правописание гласных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Ильяшенко Евгения Александровна

фрагмент урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_russkogo_yazyka_6_klass.rar15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка в 6 классе

(план части урока и презентация для его проведения)

Тема: «Правописание гласных О – Ё после шипящих»

                                     

Цель: создать условия для формирования лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций через актуализацию знаний по морфологии и морфемике (лингвистическая компетенция); определение и закрепление правила написания букв О – Ё после шипящих (языковая  компетенция);

деятельность в парах и группах (коммуникативная компетенция)

Ход урока

Класс делится на два ряда (две группы, где пары будут выполнять одинаковые задания)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний, формулировка темы, целеполагание

1.1)Актуализация знаний по морфемике, морфологии.

1) На доске написаны слова с обозначением частей речи слова с обозначенными морфемами.

- Что изучают разделы лингвистики – морфология и морфемика?

1) Обсуждают в группах, отвечают на вопрос.

1.2)Актуализация знаний по орфографии (сильные и слабые позиции гласных и согласных).

2) Демонстрируется слайд 1.

  - Какое слово лишнее и почему?

(слово дом, т.к. в нём нет орфограмм).

  - Что такое орфограмма?

  - Какая позиция является слабой для согласных, гласных?

 

2) Обсуждают в группах, отвечают на вопросы.

1.3) Подготовка к восприятию орфограмм «сильных позиций»,

целеполагание.

3) Демонстрируется слайд 2.

  - В какой позиции находятся звуки, обозначенные пропущенными буквами? В чём противоречие?

(слабая позиция для гласных – не только безударная, но и после шипящих).

  - Почему, переписывая, вы вставили именно такие буквы?

(определяем, что объяснить учащиеся пока не могут).

  - Какую цель вы бы поставили для себя на этот урок? Чего бы вы хотели достичь? Зачем?

3) Обсуждают, формулируют и записывают тему урока,

определяют  цели.

2.Введение нового материала

2.1) Составление алгоритма действий по определению правильного написания О – Ё после шипящих

1) По рядам раздаются карточки для работы в парах. Задача – попробовать найти закономерность и сформулировать правила.

(Карточки прилагаются)

1) Работают в парах, затем в группах. После обсуждения открываются доски с продублированными заданиями карточек, чтобы работа групп было видна. Учащиеся отвечают, объясняют и защищают свою точку зрения.

2.2) Объяснение нового материала

2) – Итак, в первой группе выясняли, как выбрать буквы изучаемой орфограммы в корне. Сейчас вы увидите, насколько близки были к истине.

Демонстрируется слайд 3.

2) Проговаривают правило, опираясь на схему-таблицу, записывают таблицу в словарик.

2.3) Объяснение нового материала

(продолжение)

3) Во второй группе обсуждали правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях. Вот это правило.

Демонстрируется слайд 4.

3) Проговаривают правило, опираясь на схему-таблицу, записывают таблицу в словарик.

3. Закрепление (практическая работа со словами на изучаемую орфограмму)

Демонстрируются слайды 5,6.

Записывают, вставляя пропущенные буквы, устно объясняют свой выбор, пользуясь записями в словариках.

                                 

                                   Карточка 1.

Что общего в словах с точки зрения морфологии и морфемики?

Попробуйте понять, почему в словах первого столбика пишется Ё,

а в словах второго столбика О.

шёлковый                               шорох

шёл                                         крыжовник

жёлтый                                   шоссе

жёрдочка                                чащоба

дешёвый                                 обжора

(Орфограмма находится во всех словах в корне; в 1-ом столбике слова разных частей речи, во 2-ом – только существительные).

                                Карточка 2.

Что общего в словах с точки зрения морфологии и морфемики?

Попробуйте понять, почему в словах первого столбика пишется Ё,

а в словах второго столбика О.

течёт                                     плечо

бережёт                                горячо

печёный                               зайчонок

ночёвка                                девчонка

дирижёр                               речонка

(Орфограмма находится в суффиксах и окончаниях, части речи разные).

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"

Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Урок дифференцированного обучения для 6 класса среднеобразовательной школы....

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе

Данный урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя прилагательное» Тип урока - усвоение новой т...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...