№ п/п | РАЗДЕЛ / Тема урока
*Повторение | Календарные сроки | Планируемые результаты обучения |
| КЭС | КПУ |
|
|
|
| Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Общие сведения о русском языке (1ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. | Русский язык в семье славянских языков |
| Знать: о роли славянского языка в развитии русского языка | Иметь представление о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, о роли старославянского языка в развитии русского языка |
| 2.4 | Извлекать информацию из различных источников |
Повторение изученного в 5-7 классах (9ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
2. | Повторение орфографии и морфологии: написание Н-НН в суффиксах
*Словообразование |
| Знать: условия выбора букв Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Уметь: применять правило на практике | Разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать эти части речи, видеть в них орфограммы, безошибочно писать. Искать и находить в словарях необходимую информацию | 6.8 | 3.8 2.5 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
3. | Слитное-раздельное написание НЕ с разными частями речи
*Лексическое значение слова |
| Знать: правило «Слитное-раздельное написание НЕ с различными частями речи». Уметь: применять правило на практике | Опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать; аргументировать, группировать части речи в связи со слитным и раздельным написанием НЕ, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по плану | 6.11 | 3.8 2.5 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
4. | Слитное-раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи
*Запятая в сложном предложении |
| Знать: правило «Слитное – раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Уметь: применять правило на практике | Осознавать сходство и различие в написании НЕ и НИ с местоимениями и наречиями; уметь составлять алгоритм «Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | 6.13 | 3.8 2.5 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
5. | Употребление в тексте частицы НИ
*Основная мысль текста |
| Знать: особенности употребления частицы НИ | Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию | 6.13 8.4 | 2.5 | Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
6. | Дефисное написание слов
*Словообразование. Морфемный разбор |
| Знать: условия употребления дефиса в различных частях речи | Опознавать части речи с данной орфограммой, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по плану | 6.16 | 3.8 2.5 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
7. | Написание наречий и их омонимов среди других частей речи
*Синтаксическая роль наречия. Пунктуационный разбор |
| Уметь: различать написание наречий и омонимичных слов | Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию | 6.12 | 3.8 2.5 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
8. | Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием |
| Уметь: применять полученные ранее знания в ходе написания контрольной работы | Классифицировать изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентироваться в лингвистической терминологии |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
9. | Анализ контрольной работы
*Образец работы над ошибками |
| Знать: требования к работе над ошибками | Классифицировать орфограммы и пунктограммы; уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
10. | Развитие речи. Речь и ее разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи
*Синтаксические средства выразительности |
| Знать: разновидности речи, признаки текста, особенности стилей речи | Создавать устные высказывания на лингвистические темы в соответствии с целями и ситуациями общения; систематизировать учебный материал, строить высказывание-рассуждение. Соблюдая нормы русского языка | 8.1 8.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение (6ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
11. | Словосочетание
*Виды словосочетаний |
| Знать: понятие «словосочетание». Уметь: различать способы связи слов в словосочетании | Различать словосочетания и предложения; вычленять из предложения словосочетания с различными видами связи; понимать роль словосочетания в предложении | 5.1 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
12. | Виды связи в словосочетании
*Схемы словосочетаний |
|
|
|
|
|
|
13. | Употребление словосочетаний в речи
*Средства художественной выразительности. Тропы |
| Знать: виды словосочетаний по способу связи слов | Правильно употреблять словосочетания в составе предложений; производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний; моделировать словосочетания всех видов, производить синонимичную замену | 5.1 8.4 | 3.10 | Осуществлять речевой самоконтроль |
14. | Предложение
*Типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы, по наличию второстепенных членов |
| Знать: отличие предложения от словосочетания; виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы, по наличию второстепенных членов | Систематизировать основные признаки предложения, знать его отличие от других языковых единиц. Определять границы предложения и способы передачи в устной и письменной речи. Создание собственного высказывания по теме | 5.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
15. | Главные члены предложения
*Синтаксический разбор предложения. Инверсия |
| Уметь: определять главные члены предложения и способы выражения | Пояснять функцию главных членов предложения | 5.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
16. | Развитие речи. Изложение с элементом сочинения по рассказу Ю. Казакова «Голубое и зеленое» (упр.36)
*Типы речи. Стили речи. План |
| Знать: понятие «текст», признаки текста; «микротема», «микротекст», «абзацное членение» | Адекватно понимать информацию, воспринимаемую зрительно; излагать содержание прочитанного в письменной форме; соблюдать при изложении нормы построения текста; работать над созданием собственного аргументированного высказывания | 8.6 | 3.1 3.8 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение). Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (19ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
17. | Подлежащее и способы его выражения
*Безударная гласная в корне |
| Уметь: находить подлежащее в предложении. Знать: способы его выражения | Пояснять функцию главных членов, согласовывать сказуемое с подлежащим | 5.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
18. | Способы выражения сказуемого
*Правописание частиц |
| Уметь: находить сказуемое в предложении. Знать: способы его выражения | Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи), находить и характеризовать сказуемое в предложении, разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые, использовать разные типы сказуемых в речи | 5.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
19. | Составное глагольное сказуемое. Способы выражения сказуемого
*Грамматическая основа предложения |
| Уметь: определять составное глагольное сказуемое | Видеть структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольные сказуемые |
| 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
20. | Составное именное сказуемое. Способы его выражения.
*Правописание безударной гласной и проверяемой согласной в корне слова |
| Уметь: определять составное именное сказуемое. Знать: способы его выражения | Видеть структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части. Сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов |
| 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
21. | Составное именное сказуемое. Способы его выражения.
*Морфемный разбор слова |
|
|
|
| 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
22. | Тире между подлежащим и сказуемым
*Орфоэпические нормы |
| Знать: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: применять правило на практике | Определять морфологические способы выражения главных членов предложения, безошибочно ставить тире между ними. Производить синонимичную замену разных видов сказуемого | 7.1 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
23. | Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование главных членов предложения
*Основные способы словообразования. |
|
|
|
|
|
|
24. | Развитие речи. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте |
| Знать: функционально-смысловые типы речи, их особенности; способы и средства связи предложений в тексте | Строить высказывание в соответствии со структурными особенностями текста (повествования, описания, рассуждения). Анализировать текст разных стилей и типов, опознавать в образцах языковые средства, характерные для каждого типа. Приводить аргументы и факты в качестве доказательств в сочинении-рассуждении. Использовать различные средства связи предложений в тексте | 8.2 8.3 | 1.1 2.4 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Извлекать информацию из различных источников |
25. | Второстепенные члены предложения. Определение
*Правописание безударной гласной в корне слова, чередующейся гласной. Эпитеты |
| Знать: понятие «второстепенные члены предложения». Уметь: определять второстепенные члены в предложении | Различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. Уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средство выразительности | 5.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
26. | Определения. Приложения
*Знаки препинания в простом осложненном предложении
|
| Знать: приложение как разновидность определения. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с приложением | Распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи | 5.3 7.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
27. | Дополнение
* Правописание местоимений, наречий и омонимичных форм |
| Знать: дополнение как второстепенный член предложения, способы его выражения | Отличать подлежащее от дополнения; различать прямое и косвенное дополнение, определяя смысловые отношения между словами | 5.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
28. | Обстоятельство
*Лексическое значение слова |
| Знать: обстоятельство как второстепенный член предложения, способы его выражения | Классифицировать виды обстоятельств по значению. Использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности | 5.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
29. | Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом
*Морфологический разбор слова |
| Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом |
| 5.3 7.5 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
30. | Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием |
| Уметь: применять полученные ранее знания в ходе написания контрольной работы | Классифицировать изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентироваться в лингвистической терминологии |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
31. | Анализ контрольной работы |
| Знать: требования к работе над ошибками | Классифицировать орфограммы и пунктограммы; уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
32. | Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики
*Особенности публицистического стиля |
| Знать: понятие «публицистический стиль», репортаж – жанр публицистики | Понимать особенности жанра; сопоставлять репортаж и информационную заметку; отмечать общее и различное; определять свойственные репортажу изобразительность и эмоциональность | 8.1 | 2.4 3.3 | Извлекать информацию из различных источников. Осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
33. | Развитие речи. Репортаж-повествование
*Средства художественной выразительности в публицистическом стиле |
| Знать: понятие «репортаж-повествование», его строение, характерные языковые средства | Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах, обеспечивающих динамичность, экспрессивность повествования | 8.1 | 2.4 3.3 | Извлекать информацию из различных источников. Осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
34. | Интонация простого предложения. Порядок слов в предложении
*Инверсия как средство художественной выразительности |
| Знать: структурные, коммуникативные и интонационные признаки предложения | Определять границы предложения и способы передачи в устной (интонация) и в письменной речи (знаки препинания конца предложения); правильно читать фразы с пометами, обозначающими паузы, логическое ударение и т.д. | 5.2 | 1.1 3.7 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы современного русского литературного языка |
35. | Развитие речи. Сочинение (репортаж или работа по картине) |
| Знать: понятие «репортаж», его строение, характерные языковые средства | Излагать увиденное в письменной форме; соблюдать при изложении нормы построения текста; работать над созданием собственного аргументированного высказывания, не нарушая требования к жанровым особенностям сочинения | 8.6 | 3.8 3.2 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Создавать тексты различных стилей и жанров |
Односоставные простые предложения (12ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
36. | Виды односоставных предложений. Определенно-личное предложение
*Грамматическая основа предложения |
| Знать: понятие «односоставные предложения». Уметь: определять виды односоставных предложений | Классифицировать виды односоставных предложений по способу выражения главного члена; знать структурно-грамматические особенности односоставных предложений; опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения; понимать роль односоставных предложений в речи; уметь использовать их в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | 5.4 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
37. | Неопределенно-личные предложения
*Синонимы |
|
|
|
|
|
|
38. | Обобщенно-личные предложения.
*Наклонение глагола |
|
|
|
|
|
|
39. | Безличные предложения
*Безличные глаголы |
|
|
|
|
|
|
40. | Безличные предложения
* Разряды наречий |
|
|
|
|
|
|
41. | Назывные предложения
*Орфографический разбор слова |
| Знать: понятие «назывные предложения», их смысловые и структурные особенности | Опознавать в тексте назывные предложения и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений в описании места, времени, обстановки. Использовать как средство сжатого описания экспозиции рассказа |
|
|
|
42. | Назывные и неполные предложения. Знаки препинания в неполных предложениях
*Словообразовательная цепочка |
| Знать: понятие «неполное предложение». Уметь: находить неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Опознавать неполные предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Различать назывные и неполные предложения, заменять неполные предложения полными | 5.4 | 1.1 3.8 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
43. | Односоставные предложения и их употребление в речи
*Синтаксический разбор предложения |
| Знать: односоставные предложения, их грамматические признаки, роль односоставных предложений в речи | Классифицировать виды односоставных предложений по способу выражения главного члена; знать структурно-грамматические особенности односоставных предложений; опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения; понимать роль односоставных предложений в речи; уметь использовать их в собственных высказываниях | 5.4 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
44. | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». Практическая (тестовая) работа |
|
|
| 5.4 | 1.1 3.8 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
45. | Контрольная работа № 3 . Виды односоставных предложений |
| Уметь: применять полученные ранее знания в ходе написания контрольной работы | Классифицировать виды односоставных предложений, изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентироваться в лингвистической терминологии | 5.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
46. | Анализ контрольной работы |
| Знать: требования к работе над ошибками | Классифицировать виды односоставных предложений; уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
47. | Развитие речи. Подробное изложение «Царскосельский Лицей» |
| Знать: понятие «текст», признаки текста; «микротема», «микротекст», «абзацное членение» | Адекватно понимать информацию, воспринимаемую на слух; излагать содержание услышанного в письменной форме; соблюдать при изложении нормы построения текста; работать над созданием собственного аргументированного высказывания | 8.6 | 3.1 3.8 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение). Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Предложения с однородными членами (13ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
48. | Понятие об однородности членов предложения
*Эпитет |
| Знать: понятие «однородные члены предложения», их признаки, средства связи однородных членов предложения | Выявлять особенности однородных членов предложения; опознавать однородные члены предложения; владеть интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, соединенными бессоюзной связью |
| 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
49. | Пунктуация при однородных членах предложения
*Пунктуационный разбор предложения |
| Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Уметь: применять необходимые правила на практике | Знать средства связи однородных членов предложения, опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи; выполнять пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 7.2 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
50. | Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи
*Сочинительные союзы |
| Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связи. Уметь: применять необходимые правила на практике | Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи; различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить синонимичную замену союзов при однородных членах | 7.2 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
51. | Средства связи между однородными членами предложения
*Правописание корней |
| Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, средства связи между однородными членами предложения | Отличать простое предложение с однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом И, ДА (=И) от сложного предложения с аналогичной связью, правильно пунктуационно оформлять предложения с однородными членами | 7.2 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
52. | Определения однородные и неоднородные
*Морфемный разбор слова |
| Знать: понятие «однородные и неоднородные определения» | Различать однородные и неоднородные определения; опознавать эти виды определений в речи; строго соблюдать пунктуационные правила на письме | 7.2 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
53. | Различие однородных и неоднородных определений
*НЕ с различными частями речи |
| Уметь: различать однородные и неоднородные определения | Выявлять различия однородных и неоднородных определений на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений | 7.2 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
54. | Развитие речи. Подробное изложение «Легенда о Байкале» |
| Знать: понятие «текст», признаки текста; «микротема», «микротекст», «абзацное членение» | Адекватно понимать информацию, воспринимаемую зрительно; излагать содержание прочитанного в письменной форме; соблюдать при изложении нормы построения текста; работать над созданием собственного аргументированного высказывания | 8.6 | 3.1 3.8 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение). Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
55. | Обобщающие слова при однородных членах предложения
*Второстепенные члены предложения |
| Знать: понятие «обобщающие слова при однородных членах предложения», знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения. Уметь: применять необходимые пунктуационные правила на практике | Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения с составным именным сказуемым; использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения в текстах разных стилей | 7.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
56. | Обобщающие слова при однородных членах предложения
*Пунктуационный разбор предложения |
|
|
| 7.19 |
|
|
57. | Развитие речи. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста
*Типы речи |
| Знать: понятие «публицистический стиль», статья в газету – жанр публицистики | Понимать особенности жанра, видеть строение текста, определять задачу речи, тематику, языковые особенности статьи, воздействующие на читателя типичные для жанра средства выразительности | 8.1 | 3.2 | Создавать тексты различных стилей и жанров |
58. | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
*Синтаксические средства художественной выразительности |
| Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Уметь: применять необходимые правила на практике | Опознавать однородные члены предложения и обобщающие слова при однородных членах предложения, строго соблюдать пунктуационные правила на письме | 7.9 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
59. | Контрольная работа № 4. Диктант с грамматическим заданием |
| Уметь: применять полученные ранее знания в ходе написания контрольной работы | Распознавать однородные члены предложения и предложения с обобщающими словами при однородных членах, изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентироваться в лингвистической терминологии | 7.9 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
60. | Анализ контрольной работы |
| Знать: требования к работе над ошибками | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию | 7.9 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Предложения с обращениями, вводными словами, словосочетаниями, предложениями и вставными конструкциями (11ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
61. | Обращение. Знаки препинания при обращении
*Морфемный разбор |
| Знать: обращение распространенное и нераспространенное, знаки препинания при обращении | Характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | 7.2
| 3.8
| Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
62. | Обращение. Знаки препинания при обращении
*Правописание предлогов и частиц |
|
|
|
|
|
|
63. | Предложения с вводными конструкциями
*Правописание наречий |
| Знать: вводные слова и предложения, знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Уметь: применять необходимые пунктуационные правила на практике | Классифицировать группы вводных конструкций по значению; объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова; понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания | 7.8 | 3.8 2.4 2.5 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Извлекать информацию из различных источников. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
64. | Вводные конструкции
*Правописание глаголов |
|
|
|
|
|
|
65. | Вводные слова и омонимичные конструкции
*Синтаксический разбор предложения |
| Уметь: использовать вводные слова как средства связи предложений и смысловых частей текста | Опознавать вводные слова и омонимичные конструкции |
|
|
|
66. | Вводные конструкции и знаки препинания при них (обобщение). Практическая (тестовая) работа |
| Знать: вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Уметь: применять необходимые пунктуационные правила на практике | Опознавать вводные слова и вводные конструкции в предложении; моделировать и употреблять в речи предложения с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, наблюдать за использованием вводных конструкций в текстах разных стилей и жанров |
|
|
|
67. | Вставные конструкции
*Лексическое значение слова |
| Знать: предложения с вставными конструкциями, особенности употребления вставных конструкций | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, опознавать вставные конструкции, расставлять знаки препинания на письме | 7.8 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
68. | Обобщающий урок по теме «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
*Пунктуационный разбор предложения | | Знать: обращение (однословные и неоднословные), его функции и способы выражения. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Синонимия вводных конструкций | Опознавать и правильно интонировать предложения с распространенными и нераспространенными обращениями, вводными словами, словосочетаниями; моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений, с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами; строго соблюдать пунктуационные правила | 7.9 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
69. | Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием |
| Уметь: применять полученные ранее знания в ходе написания контрольной работы | Распознавать на письме предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями. Ориентироваться в лингвистической терминологии | 7.9 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
70. | Анализ контрольной работы |
| Знать: требования к работе над ошибками | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
71. | Развитие речи. Сжатое изложение (упр.181) |
| Знать: об информационной переработке текста. Уметь: использовать прием компрессии текста | Адекватно воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая абзацное членение, орфографические и пунктуационные нормы | 8.6 | 3.1 3.8 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение). Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Предложения с обособленными членами (16ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
72. | Понятие об обособлении. Обособление определений
*Морфемный разбор причастия и деепричастия |
| Знать: смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; опознавать обособленные члены предложения | 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
73. | Обособление определений
*Фонетический разбор слова |
| Знать: сущность и условия обособления определений. Уметь: применять пунктуационные правила на письме | Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, согласованные одиночные определения,. Относящиеся к существительным. Опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными определениями. Моделировать и использовать в речи предложения с обособленными определениями. Выявлять грамматические условия обособления несогласованных определений | 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
74. | Обособление одиночных и несогласованных определений
*Пунктуационный разбор |
|
|
| 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
75. | Обособление определений
*Пунктуационный разбор |
|
|
| 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
76. | Обособление приложений
*Пунктуационный разбор |
| Знать: сущность и условия обособления приложений. Уметь: применять пунктуационные правила на письме | Опознавать обособленные приложения в тексте и на слух, моделировать и использовать в речи предложения с обособленными приложениями | 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
77. | Обособление приложений
*Пунктуационный разбор |
|
|
| 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
78. | Обособление определений и приложений. (Обобщающий урок)
*Орфоэпические нормы |
| Знать: сущность и условия обособления определений и приложений. Уметь: применять пунктуационные правила на письме | Опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными определениями и приложениями. Оценивать правильное построение предложений с обособленными определениями и приложениями в собственных и авторских текстах разных стилей и жанров | 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
79. | Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием |
| Уметь: применять полученные ранее знания в ходе написания контрольной работы | Распознавать в тексте обособленные определения и приложения, изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентироваться в лингвистической терминологии | 7.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
80. | Анализ контрольной работы |
| Знать: требования к работе над ошибками | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
81. | Обособление обстоятельств
*Морфемный разбор деепричастия |
| Знать: деепричастия и деепричастные обороты как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления | Определять границы деепричастного оборота, конструировать предложения с деепричастными оборотами, оценивать правильность построения предложений с обособленными обстоятельствами, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественном тексте | 7.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
82. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
*Правописание приставок |
|
|
| 7.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
83. | Обособление обстоятельств
*Лексическое значение слова |
|
|
| 7.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
84. | Уточняющие члены предложения
*Морфемный разбор причастия |
| Знать: уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности; выделительные знаки препинания при них | Опознавать и и правильно интонировать предложения с уточняющими членами предложения, моделировать и использовать в речи, пунктуационно правильно оформлять, оценивать правильность построения предложений с уточняющими членами, наблюдать за особенностями употребления уточняющих обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров | 7.6 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
85. | Уточняющие члены предложения
*Эпитеты. Олицетворения. Метафоры |
|
|
| 7.6 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
86. | Контрольная работа №7. Диктант с грамматическим заданием |
| Уметь: применять полученные ранее знания в ходе написания контрольной работы | Распознавать в тексте обособленные обстоятельства и уточняющие члены предложения, изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентироваться в лингвистической терминологии | 7.4 7.6 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
87. | Анализ контрольной работы |
| Знать: требования к работе над ошибками | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Синтаксические конструкции с чужой речью (5ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
88. | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи
*Пунктуационный разбор предложения |
| Знать: способы передачи чужой речи; предложения с прямой и косвенной речью; разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Опознавать основные способы передачи чужой речи, правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью, заменять прямую речь косвенной, анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью | 7.10 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
89. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
|
|
| 7.10 | 3.8 2.4 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Извлекать информацию из различных источников |
90. | Диалог. Прямая речь |
|
|
| 7.10 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
91. | Употребление косвенной речи |
|
|
|
| 3.7 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка |
92. | Цитаты и их оформление на письме |
| Знать: способы включения цитат в высказывания. Уметь: применять пунктуационные правила цитирования на письме | Использовать различные способы цитирования в речевой практике | 7.10 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (9ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
93. | Обобщающий урок по курсу русского языка |
| Знать: синтаксис и пунктуацию простого предложения, синтаксические и пунктуационные нормы, текст, типы и стили речи | Анализировать текст, проводить композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | 6.17 7.19 8.5 | 3.8 1.1 2.4 2.5 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Извлекать информацию из различных источников. Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
94. | Итоговая контрольная работа № 8 |
| Знать: синтаксис и пунктуацию простого предложения, синтаксические и пунктуационные нормы, основные орфографические правила | Соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и лексические нормы, владеть языковыми средствами | 6.1 7.1- 7.10
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
95. | Анализ контрольной работы |
| Знать: требования к работе над ошибками | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры. Искать и находить в справочной литературе и словарях необходимую информацию |
| 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
96-102.. | Резервные уроки. Повторение изученного в 5-8 классах |
|
|
|
|
|
|