правописание гласных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока русского языка в 6 классе
(план части урока и презентация для его проведения)
Тема: «Правописание гласных О – Ё после шипящих»
Цель: создать условия для формирования лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций через актуализацию знаний по морфологии и морфемике (лингвистическая компетенция); определение и закрепление правила написания букв О – Ё после шипящих (языковая компетенция);
деятельность в парах и группах (коммуникативная компетенция)
Ход урока
Класс делится на два ряда (две группы, где пары будут выполнять одинаковые задания)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Актуализация знаний, формулировка темы, целеполагание | ||
1.1)Актуализация знаний по морфемике, морфологии. | 1) На доске написаны слова с обозначением частей речи слова с обозначенными морфемами. - Что изучают разделы лингвистики – морфология и морфемика? | 1) Обсуждают в группах, отвечают на вопрос. |
1.2)Актуализация знаний по орфографии (сильные и слабые позиции гласных и согласных). | 2) Демонстрируется слайд 1. - Какое слово лишнее и почему? (слово дом, т.к. в нём нет орфограмм). - Что такое орфограмма? - Какая позиция является слабой для согласных, гласных?
| 2) Обсуждают в группах, отвечают на вопросы. |
1.3) Подготовка к восприятию орфограмм «сильных позиций», целеполагание. | 3) Демонстрируется слайд 2. - В какой позиции находятся звуки, обозначенные пропущенными буквами? В чём противоречие? (слабая позиция для гласных – не только безударная, но и после шипящих). - Почему, переписывая, вы вставили именно такие буквы? (определяем, что объяснить учащиеся пока не могут). - Какую цель вы бы поставили для себя на этот урок? Чего бы вы хотели достичь? Зачем? | 3) Обсуждают, формулируют и записывают тему урока, определяют цели. |
2.Введение нового материала | ||
2.1) Составление алгоритма действий по определению правильного написания О – Ё после шипящих | 1) По рядам раздаются карточки для работы в парах. Задача – попробовать найти закономерность и сформулировать правила. (Карточки прилагаются) | 1) Работают в парах, затем в группах. После обсуждения открываются доски с продублированными заданиями карточек, чтобы работа групп было видна. Учащиеся отвечают, объясняют и защищают свою точку зрения. |
2.2) Объяснение нового материала | 2) – Итак, в первой группе выясняли, как выбрать буквы изучаемой орфограммы в корне. Сейчас вы увидите, насколько близки были к истине. Демонстрируется слайд 3. | 2) Проговаривают правило, опираясь на схему-таблицу, записывают таблицу в словарик. |
2.3) Объяснение нового материала (продолжение) | 3) Во второй группе обсуждали правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях. Вот это правило. Демонстрируется слайд 4. | 3) Проговаривают правило, опираясь на схему-таблицу, записывают таблицу в словарик. |
3. Закрепление (практическая работа со словами на изучаемую орфограмму) | Демонстрируются слайды 5,6. | Записывают, вставляя пропущенные буквы, устно объясняют свой выбор, пользуясь записями в словариках. |
Карточка 1.
Что общего в словах с точки зрения морфологии и морфемики?
Попробуйте понять, почему в словах первого столбика пишется Ё,
а в словах второго столбика О.
шёлковый шорох
шёл крыжовник
жёлтый шоссе
жёрдочка чащоба
дешёвый обжора
(Орфограмма находится во всех словах в корне; в 1-ом столбике слова разных частей речи, во 2-ом – только существительные).
Карточка 2.
Что общего в словах с точки зрения морфологии и морфемики?
Попробуйте понять, почему в словах первого столбика пишется Ё,
а в словах второго столбика О.
течёт плечо
бережёт горячо
печёный зайчонок
ночёвка девчонка
дирижёр речонка
(Орфограмма находится в суффиксах и окончаниях, части речи разные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"
Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...
Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"
Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Урок дифференцированного обучения для 6 класса среднеобразовательной школы....
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе
Данный урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя прилагательное» Тип урока - усвоение новой т...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...