Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

  Данный урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя прилагательное» Тип урока - усвоение новой темы.

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие

  На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prilagatelnoe.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Урок русского языка в 5 классе.

Усвоение новых знаний.

Выполнила учитель русского языка и литературы

Мало-Лызинской средней школы

Демокова Резеда Петровна

 2008

Цели:

  1. познакомить с правилом правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных и с особенностями падежных окончаний в форме мужского рода;
  2. Отработать логику рассуждений, помогающих определить, какое окончание пишется у прилагательного;
  3. Расширить словарный запас учащихся;
  4. Воспитать любовь к родному краю;
  5. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
  6. Выработать навык по самооценке.

  Оборудование: таблица: «Падежные окончания имён прилагательных»; названия творческих групп (Лирики, Лингвисты, Корректоры); дифференцированные карточки; запись татарской народной мелодии, запись «Поющая вода»,  пьесы П.И.Чайковского «Подснежник» (Апрель) из цикла «Времена года»; иллюстрации с достопримечательностями Казани и с изображениями пейзажа.

Словарик:

Корректор - работник издательства, редакции, типографии, исправляющий ошибки.

Лирик - человек лирического восприятия мира, тот, у кого эмоциональные переживания преобладают над рассудочным началом.

Лингвист - Специалист по лингвистике, изучающий науку о языке, языковед.

Извив - то же, что извилина. Извилина - волнистое искривление, изгиб.

Иссяк – о влаге, источнике влаги: высохнуть, истощиться.

Летопись – вид русской повествовательной литературы 11 – 17 веков: запись исторических событий по годам.

Посад – в древности торгово-промышленная часть города, обычно вне городской стены.

План:

 Организационный момент.

1) Речевая зарядка.

Звучит быстрая татарская народная мелодия.

 - Ребята, назовите любимый национальный праздник татар.

 - Сабантуй.

 - Не случайно мы вспомнили о Сабантуе, который славится скачками лошадей. Мы разучим такую скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит.

1. Разучивание скороговорки.

2. Проговаривание её в медленном темпе, затем быстрее и очень быстро.

3. Проговаривание её шёпотом.

   Сегодня у нас будет урок по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных», а темой для нашего с вами разговора, общения будет «Наш родина».

  Мы с вами разделились на три группы – это «Лингвисты», «Лирики» и «Корректоры». Рассмотрим, что же означают эти слова.

Словарик:

Корректор - работник издательства, редакции, типографии, исправляющий ошибки.

Лирик - человек лирического восприятия мира, тот, у кого эмоциональные переживания преобладают над рассудочным началом.

Лингвист - специалист по лингвистике, изучающий науку о языке, языковед.

2) Повторение.

- Что же такое прилагательное?

- На какие вопросы они отвечают?

-Что обозначает имя прилагательное?

- Как они изменяются?

- Каким членом предложения являются?

Работа творческой мастерской.

Распределение заданий.

Для каждой группы приготовлено отдельное задание.

1 группа – «Лингвисты»

- Ученики 5 класса, с которыми я работаю, прислали для вас необычное письмо. В письме пропущены имена прилагательные. Ваша задача – восстановить текст, подобрав подходящие по смыслу прилагательные.

    Здравствуйте …  друзья!

    Пишут вам пятиклассники Мало-Лызинской средней школы. Чтобы познакомиться ближе, расскажем о самом …  для нас месте на земле.

  Наше село очень … . Оно окружено холмами, покрытыми соснами, елями и берёзами. … дома расположены в низине, словно в огромной чаше. В … часы, когда солнце поднимается над горизонтом, небо становится … . Деревенский воздух чист и прозрачен. За дальним полем начинается … лес. Зимой здесь можно увидеть …, … следы. Водятся у нас и рыси, и ядовитые змеи.

  Мы стараемся беречь … природу: ухаживаем за … саженцами, следим за чистотой родников, делаем … скворечники для птиц.

  Ребята, приезжайте к нам в гости. Расскажите в своём письме о своих интересных делах.

  До свидания!

                                         Мальчики и девочки 5 класса.

2 группа – «Лирики». 

   Они приготовят выразительное чтение стихотворения, найдут в нём прилагательные.

   - Прекрасна природа нашего края. Она воспета многими поэтами. Послушайте строчки поэта Вахита Галиева в переводе на русский язык. (Под запись «Поющая вода»)

Прости меня, родник хрустальный,

За то, что я родной покинул край,

И нету вести для меня печальней, чем знать,

Что ты иссяк, но не умирай…

К тебе вернусь, источник серебристый,

И жажду утолю холодною струёй,

И вдруг пойму: с водою этой чистой

Навеки связан я одной судьбой…

Как в жилах кровь струится неустанно,

Чтоб сердце моё билось вновь и вновь,

Так пусть родник вовек не перестанет

Дарить земле моей свою любовь!

Словарик:

Иссяк – о влаге, источнике влаги: высохнуть, истощиться.

- Какие эпитеты вам запомнились?

- Хрустальный родник, источник серебристый и чистый.

3 группа – «Корректоры»

   Вы  составите ответ на письмо.

  Творческий отчёт каждой группы. «Лингвисты» зачитывают письмо. В тексте они вставили пропущенные прилагательные.

    Здравствуйте (дорогие) друзья!

    Пишут вам пятиклассники Мало-Лызинской средней школы. Чтобы познакомиться ближе, расскажем о самом (любимом) для нас месте на земле.

  Наше село очень (красивое). Оно окружено холмами, покрытыми соснами, елями и берёзами. (Деревянные) дома расположены в низине, словно в огромной чаше. В (утренние) часы, когда солнце поднимается над горизонтом, небо становится (розовым). Деревенский воздух чист и прозрачен. За дальним полем начинается (богатый) лес. Зимой здесь можно увидеть (заячьи, лисьи, волчьи) следы. Водятся у нас и рыси, и ядовитые змеи.

  Мы стараемся беречь (родную) природу: ухаживаем за (молодыми) саженцами деревьев, следим за чистотой родников, делаем (новые) скворечники для птиц.

  Ребята, приезжайте к нам в гости. Расскажите в своём письме о своих интересных делах.

  До свидания!

                                                 Мальчики и девочки 5 класса.

Самооценка работы каждой группы (5-бальная система)

Формирование новых знаний и понятий.

   Объяснение новой темы. Рассмотреть таблицу.

  - Рассмотрите предложение. Расставьте окончания прилагательных. (Запись на доске. Выполняется совместно)

   Русск... летописи несколько раз говорят о существовании в древн.. Казани города и посада. Город находился на высок… холме. Здесь был ханск… дворец(И.п., ед.ч., м.р.) и пять очень высок… камен… мечетей.

Словарик:

Летопись – вид русской повествовательной литературы 11 – 17 веков: запись исторических событий по годам.

Посад – в древности торгово-промышленная часть города, обычно вне городской стены.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного?

- Определить, к какому существительному относится, определить род, число, падеж, задать вопрос и вспомнить какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.(посмотреть таблицу)

- Какую закономерность можно отметить в окончаниях вопроса и прилагательного?

- Окончания вопросов и прилагательных сходны.

- Какие окончания прилагательных нельзя проверить вопросом?

- Прилагательные мужского рода именительного падежа и сходном с ним винительного падежа при вопросе какой? Имеют окончания –ой, -ый, -ий.

Формирование умений и навыков.

- И как могучая река берёт своё начало с маленького хрустального родника, так и родной Татарстан начинается с небольшого села и простирается до самого главного города нашей республики – величавой Казани.

  Наша столица отпраздновала в 2005 году 1000-летний юбилей, но с каждым годом она становится всё краше. Казань всегда притягивала к себе  жизненной силой, новизной и передовыми взглядами, сохраняя национальную неповторимость.

    Мы восхищаемся его архитектурой и ощущаем счастье и гордость. Многолюдная, пестрая, многоязычная. Она принадлежит к числу тех городов, которые привлекают не сразу, а покоряют постепенно индивидуальностью своего образа.

 - Какие достопримечательности Казани вы знаете?

- Что вы видите на рисунках?

Задание  группе «Лингвисты».

  1. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания и определите род, число, падеж. Какую роль играют имена прилагательные?

   Казань под зарёю. Розов.. пар стоит над песчан.. берегом реки из него выделяются золотист.. верхушки колоколен. Где-то далеко сверкает извив Волги. А кругом эти син.. мглист.. дали. Прошло ещё несколько минут и солнце брызнуло огненн.. струями в чащу деревьев.

                                                                (По В.Немировичу – Данченко)

Словарик:

Извив - то же, что извилина. Извилина - волнистое искривление, изгиб.

  -  Какую роль играют имена прилагательные?

  - С помощью прилагательных автор рисует образную картину природы, передаёт впечатление от предмета.

Самооценка  группы (5-бальная система)

Задание для группы «Корректоров»

   2. Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных. Докажите примерами.

Образец:  -ая, -яя – женский род, единственное число, именительный падеж – большая (книга), синяя (тетрадь).

                            - ое, -ее –                               -ого, его –

                            - ые, -ие –                             - им, -ым –

                            - ый, -ий -                             - ую, юю –

Самооценка  группы (5-бальная система)

Задание для группы «Лириков»

3. Подберите синонимы к прилагательным.

Огромн.. река (большая, великая, крупная, грандиозная, колоссальная, гигантская, исполинская, громадная);

Прекрасн.. здание (хорошее, великолепное, отличное, превосходное, отменное, распрекрасное, пригожее)  

Известн.. город (знаменитый, популярный, прославленный, славный, знатный, именитый, мировой).

Самооценка (5-бальная система).

Физкультминутка.

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник» (Апрель) из цикла «Времена года»)

Наши тонкие цветки,

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

Срез знаний.

  Самостоятельная работа для каждой группы. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных, и обозначьте их.

 («Лингвисты»)

 1. Волшебн…  песни, свеж… ветер, средь стройн.. берёз, в лунн… сиянии, в холодн… воду, из син.. вод, ароматн… ландыша, в глубок… овраге, в красив.. лесу, серебрист… паутину, горяч.. солнце, на весенн… солнышке.

 («Корректоры»)

 2. Зимн… леса, мягк.. снегом, вкусн… хлеб, холодн.. ветром, син.. платка, удивительн.. тишиной, в прозрачн.. воде, в крошечн.. домике, из мелк… снежинок, в дальн.. дорогу, в зимн.. дни, гибк.. ветви.

(«Лирики»)

  3. Красн.. солнца, удивительн.. картину, син.. неба, пушист.. веткам, могуч.. дуб, огромн.. дома, бел.. снежинками, в вечерн.. тишине, золотист.. лучом, зимн.. вечером, син.. тени, лесн.. птицы.

Проверка самостоятельной работы. Самооценка.

- Составьте с данными словосочетаниями связной текст о природе своего края, используя словосочетания из задания. (Иллюстрации пейзажа на магнитной доске)

Чтение текста.

Самооценка. Выставление оценок за весь урок.

 

Задание – сюрприз.

  (Выставление коробочки – теремка, в которой находятся сладкие подарки для учащихся)

  -Угадайте подарок, задавая вопросы, используя прилагательные, например « Это круглое?  Это зелёное? Это сладкое?». Учитель отвечает «Да» или «Нет»

Итог урока:

-О чём мы говорили на этом уроке?

- О чём вы узнали?

   Домашнее задание. Вспомните, какие обычаи и традиции татарского народа вы знаете.

«Падежные окончания имён прилагательных»

Падежи

Мужской род

Средний род

Женский род

Множественное

число

И.п

какой?

-ый, -ой, -ий

какое?

-ое, -ее

какая?

-ая, -яя

какие?

-ые, -ие

Р.п

какого?

-ого, -его

какого?

-ого, -его

какой?

-ого, -его

каких?

-ых, -их

Д.п

какому?

-ому, -ему

какому?

-ому, -ему

какой?

           -ой, -ей

каким?

-ым, -им

В.п

какой?

-ый, -ой, -ий

какое?

-ое, -ее

какую?

-ую, -юю

какие?

-ые, -ие

каких?

-ых, -их

Т.п

каким?

-ыи, -им

каким?

-ыи, -им

какой?

-ой, -ей

какими?

-ыми, -ими

П.т

о каком?

-ом, -ем

о каком?

-ом, -ем

о какой?

-ой, -ей

о каких?

-ых, -их

Словарик:

Корректор - работник издательства, редакции, типографии, исправляющий ошибки.

Лирик - человек лирического восприятия мира, тот, у кого эмоциональные переживания преобладают над рассудочным началом.

Лингвист - Специалист по лингвистике, изучающий науку о языке, языковед.

Извив - то же, что извилина. Извилина - волнистое искривление, изгиб.

Иссяк – о влаге, источнике влаги: высохнуть, истощиться.

Летопись – вид русской повествовательной литературы 11 – 17 веков: запись исторических событий по годам.

Посад – в древности торгово-промышленная часть города, обычно вне городской стены.

«Лингвисты»

Повторение

1. Вставьте пропущенные прилагательные в письме.

    Здравствуйте ________  друзья!

    Пишут вам пятиклассники Мало-Лызинской средней школы. Чтобы познакомиться ближе, расскажем о самом _______  для нас месте на земле.

  Наше село очень_______ . Оно окружено холмами, покрытыми соснами, елями и берёзами. __________ дома расположены в низине, словно в огромной чаше. В __________ часы, когда солнце поднимается над горизонтом, небо становится _________ . Деревенский воздух чист и прозрачен. За дальним полем начинается _________ лес. Зимой здесь можно увидеть _________, _________ следы. Водятся у нас и рыси, и ядовитые змеи.

  Мы стараемся беречь ________ природу: ухаживаем за _______ саженцами, следим за чистотой родников, делаем __________ скворечники для птиц.

  Ребята, приезжайте к нам в гости. Расскажите в своём письме о своих интересных делах.

  До свидания!

                                         Мальчики и девочки 5 класса.

Новая тема

  2. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания и определите род, число, падеж. Какую роль играют имена прилагательные?

   Казань под зарёю. Розов___ пар стоит над песчан___ берегом реки из него выделяются золотист___ верхушки колоколен. Где-то далеко сверкает извив Волги. А кругом эти син___ мглист___ дали. Прошло ещё несколько минут и солнце брызнуло огненн___ струями в чащу деревьев.

                                                                (По В.Немировичу – Данченко)

Извив - то же, что извилина. Извилина - волнистое искривление, изгиб.

- Какую роль играют имена прилагательные?

Срез знаний.

 3. Самостоятельная работа. Спишите в тетрадь, вставляя пропущенные  окончания прилагательных и обозначьте их.

  Волшебн…  песни, свеж… ветер, средь стройн.. берёз, в лунн… сиянии, в холодн… воду, из син.. вод, ароматн… ландыша, в глубок… овраге, в красив.. доме, серебрист… паутину, в зимн… ночи, горяч… пирог, на весенн… солнышке.

«Лирики»

Повторение 

1. Выразительно прочитайте стихотворение  Вахита Галиева. Подчеркните прилагательные и задайте к ним вопросы.

Прости меня, родник хрустальный,

За то, что я родной покинул край,

И нету вести для меня печальней, чем знать,

Что ты иссяк, но не умирай…

К тебе вернусь, источник серебристый,

И жажду утолю холодною струёй,

И вдруг пойму: с водою этой чистой

Навеки связан я одной судьбой…

Как в жилах кровь струится неустанно,

Чтоб сердце моё билось вновь и вновь,

Так пусть родник вовек не перестанет

Дарить земле моей свою любовь!

Иссяк – о влаге, источнике влаги: высохнуть, истощиться.

- Какие эпитеты вам запомнились?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Новая тема.

2. Подберите синонимы к прилагательным.

Огромн.. река- ___________________________________________________

________________________________________________________________

Прекрасн.. здание - _______________________________________________

________________________________________________________________

Известн.. город - _________________________________________________

________________________________________________________________

Срез знаний.

3. Самостоятельная работа для каждой группы. Спишите в тетрадь, вставляя пропущенные окончания прилагательных, и обозначьте их.

  Красн.. солнца, удивительн.. картину, син.. неба, пушист.. веткам, могуч.. дуб, огромн.. дома, бел.. снежинками, в вечерн.. тишине, золотист.. лучом, зимн.. вечером, тонк.. пряжей, жёлт.. кувшинки.

«Корректоры»

 1.  Составьте ответ на письмо.

    Здравствуйте дорогие друзья!

    Пишут вам пятиклассники Мало-Лызинской средней школы. Чтобы познакомиться ближе, расскажем о самом любимом для нас месте на земле.

  Наше село очень красивое. Оно окружено холмами, покрытыми соснами, елями и берёзами. Деревянные дома расположены в низине, словно в огромной чаше. В утренние часы, когда солнце поднимается над горизонтом, небо становится розовым. Деревенский воздух чист и прозрачен. За дальним полем начинается богатый лес. Зимой здесь можно увидеть заячьи, лисьи, волчьи следы. Водятся у нас и рыси, и ядовитые змеи.

  Мы стараемся беречь родную природу: ухаживаем за молодыми саженцами деревьев, следим за чистотой родников, делаем новые скворечники для птиц.

  Ребята, приезжайте к нам в гости. Расскажите в своём письме о своих интересных делах.

  До свидания!

                                                 Мальчики и девочки 5 класса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   2. Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных. Докажите примерами.

 Образец:  -ая, -яя – женский род, единственное число, именительный падеж – большая (книга), синяя (тетрадь).

                            - ое, -ее –                               -ого, его –

                            - ые, -ие –                             - им, -ым –

                            - ый, -ий -                             - ую, юю –

Срез знаний.

3.  Самостоятельная работа для каждой группы. Спишите в тетрадь, вставляя пропущенные окончания прилагательных и обозначьте их

  Зимн… леса, мягк.. снегом, вкусн… хлеб, холодн.. ветром, син.. платка, удивительн.. тишиной, в прозрачн.. воде, в крошечн.. домике, из мелк… песчинок, в дальн.. дорогу, жёлт.. цветами, гибк.. ветви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных"

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 10 апреляТема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (параграф 102)1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Записать в тетради или сло...

презентация " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных" 6 класс

Презентация к уроку русского языка   " Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных"...

Презентация к уроку в 5 классе Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Презентация к уроку в 5 классе Правописание гласных в падежных окончаниях  прилагательных....

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи.Задачи:Обучающие:закрепить знания об имени прилагательном как части р...