Разработка урока русского языка в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Данный урок предполагает повторение, обобщение и систематизацию знаний о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения. В ходе занятия совершенствуются навыки смыслового, интонационного, структурного членения сложных предложений, составления схем, сопоставления предложений и их графических обозначений; навык речеведческого анализа текста. Урок разработан с опорой на учебник - А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М., «Просвещение», 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10_kl._slozhnoe_predlozhenie.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе
«Повторение изученного в 5-9 классах. Сложное предложение».
Разработала Новомирская Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 г. Шахты Ростовской обл.
Цели урока.
- Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения.
- Развивать навыки смыслового, интонационного, структурного членения сложных предложений, составления схем, сопоставления предложений и их графических обозначений. Развивать навык речеведческого анализа текста.
- Воспитывать внимательное отношение к художественному слову, а также к системе языка как видоизменяющемуся и пополняющемуся организму, как элементу национальной культуры.
Методы:
- словесные (диалог);
- работа с информацией (с учебной книгой);
- организация учебной работы (демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа, работа у доски);
- методы, отражающие логический путь познания (анализ, сравнение, обобщение);
- методы контроля (самопроверка, взаимопроверка, фронтальный опрос, тестирование);
- методы оценивания (рейтинговый, критериальный).
Оборудование.
- А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М., «Просвещение», 2009.
- Планшеты (А3) для опорных конспектов.
- Раздаточный материал (тексты с заданиями) для самостоятельной работы.
- Оценочный лист (см. приложение).
Ход урока.
Организация класса. Запись темы, целеполагание.
Задание №1.
Терминологический диктант (с толкованием терминов).
(В это время назначенный «контролёр» проходит по классу и вносит в оценочный лист выполнение домашнего задания (составленные опорные конспекты по теме «Сложное предложение»), отмечая самый краткий и самый полный опорный конспект. Также в ходе урока помощник контролёра заносит в оценочный лист ответы с места, работу у доски, правильность реплик и записей).
Слова для диктанта:
Синтаксис, пунктуация, согласование, управление, примыкание, вводные слова, обращение, параллелизм, инверсия, сложное предложение.
Вариант задания: составьте терминологический диктант на лингвистическую тему (8-10 терминов), продиктуйте отвечающему у доски 1-2 слова.
Фронтальный опрос. (Учащийся, у которого самая малоинформативная схема, записывает её маркером на листе А3, закрепляет на доске. Тот, у кого наиболее полная, тоже записывает на планшете, но пока не демонстрирует.)
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- Какие предложения называются сложносочинёнными? Приведите пример.
- Какие предложения называются сложноподчинёнными? Приведите пример.
- Как называются части СПП?
- Какие виды придаточных вам известны? В чём их отличие?
Задание №2.
Выборочный диктант.
Прослушайте предложения, отметьте номера:
1 ряд – ССП (1,5)
2 ряд – СПП (4,6)
3 ряд – БСП (2,3).
- Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.
- Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.
- Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
- В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
- Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
- Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.
Запись с разбором 4 предложения, составление схемы 6 предложения.
Задание №3.
Работа с учебником.
Из упражнения №118 выпишите предложения, соответствующие схемам:
- [ ] , (когда …).
- [ ] , (что…), (которая…)!
- [ ] ; [ ] …
- [ ] , [ ] , ( в котором…)…
Докажите устно, определите вид придаточных.
Ответы:
1.О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе. (А.Блок.)
2.Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжёт, и губит! (А.Блок.)
3.В туче, солнце заступающей,
Прокатился гулкий гром;
Ангел радугой сияющей
Золотым взмахнул крестом… (И.Бунин.)
4.Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла… (А.Блок.)
Каковы смысловые отношения между частями ?
Обратите внимание на частоту употребления сложных предложений в художественной речи. Сделайте вывод о роли сложных предложений в системе языка.
Задание №4.
Анализ частных случаев постановки запятой в СП.
Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли.
Ребята шагали быстро, и, когда справа показался лесок, до места ночлега оставалось всего три километра.
- Вспомните и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.
Задание №5.
Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.
Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.
Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)
Выполните задания к тексту. (5 мин)
(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.
(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.
(В.В.Набоков)
- Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.
- Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
- Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.
- Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.
- Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.
(Можно применить методы самопроверки, взаимопроверки или сдать листки с ответами консультантам.)
Подведение итогов.
Сравните два опорных конспекта. Чем они отличаются? Какие сведения о сложном предложении можно внести в конспекты для полноты информации?
Какие вопросы, касающиеся сложных предложений, не были рассмотрены?
Домашнее задание.
Повторить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, записать схематически. Написать миниатюру на основе текста о чеховском герое. Высказать своё отношение к вопросу, поднятому В.Набоковым.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный лист к уроку по теме «Сложное предложение».
№ | Ф.и. учащегося | Дом. Зад. (+, -) | Выбор. дикт. (правильно, с ошибками) | Устные ответы | Работа у доски | Самост. раб. | оценка |
… |
Поставьте: +, если задание выполнено правильно;
- , если задание не выполнено;
ош., если задание выполнено с ошибками.
За каждый устный ответ или выполнение задания у доски ставьте аналогичные значки.
Ключи к заданиям.
Задание №2.
Выборочный диктант.
Прослушайте предложения, отметьте номера:
1 ряд – ССП (1,5)
2 ряд – СПП (4,6)
3 ряд – БСП (2,3).
Задание №5
- 1
- 5,6,11
- 4
- 5
- 10.
Задание №5.
Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.
Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.
Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)
Выполните задания к тексту. (5 мин)
(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.
(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.
(В.В.Набоков)
- Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.
- Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
- Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.
- Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.
- Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Разработка урока русский язык 6 класс
Данный урок проводится при изучении темы "Числительное". Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи. ...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Комментарии
Спасибо за урок! Можно
Спасибо за урок! Можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ. Возьму на вооружение. С уважением, Елена.
Рада быть полезной!
Рада быть полезной!