучшее время года.)

 Was haben wir heute über den Frühling erfahren?

  • Wie ist der Frühling?
  • (записываем варианты ответа на доске, набирая как можно больше, с тем, чтобы отобрать нужное количество самых распространенных и точных определений)- warm, schön 
  • Was machen die Menschen im Frühling?
  • (набираем глаголы)- pflanzen,bewundern,feiern 
  • Und was könnt ihr über die Natur sagen? Wie ist die Natur im Frühling(определения,относящиеся к описанию природы) Alles blüht und duft
  • Ist der Frühling nicht die beste Jahreszeit?

  • Der Frühling
  • warm, schön
  • pflanzen,bewundern,feiern
  • Alles blüht und duft.
  • Die beste Jahreszeit

(синквейн              Весна

                  Тепло,солнечно,красиво

           Сажают, восхищаются,празднуют

                 Все цветет и пахнет.

                 Лучшее время года.)

Wir haben gut gearbeitet!Ich bin sehr zufrieden und gebe ihnen nur gute Noten!Danke schön! Unsere Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс : «Использование дидактического синквейна для создания поздравительной открытки» Рябинина Н.В ., учитель немецкого языка МБОУ «Малышевская СОШ»

Слайд 2

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций, характеризующая предмет (тему), состоящая из пяти строк, пишется по определённому плану.

Слайд 3

Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Слайд 4

Первая строка — тема синквейна , одно слово (обычно существительное или местоимение )

Слайд 5

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия )

Слайд 6

Третья строка —образована тремя глаголами или деепричастиями

Слайд 7

Четвертая строка — фраза из четырёх слов,выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, крылатое выражение , афоризм , пословица

Слайд 8

Пятая строка — одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Слайд 9

Масленица праздник проводы зимы встреча весны хороводы гулянья блины веселье шум гам б алаганы чаепитие катание на санях игры

Слайд 10

Масленица готовимся к Великому посту примиряемся с ближними прощаем обиды благотворим поздравляем широкая разгульная в еселая языческая христианская веселый народный сытый

Слайд 11

Масленица «Где блины, тут и мы» «Есть блин, так вместе съедим» «Хоть с себя все заложить , а масленицу проводить»

Слайд 12

В ариант синквейна - диамант- двойной синквейн- белый стих,выражающий отношение к разным точкам зрения на одно и тоже событие или к разным событиям

Слайд 13

Масленица. Широкая, разгульная. Веселимся, шумим, поздравляем. «Есть блин, так вместе съедим!» Благотворите, примиряйтесь , прощайте! Милосердные, покаянные… Великий Пост.

Слайд 14

Использованная литература Шаблон слайда «Гномы» автор Фокина Л.П. Linda 1190 edu54.ru/node/248188 Дидактический синквейн ru.wikipedia .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках иностранного языка и во внеклассной работе.

Использование ИКТ на  уроках  иностранного  языка и  во  внеклассной  работе. Методическая разработка....

использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеклассной работе.

а уроках английского языка с помощью компьютера можно решать ряд конкретных задач........

Использование синквейна на уроках иностранного языка

Статья сборника «Инновации в образовании: опыт реализации» 2015 год....

Использование электронных проектов на уроках иностранного языка при формировании навыков работы в команде.

Участие в создании и использовании электронных проектов повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки работы в команде. В процессе проектной работ...

Синквейн на уроках иностранного языка

Технология синквейн и как можно её применить на уроке иностранного языка....