Перспективно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме
Планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_7_klass.docx | 94.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГКОУ «Кронштадтский
морской кадетский корпус
Министерства обороны
Российской Федерации»
Н. Довбешко
«_____» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 7 класса
на 2014/2015 учебный год
(УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, 2011 г.
Допущено Министерством образования и науки РФ)
Согласовано на ПМК русского языка и литературы.
Протокол №__ от ________ 2014 г.
Преподаватель отдельной дисциплины «Русский язык» Е.Э. Гущина
Разработчик программы - преподаватель
отдельной дисциплины «Русский язык и литература»
Педагогический стаж 24 года.
В.В. Олейник
Кронштадт
2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Общее количество часов – 136 (4 часа в неделю). На развитие речи - 27 часов.
Одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. Содержание курса 7 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
При планировании предусмотрено использование ресурсов интерактивной доски и электронных пособий.
При планировании предусмотрены разнообразные виды контроля:
- диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, со взаимопроверкой);
- тест;
- морфологический анализ слов;
- изложение (подробное, выборочное, сжатое);
- списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
- сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.;
- устные рассказы на лингвистическую тему;
- моделирование текста;
- редактирование текста;
- комплексный анализ текста.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны уметь (метапредметные результаты):
- Владеть всеми видами речевой деятельности:
Чтение и аудирование:
- адекватно понимать содержание информации, воспринимаемой на слух или зрительно;
- выразительно читать тексты публицистического стиля;
- извлекать информацию из различных источников, в том числе из региональной газеты;
- выделять основную и дополнительную информацию из текста, определять принадлежность текста к типу и стилю речи;
- ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам;
- при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов;
- слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и
- основной мысли сообщения.
Говорение:
- определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- подробно, сжато и выборочно (устно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- сохранять в пересказе, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
- создавать устные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей.
Письмо:
- подробно, сжато и выборочно (письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
- уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;
- создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении;
- создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
- писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного;
- писать заметки в газету, рекламные аннотации;
- с учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
- Применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам.
- Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты:
По орфоэпии:
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
По словообразовании:
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
По морфологии:
- распознавать части речи;
- знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
По синтаксису:
- определять синтаксическую роль частей речи;
- различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
По пунктуации:
- обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку
Для учащихся:
- Арсирий А.Т. В страну знаний - с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. - М., 2004.
- Арсирий А.Т. В страну знаний - с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие второе. - М., 2005.
- Грехнева Г.М, Русский язык. Учимся анализировать текст. 5 - 7 классы. - М: Дрофа, 2005.
- Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. Рабочая тетрадь NQ1, NQ2. - М.: Дрофа, 2005.
- Ларионова Л.Г. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2009.
- Львов В.В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. - М.: Дрофа, 2009.
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.
- Львова С.И. Практикум по русскому языку: 7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2006.
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005.
- Львова С.И. Русский язык. 7 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. - М., 2007.
- Малюшкин АБ. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
- Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс. - М.: Дрофа, 2005.
- Русский язык. 7 кл: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2007.
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. - М., 1996.
- Шапиро Н.А Русский язык в упражнениях: 5 - 7 классы. - М., 2002.
Для учителя:
- Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6 - 7 классы. - М.: АРКТИ, 1999.
- Ларионова Л. г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
- Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5 - 9 классов. - М.: Мнемозина, 2003.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 - 9 классы. - М. 1989.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. - М.: Дрофа, 2001. - (Библиотека учителя).
- Львова С.И. Язык в речевом общении. - М., 1991.
- Малюшкина А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл.» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2005.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М., 2005.
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - М.: Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения).
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл. 10 - 11 кл. Сост. Е.И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2009.
- Соколова Г.Л. Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003. - (Мастер-класс).
Словари и справочники:
- Словарь. Крылатые слова. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. М., 1986
- Словарь трудностей русского языка. Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: Рус. яз., 1984
- Словарь трудностей русского языка. Т.Л. Фёдорова. – М.: ЛадКом., 2010
- Справочник по орфографии и пунктуации. Д.Э. Розенталь. М., 1999
- Словообразовательный словарь русского языка. А.Н. Тихонов. М.: Просвещение, 1991
- Словарь синонимов и антонимов для школьников. О.А. Михайлова. Екатеринбург, 2005
- Толковый словарь иностранных слов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995
- Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. М., 2007
- Толковый словарь живого великорусского языка. Даль В.И. М., 2005
- Толковый словарь русского языка начала 21 века. Под ред. Г.Н. Скляровской. М.,2007
- Школьный грамматико-орфографический словарь. Панов Б.Т., Текучев А.В. - М.: Просвещение, 1991
- Этимологический словарь русского языка. О.А. Шаповалова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
- Фразеологический словарь русского языка / под ред. Молоткова А.И. М., 1986
Использование материально-технической базы на уроках
Цифровые образовательные ресурсы:
- подборки иллюстративного материала;
- слайдовые презентации;
- интерактивная доска;
- мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 5 класс;
- Репетитор. Русский язык: обучающая программа для школьников;
- Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов;
- репродукции картин;
- DVD диски
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
№ п/п | Тема урока | КЭС | КПУ | Код проверяемых предметных умений | Тип урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия). *Повторение | Универсальные учебные действия | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Изменяется ли язык с течением времени | 8.5, 8.6 | 2.53.4 | Свободно пользоваться лингвистическими словарями. Владеть различными видами монолога и диалога | Усвоение новых знаний | Язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. *Орфограмма в корне (проверяемая гласная в корне слова) *Морфемный анализ слова *Морфологический анализ слова | Представлять, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Представлять этимологию как раздел лингвистики, пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слов | ||
Язык и речь. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-6 классах (30 ч + 10 ч РР) | ||||||||
Что мы знаем о стилях речи | 8.3 | 1.3 | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, язык художественной литературы | РР | Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, деловой; язык художественной литературы *Лексика. Прямое и переносное значение слова *Знаки препинания при прямой речи, диалоге | Владеть сведениями о языковых и речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану | ||
Фонетика и орфоэпия | 1.1, 1.2, 9.1 | 3.7 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | Повторительно-обобщающий | Фонетика и орфоэпия. Изменение звуков в речевом потоке. Основные правила нормативного произношения и ударения *Морфологический анализ слова | Владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов. Правильно произносить слова в соответствии с нормами литературного языка | ||
Что мы знаем о типах речи | 8.3 | 1.2 | Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента | РР | Типы речи. Строение текстов повествования, описания, рассуждения. *Орфографический анализ (правописание ПРИ- и ПРЕ- правописание падежных и родовых окончаний и др.) *Лексика. Синонимы. *Знаки препинаниях в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами | Строить связное научное высказывание с опорой на обобщающую схему относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них опорные слова («данное» и «новое») | ||
Фонетика и орфоэпия | 1.1, 1.2, 9.1 | 3.7 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | Повторительно-обобщающий урок | Фонетика и орфоэпия *Лексика. Лексическое значение слова | Сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыками пользования орфоэпическим словариком, чтения словарной статьи | ||
Звуковой анализ слов | 1.1, 1.2, 10.1 | 3.7, 3.10 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка Оценивать свою речь с точки зрения её правильности находить грамматические и речевые ошибки, недочеты | Повторительно-обобщающий урок | Фонетика и орфоэпия *Выразительные средства фонетики. Звукопись *Правописание словарных слов | Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приема в создании художественного образа. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм. Применять фонетико-орфоэпические знания в собственной речевой практике. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи | ||
Словообразование изменяемых частей речи | 3.2, 3.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Основные способы образования слов *Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи | Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, бессуфиксный, сложение и его виды. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | ||
8.-9. | Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур-гончий пес» и его анализ | 8.1, 8.6 | 3.1 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | РР | Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст | Определять тему, стиль речи, основную мысль текста, ведущий тип речи и включенные в него фрагменты с иным типовым значением; подбирать заголовок, находить характерные языковые средства, составлять план и типологическую схему текста. Адекватно понимать информацию текста, воспринимаемую зрительно, излагать содержание прочитанного текста в письменной форме подробно, соблюдать при изложении нормы построения текста, нормы письма | |
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 3.3, 3.4 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари *Морфемный анализ слова *Морфологический анализ слова *Знаки препинания в простом осложненном предложении | Определять способы образования слов, построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на ее основе определить морфемное строение слов. Представлять об основных способах неморфологического образования слов: переход слова одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Использовать словообразовательный, морфемный и этимологический словари при решении разнообразных учебных задач | ||
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 3.3, 3.4 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий | Словообразование знаменательных частей речи. Основные выразительные средства словообразования *Орфограмма в приставке. *Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи *Чередование гласных в корне *Синтаксис. Словосочетание | Наблюдать за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи, выразительные средства морфемики и словообразования | ||
Контрольная работа № 1 | 1.2, 3.4 | 3.7 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | Урок контроля | Фонетика и орфоэпия. Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, определять способы образования слов, находить в тексте слова с оглушением, озвончением, образованные определенным способом, анализировать словообразовательные гнезда | ||
Способы и средства связи предложений в тексте | 8.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | РР | Способы и средства связи предложений в тексте *Орфограмма (проверяемая гласная в корне; О-Ё после шипящих в корне слова; Н и НН в суффиксах прилагательных и др.) | Определять способ связи предложений в фрагментах текста. Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности, параллельную связь с повтором | ||
Правописание: орфография и пунктуация | 6.166.177.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий | Правописание: орфография и пунктуация *Знаки препинания при прямой речи, цитировании | Понимать значение правил правописания для жизни людей. Свободно владеть орфографическим словарем. Знать основные разделы орфографии: правила употребления букв, правила слитно-дефисно-раздельных написаний, применять правила на практике. Назвать пунктуационные знаки: запятая, тире, двоеточие, кавычки, правильно расставлять их на письме | ||
Разделительные твердый и мягкий знак | 6.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий | Орфографические правила, связанные с употреблением разделительных Ъ и Ь *Лексика. Заимствованные слова *Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ на конце глаголов | Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь. Безошибочно писать слова с данными орфограммами | ||
Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова | 6.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий | Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова *Знаки препинания в простых и сложных предложениях *Морфологический анализ слова | Знать правило употребления на письме Ь для обозначения мягкости согласных и определенных грамматических форм. Безошибочно писать слова с данными орфограммами | ||
Изложение «Ленька, любимец ребят» | 8.1, 8.6 | 3.1 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | РР | Тема, основная мысль. Стиль речи. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте | Уметь определять тему и основную мысль текста, называть стиль речи и выделять языковые средства, характерные для этого стиля, выяснять, как построен текст: какие типы речи в нем использованы, как связываются между собой предложения, какие средства связи и выразительности употреблены | ||
Буквы о - е после шипящих и Ц в разных морфемах | 6.2 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий | Правописание гласных после шипящих и Ц в словах разных частей речи. *Правописание И-Ы после Ц *Морфологический и морфемный анализ слова | Знать правило употребления на письме букв о - е (е) после шипящих и Ц в разных морфемах, безошибочно писать слова с данными орфограммами | ||
Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем: правописание приставок | 6.6 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем: правописание приставок *Морфемный анализ слова *Орфограмма в корне | Знать три группы приставок с учетом правил их правописания; уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками | ||
Обозначение гласных и согласных в корне слова | 6.5 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Правописание гласных и согласных в корнях слов *Правописание приставок *Синтаксис. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные. Характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание. Владеть способом подбора проверочных слов, ориентируясь на значение корня, доказывая верность написания с помощью опоры на однокоренное слово | ||
Обозначение гласных и согласных в корне слова | 6.5 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Правописание гласных и согласных в корнях слов *Правописание приставок | Знать виды орфограмм в корне слова: чередующиеся О-а, е-и; о-е после шипящих, непроизносимые согласные. Уметь писать корни с чередованием гласных О-а, е-и. Знать частотные слова с буквами о-е после шипящих | ||
Правописание суффиксов | 6.7 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Правописание суффиксов в словах разных частей речи *Морфемный анализ слова *Синтаксис. Знаки препинания в простом и сложном предложениях | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы существительных (-ость, -от, -изн, -тель, -ик, -ек) и прилагательных (-чuв/-лив, -в/ев, - eньк-oньк, -оват/-еват и др.), приводить примеры слов с данными суффиксами, верно их писать | ||
Публицистический стиль речи | 8.3 | 1.3 | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы | РР | Публицистический стиль речи (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства) | Характеризовать речевую ситуацию: ведущая тематика - общественно-политическая жизнь страны; сфера применения - газета, радио, телевидение; задача речи - воздействие на массы. Узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) | ||
Правописание суффиксов | 6.7, 6.8 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Правописание суффиксов в словах разных частей речи *Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени *Знаки препинания с обособленными определениями и обстоятельствами | Знать суффиксы причастий. Разграничивать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н, нн. | ||
Контрольная работа № 2 Диктант с грамматическим заданием | 6.17 7.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок контроля | Правописание: орфография и пунктуация | Воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку, выполнять задания по тексту. (правила написания суффиксов имен прилагательных и причастий с Н, НН, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня) | ||
Правописание окончаний | 6.9 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Правописание окончаний в словах разных частей речи *Морфологический анализ слова *Знаки препинания в простом и сложном предложении | Приводить примеры, когда в именах существительных вед. ч. пишется буква И, а когда Е; какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения и как определить спряжение; как определить правописание окончаний прилагательных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 6.11 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи *Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Знать правила употребления НЕ с личными формами глагола, деепричастиями и причастиями; с существительными и прилагательными, безошибочно определять написание орфограмм | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 6.11 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи *Орфографический анализ слова *Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах | Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных работах | ||
Публицистический стиль речи. Языковые средства публицистики | 8.3 | 1.3 | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы | РР | Публицистический стиль речи (сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, характерные языковые средства). Основные жанры публицистического стиля | Выявлять особенности публицистического стиля, устанавливать принадлежность текста публицистического стиля, анализировать тесты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства | ||
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | 6.13 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях *Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. *Морфологический анализ слова | Знать правило написания НЕ и НИ в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь при водить соответствующие примеры и верно писать слова с орфограммами. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем | ||
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | 6.13 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях *Слитное, дефисное написание сложных слов *Правописание словарных слов | Знать правило употребления дефиса в местоимениях. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем | ||
Словарное богатство русского языка | 2.4, 8.5 | 1.1, 2.5 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий урок | Лексическая система языка. Лексическое значение слова. *Знаки препинания между подлежащим и сказуемым *Знаки препинания при прямой речи | Владеть изученными сведениями из области лексики, толковать лексическое значение слов различными способами, различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Работать с толковым словарем | ||
Словарное богатство русского языка | 2.2, 8.5 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий урок | Лексическая система языка. Лексические омонимы, синонимы, антонимы *Выразительные средства языка *Морфемика и словообразование. Морфемный анализ слова | Опознавать омонимы, синонимы, антонимы. Работать со словарями синонимов, антонимов, опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы, устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова | ||
Словарное богатство русского языка | 2.3, 8.5 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий урок | Лексическая система языка. Фразеологизмы, их значение. *Морфологический анализ слова *Синтаксис. Знаки препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью | Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Уместно использовать фразеологические обороты в речи | ||
Публицистическое рассуждение. Заметка в газету | 8.6 | 3.2 | Создавать тексты различных стилей и жанров | РР | Основные жанры публицистического стиля. Заметка в газету | Просматривать детские и юношеские газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование), знать особенности жанра | ||
Словарное богатство русского языка | 2.5, 8.5 | 3.10 | Оценивать свою речь с точки зрения её правильности находить грамматические и речевые ошибки, недочеты | Повторительно-обобщающий урок | Лексическая система языка. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. *Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения *Морфологический анализ слова | Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Наблюдать за использованием устаревших слов в художественной литературе, характеризовать слова с точки зрения их отношения к активному и пассивному запасу | ||
Грамматика: морфология, синтаксис | 4.3, 5.14 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Грамматика: морфология, синтаксис *Орфографический анализ слова *Словообразовательный и морфемный разбор слов | Понимать, что такое грамматика. Знать ее основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Проводить морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений | ||
Грамматика: морфология, синтаксис | 4.3, 5.13 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении *Лексика. Прямое и переносное значение слова *Правописание корней | Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки, определять Функцию в предложении и тексте, употреблять в речи. Знать правила оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами | ||
Контрольная работа № 3. Диктант с грамматическим заданием | 6.177.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок контроля | Орфография и пунктуация | Воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку, выполнять задания по тексту, при менять правила слитного или раздельного употребления НЕ с разными частями речи, написаний не - ни с отрицательными и неопределенными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописания окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, правила оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами | ||
Анализ контрольной работы | 6.17, 7.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок коррекции знаний | Орфография, пунктуация | Правильно писать и выделять орфограммы в корнях, приставках, суффиксах слов разных частей речи, употреблять знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами | ||
Сочинение в жанре заметки в газету | 8.6 | 3.2 | РР | Заметка в газету - жанр публицистического стиля | Создавать письменные высказывания публицистического стиля, использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя и ведущий тип речи - повествование | |||
Наречие (30 ч + 7ч РР) | ||||||||
Какие слова являются наречиями? | 4.1 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции *Синтаксис. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения | Представлять наречие как неизменяемую части речи, анализировать и характеризовать общектегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию | ||
Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи | 4.1, 4.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Отличие наречия от созвучных форм других частей речи *Правописание приставок *Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения | Используя прием сопоставления с соотносимыми словоформами других частей речи, знать морфологические признаки наречия, опознавать наречия в тексте | ||
Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи | 4.1, 4.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления | Отличие наречия от созвучных форм других частей речи *Правописание имён собственных *Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях | На основе семантико- грамматических особенностей слов опознавать наречия в предложении, в тексте; доказать принадлежность слова к классу наречий | ||
Разряды наречий по значению | 4.1, 4.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Разряды наречий по значению *Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях *Морфемный анализ слова *Морфологический анализ слова | Знать разряды наречий по значению; определять в тексте значение, употреблять наречия для более точного выражения мысли | ||
Разряды наречий по значению | 4.1, 4.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления | Слова состояния, их значение и употребление *Знаки препинания в предложениях с однородными членами *Правописание словарных слов | Знать слова, обозначающие состояние, уметь выделять основу безличных предложений, видеть слова состояния в предложениях, тексте, сопоставлять наречия и слова состояния на основе анализа их синтаксической роли в предложении | ||
Рассуждение-размышление | 8.4, 8.5 | 2.3 | РР | Рассуждение-размышление | Представлять о строении типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. Находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы- размышления типа «или- или» | |||
Разряды наречий по значению | 4.1, 8.2 | 3.3 | Повторительно-обобщающий урок | Разряды наречий по значению *Орфографический анализ слова (орфограмма в приставке, корне, окончании) *Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях | Употреблять наречия для более точного выражения мыслей как одно из средств связи предложений в тексте, составлять тексты, используя наречия | |||
Степени сравнения наречий | 3.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Образование степеней сравнения наречий *Степени сравнения прилагательных *Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами, обращениями, обособленными обстоятельствами) | Знать способы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени в предложении, образовывать наречия в сравнительной степени | ||
Степени сравнения наречий | 3.4, 2.2 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Образование степеней сравнения наречий *Стили и функционально-смысловые типы речи *Орфограмма в корне (проверяемая гласная в корне слова; О-Ё в корне после шипящих) *Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. *Морфемный анализ слова | Отличать степень наречия от сравнительной степени прилагательных, опознавать морфологические омонимы, конструировать предложения с наречиями, употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых опенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени | ||
Морфологический анализ наречия как обобщение изученного по теме «Наречие» | 2.2, 4.3 | 3.8,1.1 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий урок | Образование степеней сравнения наречий *Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения | Выполнять морфологический анализ наречий, образовывать степени сравнения, различать наречия и созвучные слова других частей речи | ||
52-53 | Рассуждение-размышление | 8.6 | 2.2, 3.6 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме) | РР | Рассуждение-размышление | Создавать тексты: пользоваться вопросами- размышлениями с союзом и, аргументировать тезисы, приводить убедительные примеры, делать выводы. Продолжить текст по данному началу, привести примеры возникающих противоречий, сделать вывод. Использовать в сочинении средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами но, а, или, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица | |
Словообразование наречий | 3.2, 3.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок усвоения новых знаний | Словообразование наречий *Морфемный анализ слова *Морфологический анализ слова *Правописание словарных слов | Представлять основные способы образования наречий: суффиксальный, приставочно- суффиксальный, приставочный, сложение разных видов. Определять указанные способы образования наречий. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико- словообразовательного анализа | ||
Словообразование наречий. Основные способы образования наречий | 3.4 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок закрепления изученного | Словообразование наречий *Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи | Знать понятия «словообразовательное гнездо», «словообразовательная цепочка», уметь создавать словообразовательные цепочки наречий, определять способ их образования | ||
Словообразование наречий | 8.4, 10.1 | 3.3 | Повторительно-обобщающий урок | Словообразование наречий. *Стили и функционально-смысловые типы речи | Уметь употреблять наречия в текстах научного и художественного стиля, видеть выразительные возможности наречий, определять их роль в тексте-описании | |||
Контрольная работа № 3 по теме «Наречие» | 4.3, 3.4 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок контроля | Разряды наречий по значению, степени сравнения наречий, словообразование наречий | Опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования, различать наречия, краткие формы причастий и прилагательных | ||
Правописание наречий, образованных от имен существительных | 6.16 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Правописание наречий, образованных от имен существительных *Слитно-раздельно-дефисное написание слов различных частей речи *Синтаксис и пунктуация. Главные и второстепенные члены предложения | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания, которые пишутся слитно; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи, пользоваться орфографическим словарем в случаях сомнений в написании наречий, образованных от существительных | ||
Правописание наречий, образованных от имен существительных | 6.16 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Правописание наречий, образованных от имен существительных *Слитно-раздельно-дефисное написание слов различных частей речи | Знать наречия, которые пишутся раздельно, безошибочно писать их, употреблять их в предложениях, определять их семантическую роль | ||
Правописание наречий на -О, -Е. НЕ в наречиях на -О, -Е | 6.16 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Правописание наречий на -О, -Е. НЕ в наречиях на -О, -Е *Правописание НЕ с другими словами *Морфологический анализ слова *Морфемный анализ слова | Понимать, что правило написания НЕ с наречиями то же, что и с именами существительными. Знать, что правила правописания НЕ с глаголами и деепричастиями. С одной стороны, причастиями - с другой, отличаются от правил написания НЕ с наречиями, существительными и прилагательными. Правильно писать НЕ со словами указанных трех групп | ||
НЕ в наречиях на -О, -Е | 6.16 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Правописание наречий на -О, -Е. НЕ в наречиях на -о, -е *Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями | Соотносить правила написания НЕ с наречием и другими частями речи, понимать общее в выборе орфограммы, формулировать обобщенное правило, видеть структуру наречия, безошибочно писать с НЕ | ||
Буквы Н, НН в наречиях на –О (-Е) | 6.8 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Буквы Н, НН в наречиях на -о (-е) *Морфологический анализ слова *Синтаксис и пунктуация. Главные и второстепенные члены предложения *Орфоэпические нормы *Лексика. Лексическое значение слова | Отличать наречия от форм кратких страдательных причастий и на этой основе верно писать слова с Н, НН в суффиксах данных групп слов. Знать суффиксы с н, нн имен прилагательных и причастий. Верно воспроизводить их при письме | ||
Буквы О, Е на конце наречий после шипящих | 6.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Буквы О, Е на конце наречий после шипящих *Правописание О-Ё в корнях, суффиксах и окончаниях различных частей речи | Знать правило употребления суффиксов -о, -е, уметь безошибочно писать такие наречия | ||
64-65. | Описание состояния человека | 8.1, 8.5 | 1.1, 1.2 | Знать, как строится типовой фрагмент текста со значением «описание состояния лица», с какими типами речи соединяется описание состояния человека, какие языковые средства помогают передать состояние героя | РР | Описание состояния человека | Иметь представление о строении фрагмента текста со значением «описание состояния человека», замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения, рассказывать о своем состоянии (волнении, страхе, радости), вызванном определенной жизненной ситуацией, соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли | |
Буквы о, а на конце наречий | 6.7 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Буквы о, а на конце наречий *Правописание Ь после шипящих в различных частях речи | Знать правило употребления суффиксов О, А, зависящих от приставки. Безошибочно писать такие наречия | ||
Дефис в наречиях | 6.16 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Дефис в наречиях *Синтаксис и пунктуация. Главные и второстепенные члены предложения | Знать словообразовательные приставки наречий, которые пишутся через дефис, слова, которые пишутся также через дефис, образованные путем повторения слов или корней. Находить эти наречия в тексте и правильно писать их | ||
Дефис в наречиях | 6.16 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Дефис в наречиях *Знаки препинания в предложениях с обособленными членами *Фонетический анализ слова *Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ- | Безошибочно писать наречия, между частями которых употребляется дефис, на основе семантико- грамматического анализа разграничивать созвучные словоформы | ||
НЕ и НИ в отрицательных наречиях | 6.12 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | НЕ и НИ в отрицательных наречиях | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий | ||
Буква ь на конце наречий после шипящих | 6.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Буква ь на конце наречий после шипящих О | Владеть обобщенным правилом употребления Ь после шипящих в конце разных частей речи | ||
Употребление наречий в речи | 8.2 | 3.3 3.8 | Оценивать свою речь с точки зрения её правильности находить грамматические и речевые ошибки, недочеты. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок усвоения новых знаний | Употребление наречий в речи | Знать, определительные и обстоятельственные наречия, понимать разницу между этими наречиями, употреблять наречия для связи предложений в тексте | ||
Употребление наречий в речи. Произношение наречий | 10.1 | 3.10 | Оценивать свою речь с точки зрения её правильности находить грамматические и речевые ошибки, недочеты | Урок закрепления изученного | Употребление и произношение наречий в речи | Выделять наречия определительные и обстоятельственные, характеризовать их в зависимости от роли в предложении, употреблять олицетворения- наречия для передачи чувства, использовать в речи выразительные возможности наречий, употребленных в составе фразеологизмов, этикетных выражений. Произносить наиболее употребительные наречия, применяя известные правила произношения | ||
73-74 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие» | 6.179.3 | 3.7, 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающие уроки | Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Употребление наречий в речи | Распознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, наречия и слова категории состояния, образовывать степени сравнения наречий, связанных с их написанием, соблюдать языковые нормы употребления наречий для достижения точности, информативности и выразительности | |
Контрольная работа № 4. Диктант с грамматическим заданием | 6.177.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок контроля | Правописание наречий | Безошибочно писать текст, воспринимая его на слух, при выполнении заданий опознавать наречие, определять его значение, структуру, составлять с ним словосочетание, соблюдать при письме орфографические и пунктуационные нормы | ||
Анализ контрольной работы | 6.17 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок коррекции знаний | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок | Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры | ||
77-78 | Описание состояния человека | 8.6 | 3.1 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме) | РР | Текст. План текста. Типы речи. Композиция | Понимать содержание текста публицистического стиля, воспринимать его зрительно и на слух, составлять план, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли, сочинять свою концовку | |
Служебные части речи. Предлог (6 ч + 3 ч РР) | ||||||||
Предлог как часть речи. Разряды предлогов | 4.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок усвоения новых знаний | Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые и составные; непроизводные и производные | Представлять грамматические особенности служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи. Владеть сведениями о предлоге как части речи; опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов: производные - непроизводные; простые - составные | ||
Предлог как часть речи. Разряды предлогов | 4.2, 2.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок закрепления изученного | Производные и непроизводные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению, приемы отграничения предлогов от омонимичных частей речи, выделять производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи | ||
Правописание предлогов | 6.14 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Правописание предлогов | Знать, какие предлоги пишутся в одно слово или в два, три; через дефис, правильно писать, исправляться в орфографическом словаре об их правильном написании | ||
Правописание производных предлогов | 6.14 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Правильно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение | |||
83-84 | Контрольная работа. Изложение | 8.6 | 3.1 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме) | РР | Изложение текста публицистического стиля с использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, параллельного способа связи предложений | Сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, в частности, такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор | |
Употребление предлогов в речи | 9.2 | 3.10 | Оценивать свою речь с точки зрения её правильности находить грамматические и речевые ошибки, недочеты | Урок усвоения новых знаний | Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки | Употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка, обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки | ||
Употребление предлогов в речи | 2.2, 9.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок закрепления изученного | Употребление предлогов в речи. Предлоги однозначные и многозначные | Отличать производные предлоги от других частей речи, правильно использовать предлоги в речи, производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-синонимы и предлоги-антонимы | ||
8.4 | 3.5 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме) | РР | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи | Устанавливать порядок слов с учетом развития мысли в тексте. Представлять предложения, не членящиеся на «данное» и «новое». Использовать в тексте нерасчлененные предложения в описаниях природы | |||
Служебные части речи. Союз (8 ч + 1ч РР) | ||||||||
Союз как часть речи. Разряды союзов | 4.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные | Знать определение служебной части речи - союза, опознавать союзы в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме, различать разряды союзов (сочинительные-подчинительные) и типы предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложноподчиненное, сложносочиненное). Знать группы сочинительных и подчинительных союзов, какие значения они выражают, употреблять эти союзы в речи, правильно писать | ||
Союз как часть речи. Разряды союзов | 6.147.3 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Разряды союзов: сочинительные и подчинительные | Овладевать навыками синтаксического и пунктуационного разбора предложения, знать перечень простых и составных союзов и их различать | ||
Правописание союзов | 2.2, 6.14 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Правописание союзов | 3нать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами или частицами или от наречий с частицами | ||
Правописание союзов | 6.149.1 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Правописание союзов | Применять правила написания союзов на письме, интонационно и пунктуационно оформлять, соблюдать правила произношения союзов ЧТО, ЧТОБЫ | ||
Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 7.2, 7.11 8.4 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов | Ставить знаки препинания в простых осложненных предложениях и сложносочиненных, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи | ||
Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 7.12 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Подчинительный союз в сложноподчиненном предложении | Ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, отличать подчинительные союзы от союзных слов, уметь употреблять союзы и союзные слова в соответствии с их значениями | ||
Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 8.5 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | РР | Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи | Замечать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования, применять приемы при создании высказываний. Осознанно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональной речи | ||
Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 4.2, 7.19 | 1.1, 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | Различать союзы сочинительные и подчинительные, объяснять их значение, определять смысловые отношения между частями сложных предложений, которые передаются союзами, использовать союзы для связи слов, предложений и частей текста, безошибочно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении | ||
Контрольная работа | 6.17, 7.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок контроля | Правописание наречий, предлогов и союзов, постановка знаков препинания в осложненном простом предложении, в сложном предложении | Владеть правописанием наречий, предлогов и союзов, н - нн в суффиксах, постановкой знаков препинания в осложненном простом предложении, сложном предложении | ||
Служебные части речи. Частица ( 10 ч + 3 ч РР) | ||||||||
Частица как часть речи. Разряды частиц | 4.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок закрепления изученного | Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.) | Знать особенности частиц как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, семантику частиц, доказывать принадлежность слова к частицам, использовать частицы в разных стилях речи, выразительно читать предложения с частицами | ||
Частица как часть речи. Разряды частиц | 4.3 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок закрепления изученного | Разряды частиц по значению | Знать разряды частиц по значению, выполнять морфологический разбор частиц, распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи | ||
Правописание частиц | 6.14 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Частицы ЛИ,ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА, -ТАКИ, раздельное и дефисное написание | Объяснять правописание частиц и верно употреблять их в собственной письменной речи, владеть правилами употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО,-КА | ||
Правописание частиц НЕ и НИ | 6.13 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок закрепления изученного | Отрицательные частицы НЕ и НИ, различение их на письме | Употребление на письме частиц НЕ и НИ с отдельными частями речи, разграничивать частицы и приставки НЕ, НИ; верно писать их, применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме | ||
Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы» | 4.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий урок | Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм. Смысловые различения | Использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых опенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | ||
Употребление частиц в речи | 8.5, 10.1 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок усвоения новых знаний | Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов | ||
Употребление частиц в речи | 8.5, 10.1 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий урок | Употребление частиц в речи | Знать группы частиц по значению, пользоваться вопросительными частицами, понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в тексте, определять значение, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, оценивать их выразительную роль, употреблять их в собственной речи | ||
Описание внешности человека | 8.6 | 3.2, 3.3 | Создавать тексты различных стилей и жанров Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | РР | Описание внешности человека - деловое и художественное | Строить текст описания человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи) | ||
Описание внешности человека | 8.6 | 3.2 3.3 | Создавать тексты различных стилей и жанров Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | РР | Описание внешности человека | Выявлять из текста «говорящие» детали внешности героев, использовать их при устном ответе, сочинять свои «говорящие» детали для создания портрета героя. Создавать словесный портрет, обращать внимание на те детали, которые позволяют предположить профессию человека, его характер, настроение | ||
Характеристика человека | 8.5 | 2.2 | Читать тексты разных стилей и жанров | РР | Характеристика человека | Анализировать тексты; создавать сжатую деловую характеристику на основе художественного текста | ||
Произношение предлогов, союзов, частиц | 9.1 | 3.7 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | Урок усвоения новых знаний | Правильное произношение предлогов, союзов, частиц | Владеть правилами постановки ударения в предлогах, союзах, частицах, правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | ||
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием | 2.5, 6.17 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок контроля | Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм. | Использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых опенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | ||
Работа над ошибками | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок коррекции знаний | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок | Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры | ||||
Междометия и звукоподражательные слова ( 5 + 3 часа РР) | ||||||||
Междометия и звукоподражательные слова | 4.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок усвоения новых знаний | Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями | Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, иметь представление о языковых особенностях междометий; знать перечень наиболее употребительных междометий, определять роль междометий в высказывании | ||
Междометия и звукоподражательные слова | 4.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок закрепления изученного | Междометия и звукоподражательные слова | Овладевать навыками выразительного чтения высказывания, опознавать звукоподражательные слова, выразительно читать предложения со звукоподражаниями | ||
Междометия и звукоподражательные слова | 8.4 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Повторительно-обобщающий урок | Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий | Использовать звукоподражательные и разговорные слова в устной речи, находить их в художественном тексте, определять роль, выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами | ||
Омонимия слов разных частей речи | 2.2 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок освоения новых знаний | Омонимия слов разных частей речи | Различать омонимичные части на основе семантико-грамматического анализа, употреблять их в своей речи | ||
Омонимия слов разных частей речи | 2.2 | 2.5 | Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | Урок закрепления изученного | Омонимия слов разных частей речи | Объяснять лексическое значение слов, проверять себя по толковому словарю, писать в зависимости от значения и грамматической характеристики, проводить сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов | ||
117.-118. | Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского «О Чехове» | 8.6 | 3.2 3.3 | Создавать тексты различных стилей и жанров Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | РР | Характеристика человека | Определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию. Отбирать материал для сжатого изложения, воспроизводить художественный текст, используя приемы его сжатия | |
| Анализ изложений | 6.17 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок коррекции знаний | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок | Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры | |
Повторение ( 21 час ) | ||||||||
| Фонетика. Орфоэпия | 1.2 | 3.7 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | Повторительно-обобщающий урок | Фонетика. Орфоэпия | Правильно произносить употребительные слова изученных частей речи, исправлять ошибки, производить фонетический разбор, соотносить звуки и буквы | |
121. | Состав слова и словообразование | 3.2, 3.4 | 1.1 3.8 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Состав слова и словообразование | Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели. Работать со словообразовательными моделями | |
122.-123. | Лексика и фразеология | 2.5 | 2.5, | Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | Повторительно-обобщающий урок | Лексика и фразеология | Работать с толковым, этимологическим, фразеологическим словарями для объяснения лексического значения слова, создавать связный текст, соблюдая лексические нормы, использовать выразительные средства для выражения основной мысли. Находить нарушения лексических норм, исправлять их | |
124.-125. | Грамматика: морфология и синтаксис | 4.3, 5.14 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Грамматика: морфология и синтаксис | Распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему Формоизменения, определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи | |
| Грамматика: морфология и синтаксис | 4.3 | 1.1 3.10 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа Оценивать свою речь с точки зрения её правильности находить грамматические и речевые ошибки , недочеты | Повторительно-обобщающий урок | Грамматика: морфология и синтаксис | Определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, самим не допускать нарушения грамматических норм | |
Орфография и пунктуация | 5.14, 7.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Орфография и пунктуация | Характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами, к словам с проверяемым гласными подбирать проверочные написания | ||
Орфография | 5.14 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Орфография. Правописание изученных частей речи | Пользоваться орфографическим словарем при затруднении в написании некоторых слов | ||
Пунктуация | 7.19 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | Пунктуация. Знаки завершения, выделения, разделения. Структура простого и сложного предложения | Обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5 - 7 классах. Видеть структуру простого и сложного предложений, составлять схемы, правильно расставлять знаки препинания | ||
Итоговая контрольная работа | 8.5 | 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Урок контроля | Производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | |||
Работа над ошибками | 6.17 | 3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Урок коррекции знаний | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок | Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры | ||
132.-134. | Стили и типы речи | 8.3 | 1.2, 1.3 | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы | РР | Стили и типы речи | Знать особенности текста, черты стилей речи; создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | |
135-136. | Резервные уроки | 5.14 6.177.19 | 3.7, 3.8, 1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Преподаватель Олейник Виктория Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской
КТП и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Календарно тематическое планирование уроков русского языка 6 класс Разумовская
К/т планирование уроков русского языка в 6 классе...
Развернутое тематическое планирование по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской
Развернутое тематическое планирование по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М. Разумовской и П.А. Леканта
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, содержание, формы контроля......
Рабочая программа по русскому языку , 5 класс, по программе М.М. Разумовской в соответствии с новым ФГОС.
В работе представлена рабочая программа по русскому языку 5 класс. По учебнику Разумовской М.М. В соответствии с ФГОС нового поколения....