Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку на тему
Происходящие изменения в общественной жизни государства требует развития новых педагогических технологий, творческой инициативы. Одним из методов формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся является проектный метод.. В работе представлен материал из опыта работы учителя над проектной деятельностью учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Одинцовский лицей №2
Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и её роль в формировании УУД.
Учитель русского языка и литературы :
Надрышина Екатерина Феофановна
Одинцово 2014
Введение.
Происходящие изменения в общественной жизни государства требуют развития новых педагогических технологий, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения решать возникающие проблемы.
Одним из методов формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся является проектный метод.
Учебный проект – одна из личностно-ориентированных технологий ,интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.
Существует несколько наиболее важных для осуществления проектной деятельности условий: применение исследовательского подхода, использование методов групповой работы и деятельности в сотрудничестве, обучение учащихся коммуникации.
В ходе выполнения проекта должно быть предусмотрено проведение сравнительного изучения, исследования того или иного значимого факта, явления, события. В содержание проекта должен быть включён серьёзный научный компонент( исследовательский ,поисковый, творческий ),определяющий совместную работу и общий результат по одной и той же проблеме. Проводимый проект должен иметь личностный компонент.
Проектно-исследовательская деятельность в средней школе.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере : постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить.
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
Существует разные мнения в каком возрасте начинать проектную деятельность ? В подростковом возрасте, или в начальной школе.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Когда в учебной работе появляются первые проекты, субъектом деятельности является педагог, деятельность еще не принадлежит учащемуся, у него она только формируется, он сам не в состоянии спланировать эту работу. На данном этапе ученик участвует в деятельности, но не может быть самостоятельным в ней. Это этап максимального педагогического участия. Постепенно изменяется и объект проектирования. Учитель привлекает внимание детей к тому, что должно быть, сделано (цель) что –преобразовано ( объект). На этом этапе можно говорить о двух проектах. Первый - детский, второй педагогический (педагог формирует проектную деятельность школьников, отдельных новообразований этой деятельности, управляет ситуацией, посредством учебного проекта способствуя развитию учеников. ( Постепенно учащиеся самостоятельно учатся анализировать ситуацию и выделять в ней объект преобразования и будущий результат). Однако полноценная проектная деятельность, чтобы не говорили, еще трудна для младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках русского языка и литературы, коллективные творческие дела ,проводимые во внеурочное время. Учащиеся 5 классов с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одной-двумя неделями ( мини-проект) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая школьникам и значимая для них. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся 5-х классов не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная, Плюс, конечно, элемент, неожиданности .Учащиеся 5-6 классов очень любят творческие проекты. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т.д.
От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без учителя они не могут обойтись. Но ребенок должен почувствовать, что проект- это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.
Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать, чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладел. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы ,закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности- задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.
Совместная работа ребенка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей, важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап – УЧИТЕЛЬ- ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Творческая игра, спектакль, стенгазета.
Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, умение устанавливать цели и задачи, , анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения.
Начиная работу с учащимися, я занимаюсь подготовкой учащихся к этой деятельности: проводим с ребятами различные интеллектуальные конкурсы , викторины. Большое внимание уделяю развитию речевой культуре учащихся, ребята знакомятся с культурой публичного выступления, информационными технологиями.
Метод проектов позволяет создать условия деятельности , максимально приближённые к реальным для формирования компетентности учащихся.
Роль учителя при выполнении проектов меняется в зависимости от этапов работы над проектом. На всех этапах педагог выступает как помощник, то есть консультирует, мотивирует, наблюдает, направляет.Ученики выступают активными участниками проекта, то есть ученик становится субъектом познавательной деятельности. В работе над проектом я предлагаю участвовать всем желающим. Темы проектных работ ученики выбирают сами ,иногда я им предлагаю сама. Например, когда мы изучали части речи, ребята очень заинтересовались такой частью речи, как междометие. Я им предложила тему «Междометия, можно ли без них обойтись?»Цель данной работы: возбудить интерес к очень оригинальной и распространённой части речи русского языка, исследуя её происхождение и значение. Задачи работы: узнать, что такое междометие, дать этимологический обзор наиболее известных междометий, исследовать речь учащихся на наличие междометий, развивать исследовательские умения в области русского языка.
Работая над проектной деятельностью учащихся, я пришла к выводу, что в проектной работе много плюсов: ученику гораздо легче освоить интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы и заканчивая оценочными суждениями.
Проектная деятельность даёт возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний учащихся.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность , безусловно, важна и необходима, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. . Проектная деятельность школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе
В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в школе.
Использованная литература.
- Стандарты второго поколения.
- Г. В. Цветкова. Проектная деятельность учащихся. 2012.
- О.В. Касперская.Современные технологии.2011.
- Грязева В.Г. Одарённые дети: экология творчества. М.,Челябинск: ИПИ РАО ЧГИИК. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Презентация "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
Проектная деятельность на уроке...
Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...
Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...